В модели, изображенной на рис. 11.3, присутствует интеллектуальный редактор (И-редактор), обладающий развитыми диалоговыми способностями и значительными знаниями о структуре базы знаний (метазнаниями). И-редактор сам преобразует знания в форму, понятную ЭС, и модифицирует БЗ (объединяет новые знания со старыми).
В этой модели интеллектуальный редактор может быть включен в состав ЭС, а может быть отдельным приложением.
Модель приобретения знании ЭС с помощью индуктивной программы
В этой модели ЭС приобретает знания аналогично человеку-эксперту.
Рис. 11.4 Модель приобретения знаний ЭС с помощью индуктивной программы.
Индуктивная программа анализирует данные, содержащие сведения о некоторой предметной области, автоматически формирует значимые отношения и правила, описывающие предметную область.
Основное достоинство этой модели — автоматизация всех основных фаз приобретения знаний.
Модель приобретения знаний ЭС с помощью программы понимания текста
В этой модели специальная программа «читает» и «понимает» тексты (книги, статьи и т. п.), извлекая из них знания.
Рис. 11.5 Модель приобретения знаний ЭС с помощью программы понимания текста.
Сложность задачи понимания текста состоит не только в обработке естественного языка, но и в необходимости воссоздать по тексту модель некоторой предметной области.
Контрольные вопросы
- 1. Что такое приобретение знаний? Дайте определение и приведите основные источники знаний.
- 2. Какие существуют фазы приобретения знаний?
- 3. Какие модели приобретения знаний Вам известны?
- 4. Назовите наиболее популярную (используемую) модель приобретения знаний. Расскажите о ее особенностях.