Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура труда. 
Хозяйственная (экономическая) культура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культура хозяйственная, экономическая реализуется тогда и настолько, когда и насколько труд может быть свободным и творческим. Когда обмен товарами и распределение производимого происходят честно, справедливо. Когда в отношениях производителей между собой и с потребителями воплощены те же честность, справедливость, порядочность. Когда потребление одухотворено так, что вещи выступают для человека… Читать ещё >

Культура труда. Хозяйственная (экономическая) культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хозяйственная культура, культура экономическая чаще всего связывается с успешной организацией хозяйства, производства и потребления, с эффективностью экономики.

Действительно, успешность, эффективность хозяйственной деятельности необычайно важна. Слово «культура» первоначально означало возделывание почвы, с тем чтобы успешнее выращивать сельскохозяйственную продукцию. И сами продукты, зерновые — пшеницу, рожь, ячмень — стали называть и до сих пор называют сельскохозяйственными культурами. Но поскольку ведение хозяйства, производство продуктов, вещей было и остается первейшим условием сохранения и развития жизни людей, у хозяйства установились более непосредственные отношения не с изменявшейся, обогащавшейся культурой, а с тем, что именуют цивилизацией.

Ведь эффективность хозяйства, его успешность скорее связаны не с культурностью собственно, а с большей или меньшей степенью цивилизованности человека и общества. В том числе с социальной организацией, разделением труда. И уж, конечно, развитие техники, науки, технологий способствуют успешности хозяйствования.

Что же касается именно культуры хозяйственной деятельности, то она должна воплощаться в характере и степени одухотворенности, облагороженное™ хозяйства. Вопрос о культуре хозяйства — это вопрос о том, воплощаются ли и в какой мере в этой деятельности ценности культуры — добро, красота, позитивная свобода, честность, справедливость и т. д.

Сфера хозяйства — это сфера труда, производства, обмена произведенным, распределения, потребления производимого трудом. Некоторые мыслители XIX и XX вв. (например, К. Маркс и С. Н. Булгаков) отмечали, что хозяйство, хозяйственный труд (подневольный) зачастую обращены против человека, уродуют его человеческую сущность, обретая антикультурный характер.

Однако С. Н. Булгаков, понимая это, все же размышлял о труде как о культуре. Точнее, о культуре как результате труда, направленного на природу. И хозяйство он трактовал как творческую деятельность человека в природе.

Человек, овладевая силами природы, творит, создает свой новый мир, новые блага, новые знания, новую красоту — он творит культуру: «Мы живем под впечатлением нарастающей мощи хозяйства, открывающей безбрежные перспективы для творчества культуры»[1]. И в этом плане, по мнению Булгакова, хозяйство может рассматриваться как явление духовной жизни.

Творчество культуры обычно связывается с деятельностью ученых, изобретателей, людей искусства. Ведь творчество понимается в качестве порождения нового и социально значимого. В таком понимании творчества есть резон. Однако важна не сама по себе новизна. Для творчества характерно то, что, во-первых, в его процессе порождаются ценности жизни и культуры. Во-вторых, то, что сам процесс труда как творчества является ценностью.

Свободный труд рабочего или крестьянина ощущается ими в качестве ценности. Несмотря на то что труд нелегок, требует напряжения человеческих сил, работник испытывает чувства радости, удовольствия. Даже наслаждения, если труд свободный. Результат труда, в случае крестьянского труда хлеб, например, является высокой ценностью. Хлеб-соль недаром до сих пор — атрибуты встреч желанных гостей. В результативном труде воплощаются ценности культуры: свобода, добро, красота. Но только если труд не рабский и по-человечески результативный.

Известно, что в жизни людей и труд, и хозяйство как сфера его приложения слишком часто были и бывают враждебными человеку и культуре. Проявляется чуждость, навязанность, не творческость труда. А к этому добавляется несправедливость обмена товарами, распределения благ, вещных и духовных ценностей, создаваемых трудом людей.

Культура хозяйственная, экономическая реализуется тогда и настолько, когда и насколько труд может быть свободным и творческим. Когда обмен товарами и распределение производимого происходят честно, справедливо. Когда в отношениях производителей между собой и с потребителями воплощены те же честность, справедливость, порядочность. Когда потребление одухотворено так, что вещи выступают для человека не столько в качестве товара (его стоимости), сколько в качестве ценностей. Последнее особенно существенно при потреблении духовных ценностей.

Конечно, культура хозяйства предполагает наличие условий для своей реализации, определенной степени цивилизованности, внешних форм, в которых может воплощаться культура вообще. Например, хорошо оборудованных, оформленных производственных помещений, удобных и приятных для производителя, культурных форм отношений, скажем, между продавцом и покупателем.

За всем этим, большим и малым, кроется один вопрос, который С. Н. Булгаков считал основным для философии хозяйства: «Является ли хозяйство функцией человека или человек — функцией хозяйства?»[2]. Это ведь и основной вопрос культуры хозяйства, экономической культуры. Если человек является функцией хозяйства, экономики, «винтиком» в хозяйственном механизме, то о культуре хозяйства говорить не приходится. При том что оно может быть более или менее цивилизовано.

О культуре хозяйства сейчас не очень часто упоминают. Это вроде бы перестало быть актуальным. Зато много внимания стали уделять корпоративной культуре".

Корпоративная культура понимается как совокупность норм поведения, принятых в компании, фирме. Наличие таких норм, следование им свидетельствуют, конечно, не о собственно культуре работников корпорации, а о цивилизованности отношений между ними. Для культуры отношений только этого недостаточно. Но и это существенно.

Хозяйство настолько культурно, насколько оно способствует удовлетворению и реализации не только физических, утилитарных, но и духовных потребностей, реализации ценностей культуры. Оно культурно настолько, насколько формы человечности возможны в реальной хозяйственной деятельности, в экономических отношениях.

Однако, безусловно, в хозяйственной деятельности сопряжено то, что мы называем цивилизованностью и культурностью. И в целом хозяйственная (экономическая) культура — это цивилизованность хозяйственной деятельности и экономических отношений; а также проявленность ценностей культуры в хозяйственной деятельности и экономических отношениях.

Поскольку человечество (ни одно конкретное общество) не может вполне обеспечить этого, постольку хозяйственная деятельность всегда ограниченно культурна. Потому что действительные благородство, порядочность, деликатность, совестливость и т. д. в этой деятельности не могут выступать в их самоценности. Их проявления все же подчинены успеху, выгоде, конкуренции.

Развитие экономической культуры — это поиск возможностей совмещения того и другого, что вовсе не невероятно. Что при нормальной хозяйственной, экономической обстановке реализуется. Не на высшем уровне культуры, но достаточном, чтобы человек (производитель и потребитель) мог ощущать себя живущим в цивилизованном мире, в котором жива культура. Обман потребителя, коррупция, схватки не на жизнь, а на смерть с конкурентами, все это и многое другое — за пределами нормы культурных деловых отношений.

Уровень и характер хозяйства, экономики во все времена, с одной стороны, определяли социальную и политическую жизнь людей. Ас другой стороны, политика нередко «первенствует перед экономикой», определяя ее характер и состояние. Взаимосвязи между политикой и цивилизованностью, политикой и культурой чрезвычайно существенны.

  • [1] Булгакове. Н. Философия хозяйства. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 155.
  • [2] Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Соч.: в 2 т. Т. 1. С. 301.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой