Минимаксная транспортная задача
В заключение отметим, что тема минимаксной оптимизации всегда будет актуальна в силу своей высокой хозяйственной ценности. В частности, данный тип задач широко используется в логистике. Исправление выбранного плана путем обращения элемента х., соответствующего тах{^}', в ноль. Если операция проходит успешно, уменьшается время, необходимое на выполнение нового плана; Методом минимального элемента… Читать ещё >
Минимаксная транспортная задача (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Транспортная задача по критерию времени является минимаксной транспортной задачей и предполагает перевозку однотипного груза из т пунктов отправления в п пунктов назначения. Заранее задана матрица времени следования транспортного средства tt- из любого i-го пункта в любой у-й. Предполагается, что / = 1,mj = 1,п. Заданы запасы грузов в пунктах отправления и потребности в пунктах назначения. Рассматривается задача, в которой количество запасов в пунктах оправления соответствует потребностям в пунктах назначения. Они составляют соответственно ап Ь}.
Формируется матрица, элементы которой показывают количество груза, перевезенного из i-го пункта в у-й, Для нее справедливы следующие ограничения:
Элементы матрицы времени, затрачиваемого па перевозку фуза из /-го пункта в пункту, рассчитываются следующим образом:
В минимаксной транспортной задаче по критерию времени целью является минимум общего (не суммарного) времени, которое требуется на осуществление всех перевозок[1]. Необходимо минимизировать целевую функцию:
Решение задачи сводится к нахождению такой матрицы перевозок xiJf которая удовлетворяет все потребности пунктов назначения, не выходя за рамки ограничений.
Алгоритм нахождения оптимального плана перевозок:
- • построение допустимого плана с использованием метода минимального элемента;
- • выбор максимального элемента t{- из тех, для которых Х— положительно;
- • блокирование клеток, для которых ti} > max{?,. }', Vx;/ = 0;
- • исправление выбранного плана путем обращения элемента х., соответствующего тах{^}', в ноль. Если операция проходит успешно, уменьшается время, необходимое на выполнение нового плана;
- • построение нового плана.
Улучшение плана необходимо проводить до тех пор, пока не станет невозможным обращение перевозки х- в ноль.
Пример 11.1.3.
Постановка задачи и последовательность решения минимаксной транспортной задачи
Заданы матрица времени перевозок, запасы на складах и потребности в пунктах назначения (табл. 11.1.4).
Таблица 11.1.4
Исходные данные тестового примера
Ь, а> | |||||
Методом минимального элемента построим допустимый план перевозок. Матрицы допустимого плана перевозок и времени выглядят следующим образом (табл. 11.1.5 и 11.1.6).
Таблица 11.1.5
Л а | |||||
Таблица 11.1.6
а, | |||||
Из матрицы очевидно, что время всех перевозок равно 9. Блокируем клетки, время перевозок в которые выше 9. Метод потенциалов показывает, что уменьшить время нельзя. Следовательно, план является допустимым и оптимальным.
Была написана программа на языке УВД использующая инструментарий MS Excel «Поиск решения». Она сравнивает значения целевой функции между собой при переборе возможных значений матрицы дги выбирает то решение, ко;
Рис. 11.1.3. Решение тестового примера
торос минимизирует максимальное время перевозок. Вариант решения задачи показан на рис. 11.1.3.
В заключение отметим, что тема минимаксной оптимизации всегда будет актуальна в силу своей высокой хозяйственной ценности. В частности, данный тип задач широко используется в логистике.
- [1] Бабаев Л. А., Салтовская А. А. Алгоритмы решения транспортной задачи по критерию времени // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: сб. науч. тр. XVII Международной научно-практической конференции 23—25 октября 2012 г. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2012. С. 356—359.