Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Номады и порядок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Древнейшие обитатели Тавриды киммерийцы без боя оставили скифам земли, предоставив своим властителям сложить головы в неравном бою с захватчиками. Подчинив киммерийцев, в союзе с мидийцами скифы в VII в. до н. э. дошли до Сирии; на пиру вероломный царь Мидии Киаксар убил скифских вождей, остановив продвижение их орд. Разгромив врагов, скифы установили свой порядок, аналогичный тому, который… Читать ещё >

Номады и порядок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы!

А. Блок

Древнейшие обитатели Тавриды киммерийцы без боя оставили скифам земли, предоставив своим властителям сложить головы в неравном бою с захватчиками. Подчинив киммерийцев, в союзе с мидийцами скифы в VII в. до н. э. дошли до Сирии; на пиру вероломный царь Мидии Киаксар убил скифских вождей, остановив продвижение их орд. Разгромив врагов, скифы установили свой порядок, аналогичный тому, который впоследствии будет у хазар, печенегов, половцев, монголов и других кочевников: владеть степью имеют право лишь смелые воины, живущие в войлочных кибитках. Кто посмеет им противиться, того мучительно казнят, кто подчинится — станет рабом. Некоторые племена спаслись бегством от их нашествия, однако оседлые жители редко осмеливались покинуть свои дома. Всадники сами себя провозгласили правителями завоеванных пространств — таков закон завоевания власти, почитаемый всеми кочевниками.

Луки, а также седла, стремена и шпоры — главные причины побед скифских воинов. В период глубокой древности седла и стремена служили скифам для управления конем. На полном скаку всадник мог отпустить поводья, достать из-за спины лук, наложить стрелу, натянуть тетиву, насколько позволяла сила рук, и выстрелить в неприятеля. Воин обладал большей маневренностью: он мог отпустить поводья, чтобы стрелять из лука, и управлять скачущей лошадью с помощью стремян и шпор. Похожий на эллинскую букву «сигма», до метра длиной, небольшой скифский лук, прежде всего, создан для стрельбы на скаку. В I тыс. до н. э. древние кочевники заимствовали лук такой формы у мастеровитых жителей восточных стран. Так, в Китае создали крупный полутораметровый сложносоставной лук, который изготовлялся из бамбука, рога, пучков волокон. Рукоять скифского лука выгнута в сторону стрелка, «плечи», каждое из которых составляло две длины рукояти, делались резко отогнутыми назад. Всадники, вооруженные такими луками, составляли грозную силу, ведь успех боя часто предрешала меткая стрельба. Свободные конные лучники скифов, гиппотоксоты, имели знаки воинского и отличия — бронзовые молоточки.

На берегу Борисфена в районе нынешней Каменки возникла столица скифов, обнесенная высокими земляными валами, вокруг высились достигавшие 20 метров курганы — погребения скифской знати, уносившей с собой в иной мир драгоценности из золота и серебра, а также коней и слуг. Кочевники установили свою власть над уцелевшими после набега оседлыми земледельцами: «Свобода кочевать для своих, и оседлое рабство для чужих». «Нравы свободных людей портятся в оседлой цивилизации землепашцев», — утверждали и до сих пор примерно так полагают кочевники. Отметим, что часть скифов перестала разделять восхищения по поводу кочевого образа жизни, осела на землю и стала растить ячмень и пшеницу на берегах могучих рек Восточной Европы. В середине I тыс. до н. э. Эллада зависела от ввоза пшеницы из Скифии. В Повести временных лет говорится: «…взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“».[1]

Знаменитый рассказ Геродота о походе в 514 г. до н. э. могущественного царя персов Дария на скифов имеет методологическое значение для понимания истории наших предков. Геродот полагал, что Дарий стремился отомстить скифам за их набег на Персию. В тщетной погоне за непобедимым врагом войско персов численностью 700 тыс. с трудом прошло через всю Скифию. Страбон полагал, что войско Дария пресекло Дунай и вскоре повернуло, убедившись в нелепости затеи сражаться с неуловимыми племенами.

Действительно, скифское войско уклонялось от решающего сражения и спешно уходило все дальше в родную степь, засыпая колодцы перед непобедимой ратью великого персидского деспота. Колесницы с мечами, укрепленными в осях колес для того, чтобы врубаться в строй врагов, превращая их в месиво, тяжелая месопотамская кавалерия, пехотинцы, лучники, мечники, копьеносцы, наконец, войско «бессмертных», — все они мерили версты степи. Воинство Дария удалялось от берегов Истра, к невиданному краю Земли. Наконец, когда измотанные долгим маршем персы и скифы сошлись для смертельного боя, между противниками вдруг пробежал… заяц. И орда легкомысленных кочевников, забыв о предстоящем сражении, помчалась в погоню за длинноухим.

Историки полагают, что у скифов будто бы существовал культ зайца и обычай принесения в жертву этого весьма плодовитого зверька. И еще: не будем осуждать скифов за их трусость! Избегание сражения немногочисленных отрядов кочевников с непомерно сильным врагом носило вынужденный и вполне рационально объяснимый характер. Сколько раз потом эта знаменитая «скифская стратегия» отступления и потери большей части территории, перехода к партизанской войне будет применяться потомками скифов и сколотов и во времена Смутного времени, и Северной, и двух Отечественных войн. Тщетно пробовал покорить племена вольных номад могущественный персидский деспот Дарий, также неудачными окажутся походы Сигизмунда, Карла XII, Наполеона и бесноватого Шикльгрубера. Как это описано у Блока: «Мы поглядим, как смертный бой кипит, своими узкими глазами».

  • [1] Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ;под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. — далее ПВЛ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой