Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цивилизационное развитие индустриального общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XIX—XX вв. другие цивилизационные образования не исчезли, но пришли в упадок и подверглись сильному влиянию Запада — вестернизации. Она могла носить добровольный характер, преследовать цель сохранения национальной независимости и конкурентоспособности в условиях столкновения с доминирующей западной цивилизацией. Такое значение имели «реставрация Мэйдзи» в Японии (1868—1889), «политики… Читать ещё >

Цивилизационное развитие индустриального общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная цивилизация: пространство и время

Изучение становления и развития современной западной цивилизации, которая в XIX—XX вв. стала претендовать на статус глобальной и даже универсальной, сопряжено с двумя традиционными проблемами — временем и пространством. Новое общество возникает не на пустом месте. Оно связано причинно-следственными связями с предшествующими эпохами. Черты этих эпох со временем становятся все менее заметными, но бесследно не исчезают. Становление современной западной цивилизации принято относить к концу XVIII в., когда несколько крупных общественных сдвигов ускорили процесс модернизации, результатом чего стало возникновение новой цивилизационной модели.

Более сложной представлялась проблема пространства западной цивилизации, так как европейские страны заметно отличались по характеру и темпам своей трансформации в новое состояние. Первоначально она охватила протестантские государства, прежде всего Великобританию и Нидерланды. Затем модериизациоиные процессы распространились на другие европейские страны, вышли за пределы Европы (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), что заставило изменить наименование данного цивилизационного типа с «европейского» на «западный». Но не решенной остается проблема стандарта западной цивилизации, цивилизационной классификации ряда государств Восточной и Южной Европы, Латинской Америки, а также России. Со времени Петра I она причисляла себя к Европе, но в XIX в. возникла дискуссия о ее цивилизационной принадлежности, которая продолжается по настоящее время.

В XIX—XX вв. другие цивилизационные образования не исчезли, но пришли в упадок и подверглись сильному влиянию Запада — вестернизации. Она могла носить добровольный характер, преследовать цель сохранения национальной независимости и конкурентоспособности в условиях столкновения с доминирующей западной цивилизацией. Такое значение имели «реставрация Мэйдзи» в Японии (1868—1889), «политики самоусиления» (1861 — 1895) и «построения социализма с национальной спецификой» (с 1979 г.) в Китае, реформы «танзимата» (1839—1876) и М. К. Ататюрка (1922—1935) в Турции, «белая революция» в Иране (1963—1979) и т. п.

Процесс вестернизации мог носить насильственный характер. Таковым был побочный эффект колонизаторства, причем сам колониализм стал конкретно-исторической формой глобального доминирования Запада. Многие современные развивающиеся государства несут в себе наследие бывших колонизаторов — их языка, культуры, политико-правовых институтов.

Прямая речь.

Карл Маркс. «Англии предстоит выполнить в Индии двоякую миссию: разрушительную и созидательную, — с одной стороны, уничтожить старое азиатское общество, а с другой стороны, заложить материальную основу западного общества в Азии. Арабы, турки, татары, моголы, одни за другими завоевывавшие Индию, быстро ассимилировались с коренным населением. Согласно непреложному закону истории, варвары-завоеватели сами оказывались завоеванными более высокой цивилизацией покоренных ими народов. Британцы были первыми завоевателями, стоявшими на более высокой ступени развития, и они поэтому оказались недоступными воздействию индийской цивилизации. Они уничтожили ее, разрушив местные общины, искоренив местную промышленность и нивелировав все великое и возвышенное в индийском обществе. Страницы истории господства англичан в Индии едва ли говорят о чем-либо, кроме разрушения; их созидательная работа едва заметна за грудой развалин. Тем не менее эта работа началась»[1].

Становление современной европейской цивилизации связано с несколькими волнами революционных перемен, получивших обобщающее название модернизации. Экономические, социально-политические и ментальные преобразования носили системный характер, их обобщающим итогом стало становление классического индустриального общества. По своей цивилизационной значимости модернизация сопоставима с неолитической революцией, переходом от потребительского хозяйства к производящему. Ход исторического процесса все более ускорялся, перед человечеством открылись совершенно новые, невиданные ранее, перспективы.

Основное содержание модернизации состояло:

в промышленном перевороте, переходе от ручного труда к использованию все более совершенных машин;

использовании новых источников энергии взамен мышечной силы человека и животного;

  • — развитии капиталоемких технологий;
  • — замене сословной структуры общества на классовую;
  • — демографическом взрыве, быстром росте численности населения; становлении правового государства, конституционного строя; возникновении современной культуры, основанной на творческой свободе художника и художественном эксперименте.

Модернизация прошла через два этапа. Первый из них занимает конец XVIII — первую половину XIX в. В это время она охватывает преимущественно Великобританию. В других европейских странах новое состояние общества только намечается. Второй период модернизации охватил вторую половину XIX — 30-е гг. XX в. Предшествующие перемены создали только каркас нового общества и новой экономики. Теперь их постройка была завершена, сформировалась модель классического индустриального общества.

  • [1] Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: М.: Огиз, 1948. С. 312.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой