Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика Единого плана счетов для целей составления отчетности: счета балансовые и забалансовые, разделы Единого плана счетов, построение рабочего плана счетов для разных типов государственных (муниципальных) учреждений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материальные ценности, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства малой стоимости, введенные в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные… Читать ещё >

Характеристика Единого плана счетов для целей составления отчетности: счета балансовые и забалансовые, разделы Единого плана счетов, построение рабочего плана счетов для разных типов государственных (муниципальных) учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учреждения сектора государственного управления при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета руководствуются Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными (внебюджетными) фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению № 157н, с учетом специализированных Планов счетов и Инструкций по их применению:

  • • казенные учреждения — Инструкция № 162н;
  • • бюджетные учреждения — Инструкция № 174н;
  • • автономные учреждения — Инструкция № 183н.

При ведении бюджетного учета в казенных учреждениях, финансовых органах, органах, осуществляющих кассовое обслуживание, применяется перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение № 1 к Инструкции № 162н).

Применение казенными учреждениями, финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, кодов бюджетной классификации при формировании разрядов 1−17 номера счета Плана счетов бюджетного учета осуществляется в соответствии с приложением № 2 к Инструкции № 162н.

Финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, и учреждениям разрешается введение дополнительных аналитических кодов в счета Плана счетов бюджетного учета для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетности.

При отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение № 1 к Инструкции № 162н) органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

На основе Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению государственным (муниципальным) учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета (далее — рабочий план счетов), для которого характерны особые аналитические счета, необходимые для конкретного учреждения в целях принятия оперативных управленческих решений.

План счетов включает в себя бюджетную классификацию РФ с 1-го по 17-й и с 24-го по 26-й код (рис. 3.4).

Структура бюджетного счета.

Рис. 3.4. Структура бюджетного счета.

Таблица 3.2. Структура кода классификации доходов бюджетов.

Код главного администратора доходов бюджета.

Код вида доходов бюджетов.

Код подвида доходов бюджетов.

Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

группа доходов.

подгруппа доходов.

статья доходов.

подстатья доходов.

элемент доходов.

Соответствие кода классификации доходов бюджета коду аналитического бюджетного счета по БК.

Рис. 3.5. Соответствие кода классификации доходов бюджета коду аналитического бюджетного счета по БК Формирование счета можно представить пошагово.

Первый шаг. Определение первых 17 знаков.

Структура кодов бюджетной классификации РФ для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов приведена в табл. 3.2 и 3.3, составленных согласно Приказу № 171н.

При этом, как очевидно из рис. 3.5, аналитический код номера счета по БК (разряды 1−17) соответствует бюджетной классификации РФ, установленной БК РФ и регламентируемой на соответствующий финансовый год приказом Минфина России.

Необходимо отметить, что табл. 3.2 применяется только администраторами доходов, перечисленных в Приложении 6 к Указаниям № 171н. Получатели и распорядители используют классификацию расходов бюджета, представленную в табл. 3.3.

ПРИМЕР 3.2.

Согласно Приложению № 6 к Указаниям № 171н Министерству природных ресурсов и экологии РФ как администратору доходов присвоен код «051», а Федеральному агентству водных ресурсов — код «052», данное агентство является администратором доходов «Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». В Приложении № 6 приведен полностью код классификации данного вида доходов «52 112 501 001 0000 120» (каждый разряд имеет свое назначение):

Структура кода классификации доходов бюджетов.

Код главного администратора доходов бюджета.

Код вида доходов бюджетов.

Код подвида доходов бюджетов.

Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

группа доходов.

подгруппа доходов.

статья доходов.

подстатья доходов.

элемент доходов.

В данном примере были определены разряды 1−17-й номера счета Плана счетов бюджетного учета, и 23−25-й, так как в Приложении № 6 к Указаниям № 171н были приведены последние три разряда «120», которые соответствуют иному классификатору «Классификация операций сектора государственного управления» (Приложение № 4 к Указаниям № 171н). Последние три разряда можно определить самостоятельно, иным способом, проделав второй шаг.

Таблица 3.3. Структура кода классификации расходов бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств.

Раздел.

подраздел.

Целевая статья.

Вид расходов.

Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

программа.

подпрограмма.

группа.

подгруппа.

элемент.

Соответствие кода классификации расходов бюджета коду аналитического бюджетного счета по БК.

Рис. 3.6. Соответствие кода классификации расходов бюджета коду аналитического бюджетного счета по БК.

Второй шаг. Определение разрядов 23−26 номера бюджетного счета.

На этом этапе производится сопоставление структуры кодов бюджетной классификации РФ, отражающихся в аналитическом коде номера счета (разряды 24−26) по Классификации операций сектора государственного управления, используемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, и операций, осуществляемых государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Каждая группа детализирована статьями. Например, группа 100 Доходы детализирована статьями 110−180, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам, группа 200 Расходы детализирована статьями 210−260, 290. При этом статья может быть детализирована подстатьями. Например, статья 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда детализирована подстатьями 211−213.

ПРИМЕР 3.2 (продолжение) Выдержка из Указаний № 171н: «Статья 120 Доходы от собственности. На данную статью относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе доходы от аренды, платежей при пользовании природными ресурсами, а также суммы, поступающие в виде платы за право на заключение договоров, государственных (муниципальных) контрактов» .

Так как Федеральному агентству водных ресурсов поручено быть администратором доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в том числе платежей при пользовании природными ресурсами, таких как «Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», то исходя из экономического содержания этой операции можно утверждать, что в государственном секторе признан доход от собственности, принадлежащей государству. Данная операция имеет код «120» .

Третий шаг. Определение разряда 18.

В целях организации и раздельного ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов применяются следующие коды (разряд 18) вида финансового обеспечения (для бюджетных и автономных учреждений), деятельности — для казенных учреждений:

  • • для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих бюджетов, и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:
    • 1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность),
    • 2 — приносящая доход деятельность (собственные нужды учреждения),
    • 3 — средства во временном распоряжении,
    • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания,
    • 5 — субсидии на иные цели,
    • 6 — бюджетные инвестиции,
    • 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию;
  • • для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса;
  • — в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации);
  • 8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;
  • — в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете;
  • 9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Четвертый шаг. Определение разрядов 19−23.

Код синтетического счета объекта учета унифицирован для всех типов учреждений и структурно представлен: собственно кодом синтетического счета объекта учета, включающим: код объекта учета (разряды 19−21) — синтетический; код группы (разряд 22) и код вида (разряд 23). При сохранении единой структуры и состава кода синтетического счета, определенного Единым планом счетов бухгалтерского учета, Инструкцией по его применению и детализированных под конкретное учреждение с отражением в рабочем плане счетов учреждения в соответствии с Планом счетов для конкретного типа учреждения, код аналитический номера счета для каждого типа учреждений в его рабочем плане счетов фактически индивидуален и детализирован с учетом особенностей деятельности данного типа учреждения, его правового статуса и финансового обеспечения.

Разряд 19 соответствует номеру раздела Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Раздел 1. Нефинансовые активы.

Счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и автономных учреждений и относящегося в соответствии с Инструкцией № 157н к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей. Также здесь отражается информация об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Раздел 2. Финансовые активы.

Счета раздела «Финансовые активы» предназначены для отражения учреждениями операций со средствами, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета), а также операций с наличными денежными средствами и денежными документами. Кроме того, они используются для учета краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, иных финансовых активов, приобретенных (сформированных) учреждением в рамках ведения им хозяйственной деятельности, а также для расчетов с дебиторами.

Раздел 3. Обязательства.

Счета раздела «Обязательства» предназначены для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам учреждения перед физическими и юридическими лицами (кредиторами).

Раздел 4. Финансовый результат.

Счета раздела «Финансовый результат» предназначены для учета учреждением по методу начисления финансового результата текущей деятельности учреждения. Финансовый результат текущей деятельности определяется как разница между начисленными доходами и расходами учреждения за отчетный период.

Раздел 5. Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта Счета раздела «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» предназначены для ведения учреждениями, финансовыми органами учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, сумм утвержденных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения) доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Также на этих счетах учитываются принятые учреждениями обязательства (денежные обязательства) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год.

Необходимо отметить, что существует взаимосвязь между разрядом 19 и КОСГУ, которая представлена в табл. 3.4.

Таблица 3.4. Взаимосвязь номера раздела Единого плана счетов бухгалтерского учета с КОСГУ.

Номер раздела.

Наименование раздела.

КОСГУ.

Нефинансовые активы.

300 Поступление нефинансовых активов 400 Выбытие нефинансовых активов.

Финансовые активы.

500 Поступление финансовых активов 600 Выбытие финансовых активов.

Обязательства.

700 Увеличение обязательств 800 Уменьшение обязательств.

Финансовый результат.

100 Доходы 200 Расходы.

Далее по Приложению № 1 к Инструкции № 157н необходимо определиться с другими разрядами.

Например, казенное учреждение принимает на балансовый счет земельный участок. Рассуждать необходимо в следующей последовательности.

Земельный участок учитывается на счетах первого раздела «Нефинансовые активы», значит, разряд 19 — «1» .

Земля относится к непроизведенным активам, которые обозначены кодом «03» по разрядам 20−21.

Таким образом, сформировался код синтетического учета «103» по разрядам 19−21.

Далее определяем коды аналитического учета согласно фрагменту Инструкции № 157н, приведенному в табл. 3.5.

Наименование балансового счета.

Синтетический счет объекта учета.

Наименование группы.

Наименование вида.

Коды счета.

синтетический.

аналитический.

группа.

вид.

НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ.

Основные средства.

Основные средства — недвижимое имущество учреждения.

Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения.

Основные средства — иное движимое имущество учреждения.

Основные средства — предметы лизинга.

Жилые помещения.

Нежилые помещения.

Сооружения.

Машины и оборудование.

Транспортные средства.

].

Производственный и хозяйственный инвентарь.

Библиотечный фонд.

Прочие основные средства.

Нематериальные активы.

Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения.

По видам нематериальных активов.

Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения.

По видам нематериальных активов.

Нематериальные активы — предметы лизинга.

По видам нематериальных активов.

Непроизведенные активы.

Непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения.

Земля.

Ресурсы недр

Прочие непроизведенные активы.

Разряды 22−23 по Инструкции № 157н составили код «01» .

Как мы уже говорили, казенное учреждение должно руководствоваться Планом счетов для казенных учреждений и Инструкцией № 162, в табл. 3.6 приведен ее фрагмент.

Таблица 3.6. Фрагмент Инструкции № 162н.

Непроизведенные активы.

Непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения.

Земля — недвижимое имущество учреждения.

Увеличение стоимости земли.

Уменьшение стоимости земли.

Ресурсы недр — недвижимое имущество учреждения.

Разряды 22−23 по Инструкции № 162н составили код «11». Кроме того, в Инструкции № 162н приведены КОСГУ по каждому бюджетному счету, т. е. разряды 23−26. Таким образом, номер синтетического счета (разряды 19−23) составит «10 311», а по разрядам 19−26 «10 311 330» .

Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражаются:

  • — в разрядах 1−17 — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
  • — в разряде 18 — код вида финансового обеспечения (деятельности);
  • — в разрядах 24-26 — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Для казенных и бюджетных учреждений в разрядах 24-26 отражаются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений — аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

На забалансовых счетах учреждением учитываются:

  • — ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество, имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению), и т. п.);
  • — материальные ценности, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства малой стоимости, введенные в эксплуатацию, периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению), специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам), экспериментальные устройства, иные ценности, расчеты; обязательства, ожидающие исполнения, а также дополнительные аналитические данные об иных объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для раскрытия сведений о деятельности учреждения в формируемой им отчетности.

Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.

Учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой