Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обслуживание воздушного движения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На крупных аэродромах с большой площадью перрона, когда орган, предоставляющий аэродромное диспетчерское обслуживание, не может наблюдать за всем перроном из-за сложности его конфигурации, по решению главного оператора аэропорта может дополнительно создаваться специальное подразделение по обеспечению управления на перроне. В этом случае следует обязательно заключить конкретные соглашения между… Читать ещё >

Обслуживание воздушного движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачами ОВД в зависимости от вида обслуживания являются:

  • а) предотвращение столкновений между ВС;
  • б) предотвращение столкновений ВС, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади;
  • в) ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;
  • г) предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;
  • д) уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.

ОВД представляет собой общий термин и состоит из следующих трех видов обслуживания:

  • — диспетчерского обслуживания;
  • — полетно-информационного обслуживания;
  • — аварийного оповещения.

Диспетчерское обслуживание предназначено для решения задач, указанных выше в подп. «а"—"в» и подразделяется в зависимости от этапа полета:

  • а) на районное диспетчерское обслуживание: обеспечение диспетчерского обслуживания контролируемых полетов, кроме тех этапов каждого из таких полетов, которые указаны в подп. «б» и «в», для решения задач «а» и «в»;
  • б) диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач «а» и «в»;
  • в) аэродромное диспетчерское обслуживание: обеспечение диспетчерского обслуживания аэродромного движения, кроме этапов полетов, указанных в подп. «б», для решения задач «а"—"в».

Полетно-информационное обслуживание предназначено для решения задачи, указанной в подп. «г».

Аварийное оповещение предназначено для решения задачи, указанной в подп. «д».

Потребность в ОВД определяется с учетом:

  • а) типов соответствующего воздушного движения;
  • б) плотности воздушного движения;
  • в) метеорологических условий;
  • г) других факторов, которые могут иметь к этому отношение.

В случае принятия решения о введении ОВД в конкретных частях воздушного пространства или на конкретных аэродромах, эти части воздушного пространства или эти аэродромы определяются исходя из вида ОВД, которое должно обеспечиваться следующим образом:

  • а) части воздушного пространства, в которых принято решение обеспечивать полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение, определяются как районы полетной информации (РПИ);
  • б) части воздушного пространства, в которых принято решение обеспечивать полеты диспетчерским обслуживанием, определяются как диспетчерские районы или диспетчерские зоны;
  • в) аэродромы, на которых принято решение обеспечивать диспетчерское обслуживание движения в районе аэродрома, определяются как контролируемые аэродромы.

При ОВД в воздушном пространстве России основным режимом вторичной радиолокации является международный режим работы системы вторичной радиолокации, работающей в режиме «RBS». В случае отсутствия на судне бортового ответчика, работающего в режиме «RBS», или если вторичный радиолокатор, обеспечивающий радиолокационной информацией орган ОВД, не работает в режиме «RBS», по указанию органа ОВД обслуживание воздушного движения осуществляется с использованием отечественного режима работы системы вторичной радиолокации — режима «УВД».

ОВД осуществляется по UTC.

ОВД осуществляется путем передачи органами ОВД экипажам судна диспетчерских указаний, разрешений, рекомендаций и информации.

Диспетчерское обслуживание осуществляется в пределах контролируемого воздушного пространства, установленного в соответствии с классификацией воздушного пространства, и на контролируемых аэродромах.

Орган ОВД, осуществляющий диспетчерское обслуживание должен располагать информацией о предполагаемом движении каждого судна или его изменениях, а также последней информацией о фактическом ходе полета каждого судна, в соответствии с которой:

  • — определяет сравнительное местоположение судна (о которых он оповещен) относительно друг друга;
  • — принимает решения по обеспечению установленных интервалов эшелонирования и предотвращению столкновений судов в воздухе и на земле;

— при необходимости согласовывает свои действия с диспетчерами смежных органов ОВД, в случаях, когда обслуживаемое судно может создать конфликтную ситуацию с другими судном, выполняющими полет под контролем диспетчеров смежных органов ОВД, а также перед передачей судна им на ОВД.

ОВД обеспечивается органами ОВД поставщиков аэронавигационного обслуживания, которые создаются и определяются следующим образом:

  • а) органы диспетчерского обслуживания — для предоставления диспетчерского обслуживания, полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения в пределах диспетчерских районов, диспетчерских зон и контролируемых аэродромов;
  • б) органы полетно-информационного обслуживания — для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения в пределах РПИ, если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возлагается на орган диспетчерского ОВД.

С целью равномерного распределения нагрузки на диспетчеров воздушное пространство, в котором орган ОВД предоставляет диспетчерское обслуживание, разделяется на диспетчерские пункты (секторы), при этом:

  • а) для каждого диспетчерского пункта (сектора) определяется своя зона ответственности по обслуживанию воздушного движения;
  • б) диспетчерский пункт (сектор) состоит из одного или нескольких рабочих мест.

Организационная структура органа ОВД определяется поставщиком аэронавигационного обслуживания, количество диспетчерских пунктов (секторов) и рабочих мест в организационной структуре оперативного органа ОВД определяется с учетом обоснования обеспечения приемлемого уровня безопасности полетов при ОВД поставщиком аэронавигационного обслуживания по согласованию с руководящими органами Единой системы.

Структура органов ОВД по количеству диспетчерских пунктов, секторов ОВД и рабочих мест, а также численность персонала органов ОВД должны обеспечивать выполнение задач ОВД в установленной части воздушного пространства при обеспечении приемлемого уровня безопасности полетов при ОВД с соблюдением требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. № 10 и учетом типовых нормативов численности оперативных органов Единой системы, утверждаемых руководящим органом Единой системы.

Объединение диспетчерских пунктов (секторов) допускается по решению руководителя полетов дежурной смены в период малой интенсивности воздушного движения и низкой рабочей нагрузке на диспетчеров органа ОВД при условии, если зоны ответственности диспетчерских пунктов (секторов) являются смежными и имеют одинаковое (однотипное) радиотехническое оборудование.

Временное объединение зон ответственности диспетчерских пунктов (секторов), а также особенности ОВД на объединенном диспетчерском пункте (секторе), вводятся локальным актом соответствующего органа ОВД.

Во всех случаях для работы на объединенных диспетчерских пунктах (секторах) персонал ОВД должен иметь допуск к самостоятельной работе на каждом из совмещаемых диспетчерских пунктов (секторов).

Не допускается возложение на диспетчеров, занятых районным диспетчерским обслуживанием и (или) диспетчерским обслуживанием подхода, и (или) аэродромным диспетчерским обслуживанием функциональных обязанностей, не имеющих прямого отношения к диспетчерскому обслуживанию и решаемым при этом задачам.

Режим работы органов ОВД на аэродромах должен обеспечивать постоянно действующий регламент работы данного аэродрома, опубликованный в установленном порядке. Районное диспетчерское обслуживание предоставляется круглосуточно.

Руководящий состав органов ОВД разрабатывает технологии работы диспетчеров на конкретных диспетчерских пунктах (секторах), рабочих местах диспетчеров на основе положений настоящих Правил с учетом местных условий и местных особенностей ОВД, методик использования соответствующих технических средств и возможности обмена данными о движении ВС в режиме реального времени.

При наличии на рабочем месте диспетчера электронных средств процедурного контроля за движением судна технология работы диспетчера разрабатывается с учетом технических условий на данное оборудование.

Структурная схема построения технологии работы диспетчеров должна содержать следующие основные разделы: общие положения; подготовка к дежурству и прием дежурства; рубежи приема/передачи ОВД; порядок координации и взаимодействия со смежными органами ОВД, диспетчерскими пунктами (секторами); особенности ОВД; особенности ОВД при полетах в особых условиях и особых случаях в полете; необходимые приложения.

Наряду с технологией работы диспетчеров для каждого диспетчерского пункта (сектора) разрабатываются технологии работы диспетчеров при объединении функций диспетчерских пунктов (секторов).

ОВД (управление полетами) при одновременных полетах государственных (экспериментальных) и гражданских судов на аэродроме совместного базирования или аэродроме совместного использования осуществляет объединенная группа обслуживания (управления полетами) воздушного движения, состоящая из группы руководства полетами государственной (экспериментальной) авиации и дежурной смены диспетчеров гражданской авиации.

На аэродроме совместного базирования или аэродроме совместного использования объединенная группа обслуживания (управления полетами) воздушного движения может не создаваться. В этом случае ОВД (управление полетами) осуществляется группой руководства полетами государственной (экспериментальной) авиации либо дежурной сменой диспетчеров УВД гражданской авиации.

В случае, предусмотренном п. 3.2.13 Правил, все должностные лица группы руководства полетами государственной авиации должны быть допущены к обслуживанию воздушного движения гражданских ВС в соответствии с требованиями, установленными для гражданской авиации, а должностные лица дежурной смены диспетчеров УВД гражданской авиации — к управлению государственными (экспериментальными) ВС в соответствии с требованиями, установленными для государственной (экспериментальной) авиации.

Требование, предусмотренное п. 3.2.14 Правил, не распространяется на аэродромы совместного базирования аэропортов гражданской авиации.

Часы и другие регистрирующие время приборы в органах ОВД по мере необходимости проверяются для обеспечения того, чтобы они показывали время с точностью в пределах ±30 секунд от UTC. В тех случаях, когда орган ОВД использует линию передачи данных, часы и другие регистрирующие время приборы по мере необходимости проверяются для обеспечения того, чтобы они показывали время с точностью в пределах 1 секунды от UTC.

Диспетчерским обслуживанием обеспечиваются:

  • а) все полеты по ППП в воздушном пространстве классов, А и С;
  • б) все полеты по ПВП в воздушном пространстве класса С;
  • в) все виды аэродромного движения на контролируемых аэродромах.

Органы диспетчерского обслуживания подразделяются на органы районного диспетчерского обслуживания, диспетчерского обслуживания подхода и аэродромного диспетчерского обслуживания.

Районное диспетчерское обслуживание обеспечивается:

  • а) районным диспетчерским центром (РДЦ), районным центром (РЦ), местным диспетчерским пунктом (МДП);
  • б) органом, предоставляющим диспетчерское обслуживание подхода (диспетчерский пункт подхода) в диспетчерском районе ограниченных размеров, который установлен главным образом для обеспечения диспетчерского обслуживания подхода, когда не создан РДЦ, районный центр и (или) МДП;

Диспетчерское обслуживание подхода обеспечивается:

  • а) диспетчерским пунктом аэродрома (аэродромным диспетчерским центром) или районным диспетчерским центром, или районным центром, в случае объединения в рамках ответственности одного органа функции диспетчерского обслуживания подхода с функциями аэродромного диспетчерского обслуживания или районного диспетчерского обслуживания;
  • б) диспетчерским органом подхода (диспетчерский пункт подхода) в случае создания отдельного органа.

Аэродромное диспетчерское обслуживание обеспечивается одним или несколькими диспетчерскими пунктами аэродрома или аэродромными диспетчерскими центрами.

РДЦ осуществляет обслуживание в установленных границах. РДЦ состоит из одного или нескольких секторов. Функции каждого отдельного сектора РДЦ могут выполняться на одном или нескольких рабочих местах диспетчеров в зависимости от рабочей загрузки сектора.

Диспетчерский пункт подхода осуществляет ОВД в установленных границах. Диспетчерский пункт подхода состоит из одного или нескольких секторов. Функции каждого отдельного сектора могут выполняться на одном или нескольких рабочих местах диспетчеров в зависимости от рабочей загрузки сектора.

Аэродромное диспетчерское обслуживание осуществляется на аэродроме и вблизи аэродрома в границах диспетчерской зоны.

Аэродромное диспетчерское обслуживание в зависимости от интенсивности или сложности воздушного движения осуществляется, как правило, с диспетчерского пункта «Вышка», в организационной структуре которого могут находиться секторы (направления) с определенной для каждого из них зоной ответственности, либо осуществляться с самостоятельных диспетчерских пунктов: диспетчерский пункт круга (ДПК); стартовый (вспомогательный стартовый) диспетчерский пункт (СДП, ВСДП); пункт диспетчера посадки (ПДП); диспетчерский пункт руления (ДПР); пункт диспетчера старта и руления (ПДСР); диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), объединяющий зоны ответственности ДПК и ПДП, либо при необходимости в сочетании с диспетчерского пункта «Вышка» и с самостоятельных диспетчерских пунктов, перечисленных в настоящем пункте, для ОВД:

  • — по аэродромному кругу полетов;
  • — на предпосадочной прямой и (или) взлетно-посадочной полосе (ВПП);
  • — на площади маневрирования, исключая ВПП.

В случае одновременного использования нескольких ВПП на аэродроме при необходимости организуются рабочие места диспетчеров на каждую ВПП.

Диспетчерский пункт (сектор), осуществляющий ОВД на ВПП, при выполнении работ на летной полосе:

  • — дает разрешение на выезд технических и других автотранспортных средств на летную полосу только с разрешения руководителя полетов;
  • — информирует руководителя полетов и при наличии диспетчера, осуществляющего ОВД на предпосадочной прямой, о начале и окончании работ на летной полосе;
  • — заблаговременно, до расчетного (уточненного) времени посадки ВС, а также непосредственно перед взлетом ВС дает команду на освобождение летной полосы от технических и других автотранспортных средств и контролирует выполнение этой команды;
  • — немедленно докладывает руководителю полетов о прекращении (неустойчивой) связи с руководителем работ на летной полосе и недостатках в работе светосигнального оборудования летной полосы.

В аварийной обстановке и (или) в случае прекращения (неустойчивой) связи с руководителем работ на летной полосе, мигание огнями ВПП является сигналом о необходимости немедленного освобождения ВПП.

На крупных аэродромах с большой площадью перрона, когда орган, предоставляющий аэродромное диспетчерское обслуживание, не может наблюдать за всем перроном из-за сложности его конфигурации, по решению главного оператора аэропорта может дополнительно создаваться специальное подразделение по обеспечению управления на перроне. В этом случае следует обязательно заключить конкретные соглашения между соответствующим органом ОВД и главным оператором аэропорта и подробно оговорить соответствующие зоны ответственности на аэродроме, а также процедуры, которые необходимо соблюдать при обслуживании наземного движения.

На небольших и средних аэродромах, где орган, предоставляющий аэродромное диспетчерское обслуживание, может вести наблюдение за всем перроном, организация управления на перроне, как правило, осуществляется этим органом, так как это позволяет сохранить единство обслуживания и избежать смены ответственности за обслуживание в переходной зоне между перроном и площадью маневрирования.

При интенсивном воздушном движении и сложной организации воздушного пространства в районе аэродрома (аэроузла) может быть дополнительно организован пункт обслуживания вылета («Деливери») с выделением отдельной частоты радиосвязи и возложением функциональных обязанностей по выдаче информации о маршруте выхода; оперативной информации об ограничениях, запретах по коридорам, трассам и аэродромам назначения и запасным; информации о режиме; информации об изменении на аэродроме вылета (назначения, запасном или по маршруту полета) метеоусловий, которые не соответствуют правилам принятия решения на вылет или влияют на правила движения по маршруту; предупреждения о неблагоприятных атмосферных условиях; код индивидуального опознавания вторичного обзорного радиолокатора (при необходимости) и иной информации, связанной с безопасным выполнением полета.

На диспетчерских пунктах (секторах) в зависимости от рабочей нагрузки могут дополнительно организовываться рабочие места диспетчеров-ассистентов по планированию и координации.

Устройства, регистрирующие внутренние переговоры и звуковой фон на рабочих местах диспетчеров УВД, сохраняют записанную информацию, по крайней мере, в течение последних 24 часов работы.

Полетно-информационное ОВД и аварийное оповещение обеспечивают:

  • а) в пределах воздушного пространства класса G районов полетной информации: центры полетной информации, если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возложена на орган диспетчерского ОВД, имеющий необходимые средства для осуществления таких функций;
  • б) в пределах контролируемого воздушного пространства классов, А и С (диспетчерских районов и диспетчерских зон) и на контролируемых аэродромах: соответствующие органы диспетчерского обслуживания.

Границы зоны ответственности для каждого органа ОВД устанавливаются руководящим органом Единой системы.

Границы отдельных секторов в структуре одного органа ОВД устанавливаются поставщиками аэронавигационного обслуживания.

В тех случаях, когда в одном органе ОВД или диспетчерском пункте (секторе) имеется несколько рабочих мест диспетчеров, определяются обязанности для каждого диспетчера.

Рубежи передачи ОВД устанавливаются, как правило, на границах диспетчерских зон и районов в пределах устойчивого поля радиосвязи и наблюдения и указываются в технологиях работы диспетчеров и публикуются в документах аэронавигационной информации.

ОВД начинается при входе ВС в закрепленное за органом ОВД воздушное пространство и заканчивается при выходе ВС из него. В отдельных случаях рубеж передачи ОВД может быть смещен в каждом конкретном случае по времени или в такую точку, которые были согласованы между двумя смежными органами ОВД.

Рубежи передачи ОВД между смежными органами районного диспетчерского обслуживания, а также между РДЦ (РЦ) ЕС ОрВД с органами ОВД сопредельных государств определяются в соответствующих соглашениях о процедурах взаимодействия между этими органами ОВД.

Обслуживание воздушным движением передается одним органом ОВД другому следующим образом:

  • а) между двумя органами, обеспечивающими районное диспетчерское обслуживание: ОВД передается органом районного диспетчерского обслуживания в одном диспетчерском районе, органу районного диспетчерского обслуживания в соседнем диспетчерском районе, при пересечении общей границы диспетчерских районов в точке (пункте), на эшелоне и в момент времени, которые согласованы между этими двумя органами;
  • б) между органом, обеспечивающим районное диспетчерское обслуживание, и органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода: ОВД передается органом районного диспетчерского обслуживания органу диспетчерского обслуживания подхода, и наоборот, в точке, на эшелоне или в момент времени, которые согласованы между этими двумя органами;
  • в) между органом, обеспечивающим диспетчерское обслуживание подхода, и органом, обеспечивающим аэродромное диспетчерское обслуживание:

ОВД прибывающего судна передается органом диспетчерского обслуживания подхода органу аэродромного диспетчерского обслуживания, когда это судно:

  • — находится на рубеже передачи ОВД и считается, что оно сможет завершить заход на посадку и выполнить посадку визуально по наземным ориентирам; или
  • — находится в установленной (согласованной) основной точке (предписанном пункте) или на предписанном эшелоне.

ОВД вылетающего судна передается органом аэродромного диспетчерского обслуживания органу диспетчерского обслуживания подхода:

  • — если в районе аэродрома преобладают визуальные метеорологические условия — перед выходом судна из района аэродрома, перед переходом судна к полету в метеорологических условиях полета по приборам, или когда ВС находится в установленной (согласованной) основной точке (в предписанном пункте), или на предписанном эшелоне, как это указано в технологии работы диспетчера органа ОВД;
  • — если на аэродроме преобладают метеорологические условия полета по приборам — непосредственно после отрыва судна от поверхности или когда судно находится в предписанном пункте, или на предписанном эшелоне, как это указано в технологии работы диспетчера органа ОВД.

Между диспетчерскими пунктами (секторами) или рабочими местами диспетчеров в одном органе ОВД — ОВД передается от одного диспетчерского сектора (с одного рабочего места диспетчера) в другой диспетчерский сектор (на другое рабочее место диспетчера) в одном органе ОВД в пункте, на эшелоне или в момент времени, определяемые технологиями работы диспетчеров органа ОВД и публикуемыми документами аэронавигационной информации.

Передача ответственности по ОВД должна осуществляться в таком месте, на таком эшелоне (высоте) или в такое время, чтобы судно можно было своевременно выдать необходимые разрешения (в том числе разрешение на посадку) или дать другие указания, а также информацию об основном местном движении.

Ответственность за ОВД не передается одним органом диспетчерского ОВД (управления воздушным движением) другому без согласия принимающего органа.

Передающий орган направляет по каналам связи принимающему органу соответствующие части текущего плана полета и любую диспетчерскую информацию, относящуюся к запрошенной передаче управления.

При осуществлении передачи контроля с использованием радиолокационных данных или данных вещательного автоматического зависимого наблюдения диспетчерская информация, относящаяся к данной передаче, включает информацию, касающуюся положения и при необходимости линии пути и скорости ВС согласно радиолокационным данным или данным вещательного автоматического зависимого наблюдения, полученным непосредственно перед передачей контроля.

При осуществлении передачи контроля с использованием данных автоматического зависимого наблюдения «контрактного» (АЗН-К) диспетчерская информация, относящаяся к данной передаче, включает данные о местоположении в четырех измерениях и при необходимости другую информацию.

Принимающий диспетчерский орган:

  • а) заявляет о своей способности принять управление движением ВС на условиях, указанных передающим диспетчерским органом, если заключенным ранее между двумя соответствующими органами соглашением не предусматривается, что отсутствие любого такого заявления рассматривается как согласие с указанными условиями, либо сообщает о любых необходимых изменениях к этим условиям; и
  • б) указывает любую другую информацию или разрешение в отношении последующей части полета, которые, по его мнению, необходимо иметь судно в момент передачи управления.

Когда принимающий диспетчерский орган устанавливает двустороннюю речевую связь и (или) связь по линии передачи данных с соответствующим судном и берет на себя управление его движением, ему не требуется уведомлять передающий орган об установлении связи и (или) связи для передачи данных с передаваемым судном и о принятии управления движением этого судна, если между двумя соответствующими органами ОВД не достигнута иная договоренность. Принимающий орган ОВД уведомляет передающий орган в том случае, когда связь с судном, как ожидалось, не установлена.

В органах ОВД устанавливается сменная работа персонала ОВД в соответствии с графиками сменности с учетом требований, изложенных в п. 3.2.3 Правил.

Смены диспетчеров управления воздушным движением возглавляют должностные лица из числа руководителей — руководители полетов, которые исполняет свои функциональные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Руководителю полетов в оперативном отношении подчиняются старшие должностные лица объектов и служб, обеспечивающих производство полетов и ОВД по вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов судна.

Порядок подготовки и прием дежурства диспетчерами. В целях обеспечения безопасности полетов при ОВД руководитель полетов организует проведение инструктажа возглавляемой им диспетчерской смены перед заступлением на дежурство и разбора по результатам работы за период дежурства, обеспечивает качественную организацию работы возглавляемой им диспетчерской смены в период дежурства.

В процессе подготовки к дежурству на инструктаже до диспетчерского состава соответствующими специалистами доводится:

  • — необходимая метеорологическая информация;
  • — информация об орнитологической обстановке на своем аэродроме (при наличии);
  • — информация о готовности и использовании средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;
  • — информация о состоянии аэродрома и проводимых на нем работах (состояние летной полосы, маршрутов руления и их пригодности к эксплуатации);
  • — информация по имеющимся ограничениям и запретам;
  • — информация о наличии литерных рейсов;
  • — указания (распоряжения) по обслуживанию воздушного движения;
  • — информация об особенностях ОВД на период дежурства.

Принимая дежурство на рабочем месте, диспетчер получает от сдающего диспетчера и уясняет всю необходимую информацию о воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановке, информацию о работе радиотехнических средств обеспечения полетов, наличии режимов, ограничений, запретов, литерных рейсов, другую необходимую информацию об особенностях работы по обслуживанию воздушного движения на момент заступления и при необходимости проверяет наличие и работоспособность оборудования.

В период сдачи-приема дежурства радиосвязь с экипажами судов осуществляет диспетчер, сдающий дежурство, до момента записи на магнитофон доклада заступающего диспетчера о приеме дежурства: «Диспетчер (фамилия) дежурство принял».

В особых случаях и условиях полета прием и сдача дежурства решением руководителя полетов могут быть перенесены до момента нормализации воздушной обстановки.

Радиообмен между органами ОВД и летными экипажами ВС, переговоры диспетчеров органов ОВД, метеорологические консультации летных экипажей и диспетчеров, предполетный контроль, метеорологическая информация, передаваемая по радиоканалам, а также радиолокационная и плановая информация должна регистрироваться специальной аппаратурой.

Материалы регистрации должны храниться и использоваться для целей ОВД при использовании аналоговых средств документирования в течение 14 суток, а цифровых средств документирования в течение 30 суток.

Порядок включения и выключения средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. Средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи включаются по указанию руководителя полетов в следующем порядке:

  • — системы посадки (радиомаячная система посадки, оборудование системы посадки, посадочный радиолокатор) — не позднее чем за 15 минут до расчетного времени посадки судов, при этом посадочный радиолокатор включается и используется для контроля захода на посадку для легких и сверхлегких самолетов и вертолетов по требованию летного экипажа, для других судов — при высоте нижней границы облаков 200 м и ниже и (или) видимости менее 2000 м;
  • — остальные средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи аэродрома — не позднее чем за 30 минут до расчетного времени посадки (пролета) судна;
  • — по требованию летных экипажей — независимо от метеорологических условий.

После включения средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, в том числе в случае изменения курса посадки, от уполномоченных должностных лиц по технической эксплуатации радиотехнических средств должен поступить доклад руководителю полетов о готовности радиотехнических средств к работе.

Средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи могут быть выключены по решению руководителя полетов:

  • — при отсутствии прилетов и вылетов ВС;
  • — по окончании руления прибывшего на аэродром ВС;
  • — по окончании связи вылетевшего судна с органом диспетчерского обслуживания подхода.

В целях информирования летных экипажей судов о неисправностях или отказах средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, а также их выключении по этой причине, должностные лица службы эксплуатации средств радиотехнического обеспечения полетов и связи обязаны немедленно сообщить об этом руководителю полетов и зафиксировать в журнале отказ или неисправность.

По указанию руководителя полетов экипажами, выполняющими полеты, осуществляются ежесменные проверки качества работы средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. Результаты проверки на основании информации, полученной от экипажей ВС, руководителем полетов записываются в журнал отзывов о работе посадочного и навигационного оборудования аэропорта, в котором также отмечаются принятые службой эксплуатации средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи меры по устранению выявленных замечаний.

Представление плана полета. С целью обеспечения диспетчерским и (или) полетно-информационным обслуживанием, аварийным оповещением план полета должен быть представлен пользователем воздушного пространства или его представителем в органы ОВД в соответствии с Табелем сообщений о движении ВС в Российской Федерации.

В случае задержки на 30 минут после расчетного времени выполнения контролируемого полета или на один час выполнения неконтролируемого полета, в отношении которых представлен план полета, соответственно, этот план полета должен быть изменен или представлен новый план полета, а прежний план полета аннулирован в зависимости от того, что применимо.

При подаче плана в ходе полета, он должен передаваться органу ОВД, контролирующему данное воздушное пространство или на его станцию авиационной электросвязи. Если это практически неосуществимо, то план должен передаваться другому органу ОВД или на другую станцию авиационной электросвязи для ретрансляции соответствующему органу ОВД. В зонах с высокой и средней интенсивностью воздушного движения в целях обеспечения безопасности полетов ВС, орган ОВД может вводить условия и (или) ограничения в отношении представления органам ОВД планов полета в ходе полета.

Если план полета представляется в целях получения диспетчерского обслуживания, воздушному судну необходимо дождаться диспетчерского разрешения, прежде чем переходить к полету в условиях, требующих соблюдения диспетчерских правил.

Категории ВС с учетом турбулентности в следе. Минимумы эшелонирования при наличии турбулентности в следе основываются на разбивке типов ВС на три категории в соответствии с максимальной сертифицированной взлетной массой:

  • — тяжелые — суда массой 136 000 кг или более;
  • — средние — суда массой менее 136 000 кг, но более 7000 кг;
  • — легкие — суда массой 7000 кг или менее.

В отношении судов, имеющих категорию турбулентности в следе, свойственную тяжелым воздушным судам, при первичном установлении радиотелефонной связи между такими судами и органами ОВД к позывному судну добавляется слово «тяжелый».

Порядок использования зон ожидания. Для регулирования воздушного движения устанавливаются зоны ожидания. Полет в зоне ожидания разрешается только по установленным схемам и на эшелонах в соответствии с правилами эшелонирования.

В том случае, когда соответствующие суда входят в одну схему ожидания или находятся в ней, внимание следует уделять судам, снижающимся с явно разными скоростями и если необходимо следует принимать дополнительные меры, такие, как указание максимальной скорости снижения для ВС, находящихся выше, и минимальной скорости снижения для судов, находящихся ниже, для обеспечения выдерживания требуемого эшелонирования.

Правила полетов в зоне ожидания и порядок внеочередного выхода из зоны ожидания для захода на посадку публикуются в документах аэронавигационной информации.

Расчет эшелона перехода производится уполномоченным лицом аэродрома (аэроузла).

Соответствующий орган ОВД при необходимости устанавливает на надлежащий период времени на основании данных об атмосферном давлении, а при необходимости и прогнозируемого давления эшелон перехода, используемый вблизи соответствующего (их) аэродрома (ов), и в надлежащих случаях в соответствующем узловом диспетчерском районе.

Эшелоном перехода является самый нижний эшелон полета, используемый выше высоты перехода, установленной для соответствующего (их) аэродрома (ов). Там, где для двух или более аэродромов, расположенных настолько близко друг от друга, что требуется координация действий по управлению воздушным движением, устанавливается общая абсолютная высота перехода, соответствующие органы ОВД устанавливают общий эшелон перехода, используемый в любой момент времени вблизи соответствующего аэродрома или в надлежащих случаях в соответствующем узловом диспетчерском районе.

Самым нижним используемым эшелоном полета является тот эшелон полета, который соответствует установленной минимальной абсолютной высоте полета или находится непосредственно над ней.

Часть диспетчерского района, в котором применяется конкретный самый нижний используемый эшелон полета, определяется в соответствии с потребностями ОВД.

Когда осуществляется векторение судов, выполняющего полет по ППП, или ему указывается спрямленный маршрут, предусматривающий уход ВС с маршрута ОВД, применяются правила, изложенные в п. 6.7.2 Правил.

Органы ОВД должны иметь в своем распоряжении для передачи на борт ВС текущих значений для установки высотомера, а РДЦ и центры полетной информации при необходимости прогнозы атмосферного давления в своем районе и в соседних районах.

Эшелон перехода сообщается летному экипажу до достижения им этого эшелона во время снижения. Такие сообщения могут передаваться с помощью речевой связи, радиовещательных передач текущей установленной информации для прибывающих и вылетающих ВС (АТИС) или по линии передачи данных.

В первое разрешение на снижение до высоты ниже эшелона перехода, разрешения на заход на посадку или разрешения на выход в аэродромный круг движения, а также в разрешения на руление, выдаваемые вылетающим судам, включаются данные для установки высотомера, за исключением тех случаев, когда известно, что судно уже получило эту информацию.

Передача воздушному судну донесений о местоположении. На маршрутах, определяемых установленными основными точками, донесения воздушному судну о его местоположении передаются при пролете или как можно раньше после пролета каждого установленного пункта обязательной передачи донесений, за исключением случаев, предусмотренных п. 3.13.2 Правил.

В тех случаях, когда это необходимо в целях ОВД, соответствующий орган ОВД может требовать передачи дополнительных донесений при пролете других точек.

На маршрутах, не определяемых установленными основными точками, донесения воздушному судну о его местоположении передаются как можно раньше по истечении первых 30 минут полета, а затем через каждый час полета, за исключением случаев, предусмотренных п. 3.13.2 Правил.

В целях ОВД соответствующий орган ОВД может требовать передачи дополнительных донесений через более короткие промежутки времени.

В тех случаях, когда имеется достаточная информация о ходе выполнения полета от используемой системы наблюдения ОВД (система наблюдения ОВД), суда могут освобождаться от передачи донесений о местоположении в каждом установленном пункте обязательной передачи донесений или через установленные промежутки времени. При этом следует учитывать метеорологическое требование, предъявляемое к выполнению текущих наблюдений с борта судна и представлению соответствующих данных.

При необходимости возобновления экипажем судна передачи о местоположении орган ОВД назначает ему очередной контрольный пункт для доклада.

Содержание речевых донесений о местоположении и условия освобождения экипажа судна от речевых донесений о местоположении определяется Федеральными авиационными правилами, регламентирующими порядок ведения радиосвязи.

Донесения АЗН-К. При использовании АЗН-К донесения о местоположении автоматически передаются органу ОВД, обслуживающему воздушное пространство, в котором ВС выполняет полет. Характеристики к передаче и содержанию донесений АЗН-К устанавливаются органом ОВД на основе действующих условий эксплуатации, сообщаются на борт судна и подтверждаются посредством плана передачи донесений АЗН-К.

Донесения АЗН-К составляются из блоков данных, выбранных из следующих элементов:

  • а) опознавательный индекс ВС;
  • б) основное донесение АЗН-К, включающее широту, долготу, высоту, время, а также показатель качества;
  • в) вектор путевой скорости, включающий путевую скорость и скорость набора высоты или снижения;
  • г) вектор воздушной скорости, включающий курс, число Маха или приборную скорость, скорость набора высоты или снижения;
  • д) прогнозируемый профиль, включающий следующие точки маршрута (четыре и более) с указанием расчетных высот и времен пролета;
  • е) метеорологическая информация, включающая данные о скорости и направлении ветра, температуре, влажности и турбулентности;
  • ж) другие дополнительные данные.

Всем судам, оборудованным средствами АЗН-К, необходимо передавать блоки данных основного донесения АЗН-К. При необходимости включаются оставшиеся блоки АЗН-К. В дополнение к любым требованиям, касающимся передачи в целях ОВД, блок подпункта «е» (метеорологическая информация) передается в соответствии с п. 5.3.1 Приложения 3 к Чикагской конвенции. В аварийных и (или) срочных донесениях АЗН-К в дополнение к существующей информации донесений АЗН-К указывается статус аварийности и (или) срочности.

Донесения вещательного автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В) включают следующие блоки данных:

  • а) идентификационной информации, состоящей из позывного, 24-битного кода и категории судна;
  • б) вектора состояния, состоящего из трехмерных координат, горизонтальной и вертикальной скоростей ВС, времени измерения этих параметров, признака наличия разворота;
  • в) статуса, определяемого состоянием аварийности или наличием приоритета в обслуживании;
  • г) намерения, которое определяется последующими (четырьмя и более) точками изменения траектории.

Дополнительно система АЗН-В передает на борт судна следующую информацию:

  • а) номера «забракованных» спутников глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС);
  • б) дифференциальные поправки к псевдодальностям;
  • в) блок посадочных данных (FAS);
  • г) другую навигационную/посадочную информацию.

В том случае, когда судно, выполняющее полет по маршруту, должно представлять по линии передачи данных оперативную и (или) текущую метеорологическую информацию в пунктах или в моменты времени, предусмотренные для передачи донесений о местоположении в соответствии с п. 3.13 и 3.13.1 Правил, донесение о местоположении передается в соответствии с п. 3.14.2 Правил или в форме текущего донесения с борта. Данные специальных наблюдений с борта передаются в виде специальных донесений с борта. Все донесения с борта передаются по возможности незамедлительно.

В текущих донесениях с борта ВС, передаваемых с использованием линии передачи данных в тех случаях, когда АЗН-К не применяется, содержится следующая информация:

  • а) информация о местоположении, включающая позывной, местоположение, время, эшелон или высота полета, следующее местоположение, высота и время его пролета, следующая основная точка;
  • б) оперативная информация, включающая расчетное время прибытия, запас топлива;
  • в) метеорологическая информация, включающая температуру, скорость и направление ветра, осадки (если имеются данные), данные о турбулентности и влажности воздуха (если имеются данные).

Оперативная информация или любая ее часть передается только по запросу эксплуатанта или назначенного им представителя, либо в том случае, когда это сочтет необходимым командир судна. Метеорологическая информация передается в соответствии с гл. 5 Приложения 3 ИКАО.

Специальные донесения с борта судна составляются всеми судами, когда имеют место или наблюдаются следующие условия:

  • а) умеренная или сильная турбулентность;
  • б) умеренное или сильное обледенение;
  • в) сильная горная волна;
  • г) грозы без града, скрытые в облачности, обложные или со шквалами;
  • д) грозы с градом, скрытые в облачности, обложные или со шквалами;
  • е) сильная пыльная буря или сильная песчаная буря;
  • ж) облако вулканического пепла;
  • з) вулканическая деятельность, предшествующая извержению;
  • и) вулканическое извержение.

Кроме того, при полетах на околозвуковых или сверхзвуковых скоростях:

  • а) умеренная турбулентность;
  • б) град;
  • в) кучево-дождевые облака.

При использовании линии передачи данных «воздух—земля» специальное донесение с борта содержит следующие элементы:

  • а) индекс типа сообщения;
  • б) позывной и (или) опознавательный индекс судна;
  • в) данные о местоположении (широта, долгота, барометрическая высота, время);
  • г) метеорологические данные (направление и скорость ветра, температура воздуха, осадки, наличие турбулентности, влажность (если имеются данные);
  • д) условия, требующие передачи специального донесения с борта.

При использовании речевой связи специальные донесения с борта содержат следующие элементы:

  • а) индекс типа сообщения;
  • б) информация о местоположении, включающая позывной, опознавательный индекс судна, координаты местоположения, эшелон или высота полета, время;
  • в) метеорологические условия, требующие передачи специального донесения с борта.

Органы ОВД при получении специальных донесений с борта по каналам речевой связи или специальных донесений с борта по линии передачи данных, которые содержат блок метеорологической информации, информируют органы метеорологического обеспечения.

Диспетчерские разрешения выдаются в целях ускорения и эшелонирования воздушного движения с учетом известных условий движения, которые влияют на безопасность полета ВС. К таким условиям движения относятся находящиеся в воздухе, на площади маневрирования судна, движение которых контролируется, а также движение наземных транспортных средств или иные препятствия, не размещенные постоянно на площади маневрирования.

Если диспетчерское разрешение не удовлетворяет экипаж судна, он может запросить изменение ранее выданного диспетчерского разрешения.

Диспетчерские разрешения должны выдаваться по возможности заблаговременно, чтобы экипаж судна имел необходимое время для их выполнения.

После выдачи экипажу судна диспетчерского разрешения на вылет в пункте отправления, органы ОВД по всему маршруту полета обеспечивают своевременную выдачу, а при необходимости изменения диспетчерского разрешения, передачу информации об аэронавигационной, воздушной и метеообстановке.

Граница действия разрешения должна определяться указанием названия контрольной точки, аэродрома или границы контролируемого воздушного пространства.

Органы ОВД должны незамедлительно информировать пользователей воздушного пространства и соответствующие службы о любом отказе или неполадках средств радиотехнического обеспечения полетов, средств и систем связи, навигации, наблюдения и посадки, имеющих существенное значение для обеспечения безопасности и (или) эффективности производства полетов и (или) предоставлении диспетчерского ОВД.

Применение сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Органы ОВД должны располагать точной информацией о наличии у судна допуска к полетам в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования (RVSM). В случае отсутствия такой информации диспетчер обязан запросить наличие допуска к полетам в RVSM у экипажа судна. По получению от экипажа судна утвердительного ответа диспетчер выдает разрешение на вход судна в воздушное пространство с RVSM.

Для судов, не допущенных к полетам с RVSM и не являющихся судами государственной авиации, органы ОВД назначают эшелоны полета ниже воздушного пространства RVSM.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, связанных с ухудшением работы оборудования ВС, обеспечивающего выдерживание заданного эшелона полета, или наличием метеорологических явлений, вызывающих турбулентность в атмосфере и непосредственно влияющих на способность ВС выдерживать заданный эшелон полета, воздушное судно признается потерявшим статус RVSM. Диспетчер при получении от экипажа ВС информации о потере ВС статуса RVSM должен обеспечить альтернативное эшелонирование между данным ВС и всеми остальными ВС, выполняющими полеты в воздушном пространстве с RVSM, а также осуществить ручной ввод режима использования местного отличительного обозначения данного ВС на индикаторе воздушной обстановки.

До пролета ВС, потерявшим статус RVSM вследствие ухудшения работы оборудования, обеспечивающего выдерживание заданного эшелона полета следующего пункта передачи управления между органами ОВД, диспетчер должен задать такому воздушному судну эшелон полета ниже эшелона полета 290.

В случаях, когда экипаж ВС докладывает о потере статуса RVSM вследствие турбулентности в атмосфере, не позволяющей занять заданный эшелон полета, диспетчер при обеспечении безопасного эшелонирования между ВС в данных обстоятельствах, по возможности, должен учитывать запросы экипажа ВС о смене эшелонов полета.

При поступлении информации от экипажа ВС о возобновлении правильного функционирования оборудования ВС, обеспечивающего выдерживание заданного эшелона полета, диспетчер должен рассмотреть возможность обеспечения дальнейшего полета данного ВС в воздушном пространстве с RVSM и осуществить ручную отмену режима использования местного отличительного обозначения данного ВС на индикаторе отображения радиолокационной информации.

При получении предупреждения о наличии сильной турбулентности в воздушном пространстве с RVSM диспетчер запрашивает у экипажей ВС дополнительную информацию по поводу наличия турбулентности для того, чтобы совместно с руководителем полетов определить необходимость прекращения применения RVSM в полном объеме или для специального диапазона эшелонов и (или) соответствующего района.

Переход от полета по ППП к полету по ПВП разрешается только в том случае, когда орган обслуживания воздушного движения получает составленное командиром ВС сообщение, которое содержит фразу: «Отменяю полет по ППП» и любые изменения, подлежащие внесению в его текущий план полета. Не следует прямо или косвенно предлагать переходить от полета по ППП к полету по ПВП.

Орган обслуживания воздушного движения должен, как правило, давать только один ответ, а именно подтверждение «Полет ППП отменен (время)».

В том случае, когда орган ОВД имеет информацию о вероятности встречи на маршруте полета с метеорологическими условиями полета по приборам, пилота, переходящего от полета по ППП к полету по ПВП, следует, если это практически выполнимо, уведомлять о такой вероятности.

По получении сообщения о намерении ВС перейти от полета по ППП к полету по ПВП, информация по возможности в кратчайшие сроки сообщается об этом всем другим органам ОВД, которым адресован план полета по ППП, за исключением тех органов, через районы или зоны которых данное воздушное судно уже пролетело.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой