Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Губернаторы штатов. 
Политическая система сша: институты и акторы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоит выделить четыре основные фазы выстраивания политического процесса на штатном уровне: определение повестки, проработка методологии ее реализации, принятие или легитимация, оценка. Роль губернатора как главы законодательной ветви штата охватывает две первые фазы. По оценке американских экспертов, именно на первой ступени реализации политического процесса — выстраивания политической повестки… Читать ещё >

Губернаторы штатов. Политическая система сша: институты и акторы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как отмечают американские эксперты, должность губернатора является весьма значительной, так как при эффективном использовании административного ресурса и исполнения текущих задач губернатор обладает ощутимым влиянием и становится настоящим лидером своего штата. Тем не менее губернатор может быть отстранен от должности после вынесения импичмента (или путем референдума по отзыву).

Стоит отметить, что американская история XX в. — начала XXI в. продемонстрировала тенденцию к избранию большинства президентов непосредственно из числа бывших губернаторов. Со времен администрации Джеймса Картера лишь Джордж Буш-сгарший[1] и Барак Обама не занимали пост губернатора.

Можно выделить основные черты, присущие человеку, занимающему пост губернатора США: высшее образование (зачастую юридическое), успешный политический или коммерческий опыт, харизма.

Билл Клинтон, например, занял должность губернатора в 32 года, к тому времени успев зарекомендовать себя в качестве опытного политика и успешного главного прокурора штата. В свою очередь, Джордж Буш-младший занял пост главы Техаса в 48 лет, имея небольшой опыт политической деятельности, и при этом впервые за историю штата был переизбран на второй срок.

Губернатор, как правило, избирается сроком на четыре года (исключение представляют штаты Нью-Хэмпшир[2] и Вермонт[3], где полномочия губернатора длятся два года). Также каждый штат самостоятельно устанавливает ограничения по количеству сроков, которые может занимать одно должностное лицо на посту губернатора, — в большинстве штатов глава исполнительной власти может переизбираться более двух сроков подряд. Помимо этого, в зависимости от территориального деления варьируются и такие параметры, как обязательные требования к кандидату (минимальный возраст, «срок давности» гражданства), а также прописываются процедуры отзыва главы территориального субъекта или импичмента.

Выборы региональных глав проходят в четные годы (в один день с выборами Президента и Конгресса, исключение составляют пять штатов — Луизиана, Кентукки, Миссисипи, Нью-Джерси и Вирджиния, где они проходят в нечетные годы)[4]. Так региональные выборы, состоявшиеся 6 ноября 2012 г., проводились в 11 штатах, на одной территории (Territory) и в одной республике (Commonwealth)[5].

Процедура избрания главы штата прописана в законодательстве каждого отдельного территориального деления Соединенных Штатов. Как правило, выборы главы региона проводятся путем прямого голосования. Но сама процедура выдвижения кандидата на должность губернатора довольно продолжительна, в каждом штате, как говорилось ранее, ее юридические условия различны.

Прежде всего, кандидат регистрирует петицию о выдвижении, где обязательно указывается его партийная принадлежность или отсутствие таковой. До всеобщих выборов, где победитель определяется простым большинством, «партийные выдвиженцы» предварительно проходят праймериз и далее согласовывают свои действия с партийным комитетом штата или его лидером. Штат Луизиана в данном случае является исключением — все зарегистрированные кандидаты сразу участвуют во всеобщих выборах, во второй тур выходят набравшие максимальное число голосов (в случае если ни один кандидат не получает более 50% в первом туре)[6].

В некоторых регионах обязательно требуется поддержка кандидатов (особенно если речь идет о самовыдвиженцах) избирателями соответствующей территории в виде установленного числа подписей под петицией. Так, в законодательстве некоторых штатов прописано, что представители малых партий или независимые кандидаты обязаны проводить сбор подписей среди избирателей, зарегистрировавшихся в качестве членов соответствующих партий либо независимых (беспартийных), что изрядно осложняет ситуацию[7].

Говоря о партийной принадлежности губернаторов США, стоит отметить, что в основном глава штата принадлежит к одной из основных партий (республиканской или демократической), но в редких исключениях встречаются представители малых партий или независимые кандидаты.

Так, по состоянию на 2013 г. пул губернаторов состоял из 30 республиканцев, 20 демократов, 1 независимого представителя и 1 представителя партии соглашения (Covenant Party).

В США принято говорить о «сильном» и «слабом» губернаторстве, которое зависит от специфики полномочий главы региона, которые варьируются от штата к штату (в расчет берутся возможности губернаторов по назначению чиновников, влиянию на бюджетный процесс, длительность срока исполнения полномочий и т. д.). В данном контексте несомненное влияние оказывает количественное присутствие в региональном правительстве партийных соратников главы региона.

Традиционно слабейшим считается губернатор Техаса, так как он лишен возможности большинства назначений, доступных другим губернаторам. Напротив, фигура вицегубернатор Техаса в известном смысле сопоставима по влиянию с главой штата[8].

Статус губернатора аналогичен статусу президента США, а в некоторых случаях он имеет даже большие полномочия в отношениях с законодательной властью. Так, в настоящее время 49 губернаторов обладают правом вето в отношении законодательных решений, а 43 губернатора — даже в отношении отдельных положений законов (часто применяется при рассмотрении проекта бюджета), в то время как президент может накладывать вето лишь на законы целиком[9]. Право вето является важным инструментом выстраивания взаимоотношений глав штатов с легислатурой. Правда, вето преодолевается большинством от двух третей до трех пятых голосов законодательного собрания. В Теннесси и Кентукки требуется всего лишь простое большинство[10].

Среди важнейших полномочий губернатора — разрешение кризисных ситуаций, исполнение обязанности председательствующего судьи и партийного лидера на территории субъекта, координация межправительственного взаимодействия (выступает представителем штата в отношениях с другими штатами и федеральным правительством). Помимо этого, являясь главнокомандующим войск на территории штата, пост губернатора предполагает постоянное исполнение всех протокольных процедур, которые весьма обширны[11].

Американские эксперты особое внимание уделяют деятельности губернаторов по формированию бюджетной политики и повестки дня в законодательном процессе, внесению законопроектов в законодательное собрание региона, а также наложению вето на решения законодательного собрания[12].

Принято говорить и о неофициальных «рычагах» влияния губернатора, под которыми подразумевают уровень доверия и популярности у населения, харизму, которые позволяют главе региона добиваться желаемых результатов в законодательной инициативе. Также не стоит забывать и о круге доверенных и приближенных к главе региона людей, которые включены в работу законодательной ветви штата. Большинство экспертов, СМИ и сами губернаторы характеризуют данное направление своей работы как наиболее конфликтное. В этой связи стоит отметить роль губернатора как лидера партии, так как именно от него зависит уровень сплоченности внутрипартийных групп, который однозначно отражается на эффективности работы законодателей, а также на поддержке политической повестки губернатора. Ввиду того, что законодатели, как правило, переизбираются каждые два года (количество сроков может варьироваться в зависимости от законодательства региона, что позволяет им работать при администрациях нескольких губернаторов) и представляют отдельный округ штата, интересы и понимание приоритетных политических направлений жизни региона могут расходиться с представлениями его главы.

Стоит выделить четыре основные фазы выстраивания политического процесса на штатном уровне: определение повестки, проработка методологии ее реализации, принятие или легитимация, оценка. Роль губернатора как главы законодательной ветви штата охватывает две первые фазы. По оценке американских экспертов, именно на первой ступени реализации политического процесса — выстраивания политической повестки штата — губернаторы должны использовать все возможные рычаги своего влияния (формальные, неофициальные и прочие вспомогательные рычаги) для рассмотрения наиболее актуальных инициатив парламентом региона. Также важной считается и работа губернатора на втором этапе — проработке методов реализации политической программы с целью достижения максимально эффективных механизмов разрешения возникающих вопросов.

Так же, как и представители легислатур, губернаторы состоят в разного рода объединениях, которые могут основываться на территориальной (Southern Governors' Association[13], Western Governors' Association[14][15]) или партийной общности (Republican Governors Association, Democratic Governors Association). Наиболее уважаемой и крупной считается Национальная ассоциация губернаторов (National Governors Association), которая исполняет посреднические функции между Белым домом, Конгрессом и правительствами штатов'. Посредством консалтингового центра (Center for Best Practices), который входит в ее структуру, Ассоциация оказывает помощь губернаторам в обмене опытом, распространении новых практик и технологий[16].

Перечень контрольных вопросов и заданий длн самостоятельной работы:

  • 1. Опишите процедуру избрания губернаторов.
  • 2. Какие личные качества, как правило, присущи губернатору?
  • 3. Может ли губернатор быть беспартийным?
  • 4. В США принято говорить о «сильном» и «слабом» губернаторстве. Пожалуйста, поясните, что под этим подразумевается.
  • 5. Перечислите основные полномочия губернатора.
  • 6. Губернаторы состоят в разного рода объединениях, в том числе и национальных, перечислите наиболее значимые.
  • 1. Артемьев М. Как работает Америка. — М.: Фонд «Либеральная миссия»; «Новое литературное обозрение», 2010.
  • 2. Борзова Е.П. Политические и избирательные системы. Государства британского содружества: учеб, пособие. Т. 1 / Е. П. Борзова, И. И. Бурдукова, А. Н. Чистяков. — СПб.: Изд-во «СПбКО», 2013.-С. 101.
  • 3. Джанда К. Трудным путем демократии: Процесс государственного управления в США / К. Джанда, Д. М. Берри, Д. Голдман, К. В. Хула. Пер. с англ. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
  • 4. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: учеб, пособие. — М.: Волгерс Клувер, 2007.
  • 5. Margaret R. Ferguson/ Margaret R. // Roles, functions, and po-wers of the governors State Politics and Policy Quarterly. — 3(2). — P. 158−160.
  • 6. The official website of The American Legislative Exchange Council [Electronic resource] / website of The American Legislative Exchange Council — Mode of access: http://www.alcc.org/
  • [1] Brexel В. Your Governor: State Government in Action // B. Brexel / TheRosen Publishing Group, Inc. — 2004. — P. 7−15.
  • [2] The official website of New Hampshire ‘s governor [Electronic resource] / website of New Hampshire ‘s governor — Mode of access: http://www.governor.nh.gov/
  • [3] The official website of Vermont ‘s governor [Electronic resource] / websiteof Vermont‘s governor — Mode of access: http://governor.vermont.gov/
  • [4] Артемьев M. Как работает Америка. — M.: Фонд «Либеральная миссия»; «Новое литературное обозрение», 2010. — С. 168.
  • [5] U.S. Election Statistics: 2012 General Election Results [Electronic resource] // The National Governors Association — Mode of access: URL: http://www.nga.org/cms/home/governors/elections/col2-content/2012;gcneral-election-rcsults.html
  • [6] The official website of Louisiana Government: Executive Branch [Electronicresource] / website of Louisiana Government — Mode of access: http://louisiana.gov/Government/Executive_Branch/
  • [7] Баглай M.B. Конституционное право зарубежных стран / М.В. БаглайЮ.И. Лейбо, Л. М. Энтин. — М" 2004. — С. 124.
  • [8] Артемьев M. Как работает Америка. — М.: Фонд «Либеральная миссия»; «Новое литературное обозрение», 2010. — С. 176−177.
  • [9] Борзова Е. П. Политические и избирательные системы. Государства британского содружества: учеб, пособие. Т. 1 / Е. П. Борзова, И. И. Бурдукова, А. Н. Чистяков. — СПб.: Изд-во «СПбКО», 2013. — С. 101.
  • [10] Артемьев М. Как работает Америка. — М.: Фонд «Либеральная миссия»; «Новое литературное обозрение», 2010. — С. 178−179.
  • [11] The official website of the US White House: State & Local Government[Electronic resource] / website of the US White House — Mode of access: http://www.whitehouse.gov/our-government/state-and-local-government
  • [12] Margaret R. Ferguson/ Margaret R. // The Executive Branch of State Government: People, Process, and Politics (About State Government). — 2006. -P. 61−62.
  • [13] The official website of the Southern Governors' Association [Electronicresource] / website of the Southern Governors' Association — Mode of access: http://www.southemgovernors.org/AboutSGA.aspx
  • [14] The official website of the Northern Governors' Association [Electronicresource]/ website of the Northern Governors' Association — Mode of access: http://www.westgov.org/about/how-wga-works
  • [15] The official website of the National Governors Association [Electronic resource] / website of the National Governors Association — Mode of ac-cess:http://www.nga.org/cms/about
  • [16] The official webpage of the National Governors Association Center for BestPractices [Electronic resource] / webpage of the National Governors Association Center for Best Practices — Mode of access: http://www.nga.org/cms/ccnter
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой