Коренные народы Сибири
Региональное своеобразие систем ТП складывается под влиянием ряда факторов, которые находятся в динамическом взаимодействии. Природно-ресурсная основа ТП «задает» его ограничения и возможности, объекты инфраструктуры; технологическая оснащенность и экономико-географическое положение предприятий традиционных отраслей обусловливают силу или слабость институтов ТП. Антропогенная нарушенность ареалов… Читать ещё >
Коренные народы Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Численность коренных малочисленных народов Сибири (КМНС) (включая Якутию) составляет 168 690 человек, принадлежащих к 22 народам. Они проживают в пределах Западной Сибири (ханты, манси, ненцы, чулымцы, кеты), Средней Сибири (эвенки, долганы, селькупы, ненцы, нганасаны, энцы), Северо-Восточной Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, долганы), гор Юга Сибири (шорцы, телеуты, кумандинцы, тувинцы-тоджинцы, тофалары, челканцы, сойоты), Забайкалья (эвенки) (табл. 11).
Таблица 11
Численность КМНС по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.
КМНС. | Население в регионе, чел. | Доля в общей численности этноса в РФ, %. | Территории преимущественного проживания в пределах Сибири. |
Долганы. | Красноярский край. Республика Саха (Якутия). | ||
Кеты. | Красноярский край, Томская область. | ||
Кумандинцы. | Алтайский край. Республика Алтай, Кемеровская область. | ||
Манси. | 11 614. | 97,8. | Т юменская область: ХантыМансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. |
Нганасаны. | Красноярский край. | ||
Ненцы. | 35 254. | 80,1. | Тюменская область: ХантыМансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край. |
Селькупы. | Тюменская область, ЯмалоНенецкий автономный округ, Красноярский край, Томская область. | ||
Сойоты. | Республика Бурятия. | ||
Теленгиты. | Республика Алтай. | ||
Телеуты. | Кемеровская область. | ||
Тофалары (тофа). | Иркутская область. | ||
Тубалары. | Республика Алтай. | ||
Тувинцы; тоджинцы. | Республика Тыва. | ||
Ханты. | 29 995. | 99,4. | Тюменская область: ХантыМансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская область. |
КМНС. | Население в регионе, чел. | Доля в общей численности этноса в РФ, %. | Территории преимущественного проживания в пределах Сибири. |
Челканцы. | Республика Алтай. | ||
Чукчи. | 4,4. | Республика Саха (Якутия). | |
Чулымцы. | Томская область, Красноярский край. | ||
Шорцы. | 12 101. | 99,3. | Кемеровская область. Республика Хакасия, Красноярский край, Алтайский край. |
Эвенки. | 31 013. | 83,6. | Красноярский край. Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Забайкальский край. Иркутская область. |
Эвены. | 68,2. | Республика Саха (Якутия). | |
Энцы. | Красноярский край. | ||
Юкагиры. | 82,6. | Республика Саха (Якутия). |
Официально признано сложное положение КМНС, причем основной причиной кризиса названо бедственное положение традиционного хозяйства. На рубеже третьего тысячелетия был разработан и принят пакет законодательных актов по защите среды обитания и образа жизни малочисленных народов, урегулированию ТП. Однако законодательная база по созданию ТТП и улучшению жизненных условий северных аборигенов не работает в полную силу. Основной парадокс — стремление урегулировать и гармонизировать жизнь КМНС посредством решения земельного вопроса — оборачивается лишением их прав на территории проживания и ресурсы. В данной ситуации возрастает роль региональных инициатив и самоорганизации коренных народов.
Региональное своеобразие систем ТП складывается под влиянием ряда факторов, которые находятся в динамическом взаимодействии. Природно-ресурсная основа ТП «задает» его ограничения и возможности, объекты инфраструктуры; технологическая оснащенность и экономико-географическое положение предприятий традиционных отраслей обусловливают силу или слабость институтов ТП. Антропогенная нарушенность ареалов традиционного проживания этносов тесно связана с взаимоотношениями с бизнесструктурами, региональной властью. Социальные факторы характеризуют адаптацию ТП к современным условиям: это состояние социальной среды, распределение ролей в социуме согласно новым функциям, но без разрыва с (нео)традицией, гармоничность либо проблемность социальной стратификации. Экономическая составляющая ТП зависит как от самоорганизации общин КМНС, последствий предшествующего развития, так и от инфраструктурных процессов, состояния регионального и федерального законодательства, дающего представителям КМНС право пользования ресурсами. Этнокультурная составляющая «цементирует» системы ТП, объединяя членов социума этнической и региональной идентификацией.
В качестве основы взвешенной социальной политики в демографической сфере рассматривается, прежде всего, сохранение, поддержание и развитие традиционного (этнического) ПП с учетом многовековых традиций освоения и обживания конкретных территорий. Учитывая особую, сакральную и этнообразующую функцию предполагаемых ТТП, а также опыт существования национальнотерриториальных единиц (сельсоветы) и целостного образования (Катангский национальный район), создание которых исходило из предпосылки сохранения этнического и культурного своеобразия катангских эвенков, следует отметить неотложный характер проектируемой территориальной легитимизации. Особая ценность этнических ареалов планируемой ТТП состоит в том, что они представляют для современного эвенкийского социума не только природноресурсный базис жизнеобеспечения, но и являются доставшимся от предков природным наследием, которое имеет глубокий гуманитарный смысл.
Исторические навыки, исконная территория традиционного проживания и ПП явились теми мощными нематериальными аргументами, которые обеспечили сохранение этносом своей самобытности, своего самовыражения, своего «дома» как экологической ниши в столь многообразной и часто не гостеприимной окружающей среде. Именно постоянное сотворчество сибирского этноса с природой на фоне слабозаселенного географического пространства как барьерного информационного фактора обусловили его общинную самоизоляцию, приверженность к традициям предков, неполную восприимчивость ценностей цивилизованного мира, консерватизм в мышлении, образе жизни, жизнедеятельности и жизнеобеспечении. Сам этнос и территория его ТП оказались как бы неразделимы. Поэтому в современном интенсивном промышленном освоении тундрово-таежных природно-ресурсных потенциалов необходимо, исходя из гуманитарных и общечеловеческих ценностей, идти на сохранение ТТП — среды исконного обитания малочисленных этносов и, в конечном итоге, на сохранение самого этноса.