Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фрейдизм, психоанализ. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, навязывание другому человеку своих собственных мыслей, чувств, т. е. «отдаление угрозы от себя». Осуждая что-то в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать, не хочет понять, что данные качества присущи и ему. Например, человек утверждает: «Некоторые евреи — обманщики… Читать ещё >

Фрейдизм, психоанализ. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или «фрейдизма» -.

Названа эта концепция фрейдизмом по имени его основателя З. Фрейда (1856−1939). Опираясь на идеи З. Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ» (к психоаналитическим теориям относятся и теории К. Хорпи, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, В. Райха и др., хотя каждый из них и вносил свои новые и оригинальные идеи).

Термин «психоанализ» имеет три значения:

  • 1) теория личности и психопатологии;
  • 2) метод терапии личностных расстройств;
  • 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др.

Ученый применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная ее часть осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, но мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы извне.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая область человеческой психики — это бессознательное. Оно представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.

На основе многолетних клинических наблюдений З. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех структур, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» (структурная модель психической жизни). «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических, врожденных, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.

Второй принцип поведения — гомеостаз — основан на сохранении примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

" Я" (ЭГО) ответственно за принятие решений и стремится выразить и удовлетворить желания ОНО (ИД) в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т. е. «ЭГО» помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, именно «ЭГО» анализирует, рассуждает, принимает решения.

Становление психики, особенно «СВЕРХ-Я», у ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению З. Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и желает смерти ему, поэтому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери — Эдипов комплекс (к 5—6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

" СВЕРХ-Я", или «Суперэго», содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека и позволяют ему отличать, что хорошо или плохо, нравственно или безнравственно. З. Фрейд разделил «Суперэго» на две подсистемы: совесть и «Эго-идеал». Совесть включает в себя наличие моральных запретов, способность к критической самооценке и возникновению чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. «Эго-идеал» формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. «Суперэго» считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. «Суперэго» пытается полностью подавить «неприличные желания» со стороны «ОНО», направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает человека духовно и даже физически, если человек нарушает нормы совести.

" СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания).

Таким образом, сублимация — это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека возникают психические болезни, неврозы, истерики, тоска. В целях спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку оградиться от тех проблем, которые пока он не может решить, снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), дает возможность «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если со временем он не находит выхода из нее, то потом этот защитный механизм может стать препятствием для его личностного роста. Оно получит выражение в малопредсказуемом поведении, уходе от реальности и от проблем, требующих разрешения. Иначе говоря, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые внутренние конфликты, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя се новыми «псевдопроблемами». З. Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

1) вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном, и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, которой может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека. Таким образом, вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности.

Отмечают полное подавление, при котором болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение — это частичное подавление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступках и пр.;

  • 2) отрицание — уход в область фантазии, отрицание какого-либо события как «неправды». Человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
  • 3) рационализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком не осознаваться;
  • 4) инверсия, или противодействие, — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь матери, но, не получая ее, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ее ненависть к себе);
  • 5) проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, навязывание другому человеку своих собственных мыслей, чувств, т. е. «отдаление угрозы от себя». Осуждая что-то в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать, не хочет понять, что данные качества присущи и ему. Например, человек утверждает: «Некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю». Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных личностных характеристик;
  • 6) замещение — проявление эмоционального импульса переадресовывается от угрожающего объекта или личности к беззащитному. Например, после того как ребенка наказали родители, он толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.
  • 7) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я» ;
  • 8) регрессия — возвращение к более примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь к более раннему и безопасному периоду своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых выражаются в несдержанности, недовольстве, «надуться и не разговаривать с другими», противодействии авторитетам, детском упрямстве или езде в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все в какой-то степени используют защитные механизмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Вес защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • — они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • — они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревог)' менее угрожающей для человека.

Тревога или чувство надвигающейся опасности может быть следующих типов:

  • — реалистическая тревога — эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение;
  • — невротическая тревога — эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь, что «ЭГО» окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;
  • — моральная тревога — «ЭГО» испытывает угрозу наказания со стороны «СВЕРХ-Я», когда «ОНО» стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и «СВЕРХ-Я» отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения;
  • — социальная тревога возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых действий. Позднее З. Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из «СВЕРХ-Я», в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия за прошлые или настоящие грехи в загробной жизни.

Инстинктивные влечения, которые ранее в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психиатрическим заболеваниям (например, шизофрении), для которых свойственна значительная деформация «ЭГО» и восприятия реальности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой