Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международные отношения в биполярном мире

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сентября 1951 г. на конференции в Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией, но СССР, Чехословакия и Польша отказались это сделать. Советская сторона мотивировала данный шаг тем, что в проекте договора, подготовленного США и Великобританией, не были учтены интересы СССР, а советский проект и поправки к американо-британскому варианту были отклонены. Сан-Францисский договор прекратил… Читать ещё >

Международные отношения в биполярном мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало «холодной войны».

В послевоенном мире в значительной степени усилилась взаимосвязанность стран и регионов, в результате чего система международных отношений приобрела подлинно всеобъемлющий, всемирный характер. Одним из результатов Второй мировой войны стало создание организации, призванной обеспечивать международную безопасность и сотрудничество в различных сферах международной жизни. Устав Организации Объединенных Наций (ООН) был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств и вступил в силу 24 октября того же года. Он содержал принципы взаимоотношений на основе суверенного равенства всех ее членов, которые обязались разрешать все разногласия исключительно мирными средствами и воздерживаться от применения силы, соблюдать международные договоры и обязательства. Главная роль была отведена Совету Безопасности ООН, на который была возложена ответственность за поддержание мира и безопасности. До 1 января 1966 г. Совет состоял из 11 членов (сейчас их 15), включая пять постоянных: СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, которые имели право вето. На 1 января 2015 г. членами ООН являются 193 государства.

По окончании Второй мировой войны сложилось новое соотношение сил, на котором базировалась Ялтинско-Потсдамская система, и в то же время были созданы предпосылки для дальнейшего углубления геополитического раскола мира. В результате войны неизмеримо возросло влияние СССР, который превратился в одну из двух сверхдержав, способную создать один из полюсов нового миропорядка. В капиталистическом мире окончательно закрепилось безусловное лидерство США, ставших самой могущественной экономической и военно-политической державой. Определяющее влияние СССР и США на всю Я л тинско-Потсдамскую систему международных отношений придавало ей биполярный характер. Это обеспечивало ее определенную устойчивость. Два полюса являлись гарантами системы, уравновешивали друг друга, поддерживали ее общее равновесие, контролировали союзников, в той или иной мере регулировали возникавшие конфликты. Обе державы, несмотря на глубочайшие противоречия, были заинтересованы в том, чтобы присущие сложившейся системе «правила игры» сохранялись. Это касалось и негласного взаимного признания сверхдержавами сфер их влияния: с одной стороны — развитые капиталистические страны во главе с США, с другой — государства «социалистического лагеря» во главе с СССР.

Преобладание двух держав в послевоенном мире вскоре переросло в явное противостояние, вошедшее в историю под названием «холодная война». Смысл выражения «холодная война» заключается в том, что противостоящие друг другу державы предпринимали шаги, враждебные друг другу, угрожали друг другу силой, но одновременно следили за тем, чтобы не оказаться друг с другом в состоянии «горячей» войны. В основе политики «холодной войны» лежали глобальные амбиции руководства США, его опасения наряду с беспокойством правящих кругов страп-союзников по поводу резко возросшей политической и военной мощи СССР. Другая основа «холодной войны» — жесткая внешняя политика сталинского руководства, направленная на укрепление позиций СССР и его союзников.

Предвестником начала «холодной войны» можно считать «длинную телеграмму» (8 тыс. слов), направленную из Москвы в Вашингтон американским дипломатом Джорджем Фростом Кеннаном 22 февраля 1946 г. В ней он дал развернутый анализ возможностям и перспективам развития отношений США с Советским Союзом. Ключевое положение телеграммы заключалось в выводе об экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и будет побуждать их к распространению сферы своего влияния на все новые районы мира. Соответственно, единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Кеннан считал «сдерживание» Москвы, т. е. удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы.

В это же время 5 марта 1946 г. У. Черчилль, выступая в Фултоне (США), произнес знаменитую обличительную речь против СССР. Он обвинил Москву в создании «железного занавеса», разделяющего мир на две части, и выступил с призывом укреплять «англо-саксонское партнерство» США и Британии в интересах противодействия коммунистической угрозе. Во время выступления британского политика в зале находился президент США Г. Трумэн, который не стал развивать мысли, заявленные Черчиллем, но и не выразил несогласия с ними. Речь У. Черчилля получила международный резонанс во многом потому, что на нее непосредственно откликнулся И. В. Сталин. 14 марта 1946 г. в специальном интервью он резко высказался по поводу этого выступления, заявив, что, по сути дела, оно означает призыв к войне. Печать подхватила высказывания Сталина, и проблема «войны» между СССР и Западом стала мотивом газетных комментариев. Началась эскалация противостояния СССР и Запада.

Через год, в марте 1947 г. Трумэн в обращении к конгрессу заявил, что в борьбе против коммунистической угрозы США имеют право на вмешательство во внутренние дела любой страны, если, по их мнению, там возникнет опасность существующему капиталистическому строю. В этом состояла суть доктрины Трумэна — «доктрины сдерживания коммунизма». Принято считать, что с этого времени концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США. Тогда же было принято принципиальное решение: какую бы политику ни проводило советское руководство, само существование СССР (сейчас — России) не совместимо с американской безопасностью.

В 1945—1947 гг. одной из центральных проблем международной политики был германский вопрос. Согласно решениям, принятым в Ялте и Потсдаме, Германия рассматривалась как единое экономическое целое с перспективой создания центрального германского правительства. Эти и другие вопросы рассматривались на сессиях Совета министров иностранных дел оккупационных держав. Однако договориться по наиболее важным вопросам не удалось. Западные державы, объединив свои зоны оккупации, начали подготовку к созданию западногерманского государства. В июне 1948 г. в Западной зоне была проведена денежная реформа, в нее включили Западный Берлин. Советская блокада территории Западного Берлина привела к ужесточению конфронтации, получившей название Берлинский кризис, и завершилась провалом советской политики. В сентябре — октябре 1949 г. на территории Германии были образованы два государства — Федеративная Республика Германия (ФРГ) в Западной зоне и Германская Демократическая Республика (ГДР) в Восточной. Раскол Германии символизировал раскол Европы, а по существу этим актом был завершен раздел Европы на сферы влияния СССР и США.

Помимо германского вопроса, Вашингтон волновало положение в Западной Европе. После окончания войны гам сложилась тяжелейшая ситуация, в экономике царил хаос, не хватало продовольствия, топлива и иных необходимых товаров. Это могло вызвать социальные потрясения, тем более что во многих странах было сильно влияние левых сил, коммунисты входили в правительство Франции, Италии, Бельгии и других европейских стран. В июле 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл предложил план оказания экономической помощи странам, пострадавшим от фашистской агрессии, названный по имени автора «планом Маршалла». Главная цель — предотвратить социальный взрыв и привязать Западную Европу экономически к США. Политическим условием помощи было удаление из правительств представителей левых сил, в первую очередь коммунистов.

Теоретически «план Маршалла» был рассчитан не только на страны Западной Европы. К участию в нем пригласили восточноевропейские госз’дарства и Советский Союз. Но план был неприемлем для СССР, потому что его главная идея состояла не в восстановлении, а в реорганизации европейского экономического пространства. Советский Союз не мог согласиться на такой план, поскольку он бы встраивал СССР в мировую экономическую политику, ограничивал его самостоятельность и «уводил» бы от него новых союзников в Восточной Европе. Советский Союз отклонил приглашение на конференцию для обсуждения «плана Маршалла» и вынудил правительства восточноевропейских стран отказаться от участия в конференции. Помощь по плану приняли 16 западноевропейских стран. Он действовал четыре года (1948—1952), за это время США вложили в Западную Европу 17 млрд долл.

Раскол с Западом из-за «плана Маршалла» дал Москве основание к укреплению свой сферы влияния. Советское руководство, осознав, что США не допустят расширения советского влияния в Западной Европе, решило способствовать завершению большевизации Европы Восточной. Становление новых политических режимов там происходило по указаниям Кремля. К весне 1948 г. во всех странах «народной демократии» были установлены коммунистические просоветские режимы, во многом копировавшие тоталитарную сталинскую модель. Этому способствовало заключение двусторонних договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и восточноевропейскими государствами. В январе 1949 г. на совещании в Москве было принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Его членами стали Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В течение 1948—1949 гг. западноевропейские страны и США продолжали укреплять военно-политическое сотрудничество. Результатом этого стало создание в марте 1948 г. Западного союза. Его участники — Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург — декларировали в качестве основной цели предотвращение возможной германской агрессии в будущем. Но была очевидна и иная задача блока — противостояние угрозе агрессии со стороны СССР и его союзников по формировавшемуся в го время социалистическому лагерю. Эго стало началом оформления более мощной военно-политической структуры — Организации Североатлантического договора (НАТО), торжественное подписание которого состоялось 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Его участниками первоначально стали 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция. В 1952 г. к пакту присоединились Греция и Турция. Главная же цель блока, повторимся, состояла в противодействии расширению военно-политического влияния СССР и его союзников.

После провозглашения Китайской Народной Республики 1 октября 1949 г. и подписания советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи, биполярное противостояние распространилось и на азиатский регион. Наиболее явно это проявилось во время Корейской войны. Заручившись поддержкой Москвы и Пекина, 25 июня 1950 г. войска Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) начали наступление против Юга. Совет Безопасности ООН в отсутствие советского представителя квалифицировал эти действия как агрессию и принял решение о формировании сил ООН. Основу контингента составили войска США, всего же в него вошли воинские подразделения 14 государств. К началу сентября войска Южной Кореи и силы ООН остановили наступление армии Северной Кореи, перешли в наступление и оттеснили северокитайские войска к границе с Китаем. В конце октября в боевые действия на стороне Севера вступили «китайские добровольцы» численностью до 10 дивизий. Заметно увеличил свою помощь Северной Корее Советский Союз. Китайские и северокорейские войска перешли в наступление и летом 1951 г. линия фронта стабилизировалась в районе 38-й параллели, откуда и начались военные действия. Невозможность победы оказалась очевидной для обеих сторон. Окончательно соглашение о перемирии было заключено лишь в июне 1953 г. Корейская война, в которой непосредственное участие принимали сателлиты великих держав, выявила опасность подобных конфликтов. Вместе с тем Москва и Вашингтон сумели не допустить перерастания локального конфликта в большую войну.

8 сентября 1951 г. на конференции в Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией, но СССР, Чехословакия и Польша отказались это сделать. Советская сторона мотивировала данный шаг тем, что в проекте договора, подготовленного США и Великобританией, не были учтены интересы СССР, а советский проект и поправки к американо-британскому варианту были отклонены. Сан-Францисский договор прекратил состояния войны между Японией и подписавшими его странами и зафиксировал восстановление суверенитета страны и прекращение оккупационного режима. Япония отказалась от прав на Южный Сахалин, Курилы, а также острова Пэнхуледао, Спратли, Парасельские. Однако в тексте не было сказано, в чыо пользу японская сторона отказывается от этих островов. Вследствие этого, в частности, в мирном договоре не были подтверждены права Советского Союза на фактически перешедшие к нему территории Южного Сахалина и Курильских островов. Подобная неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем. Обоснованность позиции советской делегации, отказавшейся подписывать мирный договор с Японией, до сих пор вызывает споры. Поражением советской дипломатии было то, что она не смогла добиться от Токио и стран — участниц конференции признания факта присоединения к СССР Южного Сахалина и Курильских островов. Во всяком случае, очевидно, что отказ СССР заблокировал возможность полноценной юридической нормализации советско-японских отношений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой