Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов. 
Отражение их результатов в учете

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По ценностям, в отношении которых выявлены расхождения против учетных данных, в бухгалтерии составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19). На второй странице ведомости, где по каждому наименованию материалов приведены результаты инвентаризации по количеству и сумме (излишек, недостача), отражается также информация о том, как… Читать ещё >

Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов. Отражение их результатов в учете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сохранность и правильное оформление операций по движению МПЗ подтверждаются результатами периодически проводимой инвентаризации.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия, сдаче имущества в аренду, продаже или выкупе;
  • • при смене материально ответственных лиц;
  • • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • • при установлении фактов хищения, злоупотребления или порчи запасов;
  • • в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т. п.);
  • • при реорганизации и ликвидации организации;
  • • в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (по заданию правоохранительных и иных органов и пр.).

Основанием для проведения инвентаризации является приказ или другой документ руководителя организации (постановление, распоряжение).

В крупных организациях создается постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия, в состав которой входят руководитель или его заместитель (председатель комиссии), главные специалисты, включая главного бухгалтера, начальники отделов, юрисконсульт, представители общественных организаций. Для непосредственного проведения инвентаризации материально-производственных запасов формируются рабочие инвентаризационные комиссии из числа руководителей структурных подразделений, ведущих специалистов отделов, секторов, специалистов по отдельным вопросам (товароведы, технологи, бухгалтеры и др.), представителей общественных организаций.

Разрешается включать в состав инвентаризационной комиссии представителей службы внутреннего аудита или независимых аудиторских фирм. При незначительном объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

Отсутствие хотя бы одного из членов комиссии в период проведения инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными.

Участие материально ответственного лица в проведении инвентаризации обязательно, хотя ответственность организации за его отсутствие в данное время действующим законодательством не определена. В связи с этим, при отсутствии данного лица без уважительной причины в период проведения инвентаризации, руководитель организации обязан назначить новое материально ответственное лицо. После окончания инвентаризации оно в присутствии остальных членов инвентаризационной комиссии должно принять МПЗ на ответственное хранение, подтвердив это своей подписью в инвентаризационных ведомостях.

Инвентаризация проводится по местам хранения запасов и материально ответственным лицам.

В процессе ее проведения решается широкий перечень вопросов:

  • • наличие условий, способствующих сохранности МПЗ, оформлению их приема и отпуска;
  • • состояние складского и весоизмерительного хозяйства;
  • • постановка складского учета;
  • • выявление фактического наличия запасов и сопоставление его с данными бухгалтерского учета и др.

На день проведения инвентаризации материально ответственное лицо обязано предоставить членам комиссии последние па эту дату документы по приходу и расходу или отчет о движении материалов.

Для установления бухгалтерией правильности учетных остатков к началу инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии визирует последние приходные и расходные документы с указанием: «До инвентаризации на… (дата)», а материально ответственное лицо дает расписку о том, что указанные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, поступившие материалы полностью оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Такая расписка дастся в самой Инвентаризационной описи товарноматериальных ценностей (форма № ИНВ-3) — основном первичном учетном документе, в который комиссия записывает фактическое наличие на складе каждого наименования указанных ценностей по видам, сортам, группам и номенклатурным номерам. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей с примером ее заполнения приведена ниже. Фактическое наличие фиксируется по количеству соответствующих единиц измерения и сумме. Для сравнения такая же информация приводится по данным бухгалтерского учета, что позволяет определить результат инвентаризации.

По каждой странице и в конце инвентаризационной описи указываются количество порядковых номеров, общее количество единиц фактически установленных материалов и сумма их оценки. Это позволяет в дальнейшем исключить возможность со стороны материально ответственного лица каким-либо образом внести дополнительную информацию, искажающую результаты проверки.

Фактические остатки по каждому наименованию ценностей записываются в опись после соответствующего взвешивания, обмера, подсчета. По материалам, хранящимся навалом, определение физического веса (объема) производится путем обмера и технических расчетов. Акты обмеров, технических расчетов и ведомостей отвесов прилагаются к инвентаризационной описи. Материалы, хранящиеся в неповрежденной упаковке, могут включаться в инвентаризационные описи на основании данных документов с обязательной выборочной проверкой отдельных наименований.

При всех таких операциях, проводимых членами инвентаризационной комиссии, присутствие материально ответственных лиц обязательно. Соблюдение данного условия позволяет в последующем исключить возможные спорные вопросы между ними.

На последней странице инвентаризационной описи председатель и члены комиссии своими подписями подтверждают запись следующего содержания: «Все цены, подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей проверены» .

Материально ответственное лицо, а в случае бригадной солидарной ответственности — материально ответственные лица ставят свои подписи, подтверждая тем самым свое согласие с результатами инвентаризации. При этом в конце инвентаризационной описи приводится такой текст: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с №_________ по №_________, комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем). Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении» .

Инвентаризационная опись оформляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а другой остается у материально ответственных лиц. После проверки данных и расчетов бухгалтер расписывается в инвентаризационной описи. По МПЗ, находящимся надень инвентаризации в пути, комиссия составляет акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № ИНВ-6) в двух экземплярах по данным документов, представленных комиссии. Один экземпляр акта остается у нее, другой передается в бухгалтерию.

В инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное храпение (форма № ИПВ-5), записи производятся ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании проверки и пересчета в натуре МПЗ, находящихся на ответственном хранении, по каждому наименованию. Порядок ее оформления такой же, как и инвентаризационной описи, но форме № ИНВ-3. Опись составляется в двух экземплярах, подписывается членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, один из них передается в бухгалтерию, а второй остается у проверяемых.

По ценностям, в отношении которых выявлены расхождения против учетных данных, в бухгалтерии составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19). На второй странице ведомости, где по каждому наименованию материалов приведены результаты инвентаризации по количеству и сумме (излишек, недостача), отражается также информация о том, как отрегулированы эти расхождения. Эти данные заверяются подписью бухгалтера. На третьей странице указывается пересортица по количеству и сумме в части излишков, зачтенных в покрытие недостач, и недостач, покрытых излишками. Здесь же приводится информация об оприходованных излишках с указанием, на какой счет они оприходованы, и указывается окончательная недостача.

Данная страница подписывается материально ответственным лицом. Выявленные излишки признаются как прочие доходы и приходуются:

ДЕБЕТ 10 «Материалы»

КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91−1 «Прочие доходы» .

Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов. Отражение их результатов в учете.

Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов. Отражение их результатов в учете.

Сумма недостачи независимо от ее характера предварительно относится на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов учета МПЗ.

В процессе анализа данных сличительной ведомости по МПЗ выявляется пересортица по отдельным их наименованиям. Пересортица является результатом того, что одни и те же наименования материалов могут иметь разные цены. Материалы могут быть изготовлены из различного исходного сырья с разными издержками на их производство. Например, олифа натуральная будет дороже, чем олифа, произведенная из искусственного сырья. Аналогичная ситуация может иметь место по одним и тем же материалам, имеющим одно и то же производственное назначение, но разные характеристики. Так, при производственной необходимости вместо гвоздей длиной 100 мм зачастую используются гвозди длиной 90 мм меньшей стоимости. Во всех подобных случаях образуется суммовая разница: положительная, когда образуется излишек по сумме против данных текущего учета, или отрицательная, когда образуется недостача (по решению руководителя организации она может быть перекрыта суммой выявленных излишков).

Основанием для зачета результатов пересортицы является наличие ряда условий, имеющих место одновременно, а именно когда установлены расхождения (недостача и излишек):

  • • по МПЗ одного и того же наименования;
  • • у одного и того же материально ответственного лица;
  • • за один и тот же отчетный период;
  • • в тождественных количествах.

Если на отдельные наименования материалов в силу их физико-химических свойств определены нормы естественной убыли (усушки, утруски, улетучивания, боя), то они применяются только в случае выявления фактической недостачи по таким ценностям. Причем указанные нормы применяются только после зачета суммы выявленной недостачи по одним материалам за счет сумм выявленных излишков других материалов одного и того же наименования или имеющих одно производственное назначение. Если по результатам зачета сумма недостачи не перекрыта, то она после этой операции может быть уменьшена на сумму потерь в пределах действующих норм естественной убыли при условии, что они установлены на эти наименования материалов.

Неперекрытая сумма недостачи подлежит возмещению материально ответственным лицом, а выявленная положительная суммовая разница (излишек) приходуется с одновременным увеличением финансовых результатов.

В любом случае расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета должны быть объяснены материально ответственным лицом в письменной форме. С учетом этих и других источников информации комиссия устанавливает причины расхождений, порядок регулирования разниц и возмещения недостачи. На основе представленной комиссией информации руководитель принимает окончательное решение по результатам инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны получить отражение в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности.

В учете сумма выявленной недостачи отражается по фактической себестоимости приобретения на активном собирательно-распределительном счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» :

ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

КРЕДИТ 10 «Материалы» -.

по фактической стоимости приобретения, включая сумму транспортно-заготовительных расходов, относящуюся к договорной стоимости недостающих запасов;

ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» КРЕДИТ 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» -.

на договорную (учетную) цену запасов.

Если организация не использует в учетной политике счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то вместо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» кредитуется соответствующий субсчет к счету 10 «Материалы» на сумму транспортно-заготовительных расходов.

В дальнейшем сумма недостачи или порчи списывается в зависимости от причин их возникновения. Руководителю организации должна быть представлена необходимая информация, подтверждающая, какие конкретные меры были предприняты в целях возмещения материального ущерба (запросы в соответствующие органы государственной власти — арбитражные суды, органы МВД, ответы этих структур и т. п.). Так, в пределах норм естественной убыли они включаются в состав текущих издержек организации как прочие расходы:

ДЕБЕТ 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» .

В последние годы на отдельных направлениях хозяйственной деятельности рядом отраслевых министерств и ведомств на базе Методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли (утв. приказом Минэкономразвития от 31 марта 2003 г. № 95) разработаны и утверждены нормы естественной убыли на отдельные виды продукции, в частности:

  • • нормы естественной убыли массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным транспортом (утв. приказом Минпромнауки России от 25 февраля 2004 г. № 55);
  • • нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян различных культур при хранении (утв. приказом Минсельхоза России от 14 января 2009 г. № 3);
  • • нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. приказом Минсельхоза России от 26 июня 2008 г. № 273).

Минсельхоз России приказами от 28 февраля 2006 г. № 266−270 утвердил также нормы естественной убыли па следующие виды продуктов:

  • • столовые корнеплоды, картофель, плодовые и зеленные овощные культуры разных сроков созревания при хранении;
  • • сливочное масло, упакованное монолитами в пергамент и пакеты-вкладыши из полимерных материалов;
  • • сыры и творог при хранении;
  • • мясо птицы в потрошеном виде, охлажденное в ледяной воде, неупакованное в пакеты из полимерных пленок, при хранении в камерах холодильников.

Например, по субпродуктам всех видов нормы естественной убыли за первый месяц хранения, но кварталам установлены в следующих размерах:

I квартал — 0,15%;

II квартал — 0,25%;

III квартал — 0,30%;

IV квартал — 0,15%.

При хранении замороженной продукции сроком более одного месяца нормы естественной убыли уменьшаются соответственно за второй месяц — на 30, за третий — на 40 и далее за каждый последующий — на 60% от приведенных выше значений.

Нормы естественной убыли сыров нежирных, жирных, полужирных и низкожирных за счет потерь массовой доли влаги (усушки) из покрытия установлены в зависимости от времени хранения (от 1 до 12 мес.) и фактической массовой доли влаги (МДВ) при приемке. Дефростация (размораживание) их осуществляется при температуре 18−20 °С в течение двух суток.

Нормы естественной убыли мяса кроликов и птицы в нолупотрошеном и потрошеном видах при воздушном охлаждении до температуры от 0 до -4 °С установлены в процентах к массе остывшего мяса раздельно при охлаждении в камерах с принудительной циркуляцией воздуха и в камерах с естественной циркуляцией воздуха. Причем при охлаждении мяса кроликов и птицы, упакованного в пакеты из полимерных пленок, нормы естественной убыли не применяются.

При хранении замороженного мяса птицы и кроликов свыше 15 суток нормы естественной убыли применяются на производственных и распределительных холодильниках (базах) при продаже, передаче на промышленную переработку, смене материальноответственного лица и снятии остатков продукции при контрольных взвешиваниях по фактической массе нетто.

Все указанные выше нормативные акты по установлению норм естественной убыли разработаны во исполнение постановления Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» .

Размер потерь в пределах действующих норм естественной убыли за определенный период хранения материалов исчисляется по формуле П = ((Р + О)? В? Е): (С? 100%),.

где П — потери при хранении; Р — расход МПЗ за определенный период времени; О — остаток этих запасов на дату начала инвентаризации; В — время их хранения на складе; Е — естественная убыль на определенное наименование материалов, %; С — срок хранения, на который установлена норма естественной убыли для конкретного наименования МПЗ.

В свою очередь, время хранения МПЗ на складе (В) исчисляется по формуле В = (Км? Ос): Р, где Км — количество месяцев, включенных в период, подлежащий учету; Ос — средний остаток конкретного наименования материалов на складе; Р — расход этих материалов за определенный период времени.

ПРИМЕР 5.3

Количество месяцев (Км), за которые проводится инвентаризация, — 6. Количество месячных остатков материалов за это время — 180 000 кг. Отсюда среднемесячный остаток (Ос) материалов за указанный период — 30 000 кг (180 000 кг: 6 мес.). Расход МПЗ за 6 мес. (Р) — 72 000 кг.

Исходя из приведенных исходных данных среднее время нахождения материалов на складе (В) составляет: (6 мес.? 30 000 кг): 72 000 кг = 2,5 мес.

Если остаток материалов на дату начала инвентаризации (О) равен 15 000 кг при установленной норме естественной убыли на них (Е) за один месяц — 0,5%, два месяца — 0,7%, три месяца — 0,8%, то потери при хранении (П) составят.

Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов. Отражение их результатов в учете.

Нормы естественной убыли рассматриваются как материальные расходы для целей налогообложения при исчислении и уплате налога на прибыль. На величину этих потерь организация вправе уменьшить сумму прибыли для целей налогообложения.

При этом под естественной убылью товарно-материальных ценностей признаются потери в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами как следствие естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств этих ценностей.

Не следует относить к естественной убыли технологические потери, потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, если они явились следствием нарушения требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, а также вызваны несовершенством средств защиты этих ценностей от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования и т. п.

С учетом климатического фактора, оказывающего влияние на величину естественной убыли, субъекты РФ подразделяются, но климатическим условиям на три группы. Первая соответствует холодному микроклиматическому району (Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ и пр., всего 13 субъектов); вторая климатическая группа соответствует холодному умеренному микроклиматическому району (Республика Алтай, Липецкая область, Москва и т. д., всего свыше 60 субъектов). Остальные субъекты РФ представлены Южным и Северо-Кавказским федеральными округами (Ростовская область, республики Северного Кавказа и др.) и отнесены к теплому умеренному микроклиматическому району.

В пределах указанных макроклиматических районов нормы естественной убыли рекомендовано устанавливать для двух периодов года: осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября), а также в зависимости от типа и вместимости технологического оборудования, сроков хранения и транспортировки.

Такой вариант разработан Минсельхозом России в отношении норм естественной убыли на отдельные наименования продукции растительного происхождения (морковь, редька, огурцы и пр.).

Для целей налогообложения прибыли к материальным расходам следует относить потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Следовательно, организация не имеет права применять иной порядок списания потерь таких запасов в целях уменьшения налогооблагаемой базы.

Потери сверх утвержденных норм подлежат возмещению за счет виновных лиц при установлении их вины. При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

  • • работодателю действительно нанесен материальный ущерб;
  • • есть все основания, подтверждающие вину данного работника;
  • • между действием (или бездействием) работника и причиненным работодателю материальным ущербом установлена причинная связь.

Возмещение нанесенного материального ущерба работодателю независимо от его организационно-правовой формы собственности регулируется нормами Гражданского или Трудового кодексов РФ в зависимости от того, в каких правоотношениях работник находится с работодателем.

В полном размере возмещается ущерб в том случае, когда работник не состоит в штате организации и выполняет работу на основании договора гражданско-правового характера в соответствии с нормами гражданского законодательства. Если он состоит в штате организации, то возмещение ущерба регулируется Трудовым кодексом РФ.

В ситуации, когда в начет предъявляется сумма недостачи по действующим рыночным ценам, превышающим учетные цены, по которым недостающие ценности были приняты к учету, составляются следующие бухгалтерские проводки:

ДЕБЕТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» • субсчет 73−2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 98 «Доходы будущих периодов» • субсчет 98−3 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» .

При отсутствии виновных лиц или когда суд отказал во взыскании потерь с них, убытки рассматриваются как прочие расходы организации:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91−2 «Прочие расходы»

КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» .

Страховые возмещения, полученные организацией в силу стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, признаются в учете в составе прочих доходов:

ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76−1 «Расчеты, но имущественному и личному страхованию»

КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91−1 «Прочие доходы» .

Удовлетворение в возмещении страховых сумм отражается так:

ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета»

КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76−1 «Расчеты, но имущественному и личному страхованию» .

Если в возмещении страховых сумм отказано, то материальные потери рассматриваются как прочие расходы:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91−2 «Прочие расходы»

КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 76−1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» .

Аналитический учет к указанному субсчету ведется в разрезе каждого страховщика и отдельных договоров страхования.

Убытки, нанесенные работником организации и не взысканные из-за истечения срока исковой давности, списываются до формирования балансовой прибыли следующей проводкой:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы»

КРЕДИТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 73−2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» .

В процессе проведения инвентаризации уточняется обоснованность действующих цен на отдельные наименования МПЗ. Если будет установлено, что на некоторые из них в течение отчетного года рыночная цена снизилась, они морально устарели или их применение возможно только после предварительной корректировки первоначальных свойств в сторону снижения, то в балансе на конец отчетного года они должны отражаться по рыночной стоимости исходя из физического состояния. Результатом в подобной ситуации должно явиться формирование резерва под снижение стоимости таких запасов. В учете его формирование рассматривается как увеличение прочих расходов:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91−2 «Прочие расходы»

КРЕДИТ 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» .

Поскольку в балансе нет регулирующих статей, то оценка указанных выше запасов должна отражаться в нем по текущей рыночной стоимости без учета созданного резерва. Не создается резерв, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость годовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг, изготовленных из этих материалов, соответствует или превышает ее фактическую себестоимость. Изменение конъюнктуры рынка в положительную сторону, т. е. связанную с ростом текущей рыночной стоимости тех наименований материалов, под снижение стоимости которых раньше был создан резерв, обусловливает необходимость корректировки данного резерва путем отнесения его на уменьшение стоимости материальных издержек, признанных в периоде, следующем за отчетным:

ДЕБЕТ 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91−1 «Прочие доходы» .

Запись составляется по мере отпуска материалов на производственные нужды.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется в бухгалтерии по каждому резерву.

В целях подтверждения достоверности результатов инвентаризации по распоряжению руководителя организации могут проводиться контрольные проверки с участием материально ответственных лиц и членов инвентаризационных комиссий. Результаты контрольных проверок оформляются актом о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма № ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма № ИНВ-25). Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются бухгалтерией в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26). В дальнейшем информация, содержащаяся в ведомости, используется как один из основных источников при анализе эффективности инвентаризаций, проведенных на предприятии в отчетном периоде.

Материально-производственные запасы как объект информации в бухгалтерской отчетности

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н (далее — ПБУ 5/01), в бухгалтерской отчетности МПЗ отражаются в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам), исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

На конец отчетного года указанные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой в приказе по учетной политике организации, исходя из используемых способов оценки запасов.

Те МПЗ, которые в силу утраты своих физико-химических свойств на дату составления отчетности не могут быть использованы по прямому назначению, морально устарели, либо их текущая рыночная стоимость, стоимость продажи снизились, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но не поступившие на склад, отражаются в учете в оценке, вытекающей из содержания договора, с последующим уточнением фактической себестоимости на дату их оприходования.

В бухгалтерской отчетности информация о МПЗ должна раскрывать:

  • • способы их оценки по видам;
  • • последствия изменений способов оценки;
  • • стоимость этих активов, переданных в залог;
  • • размер и движение сумм резервов под снижение резервов стоимости материальных ценностей.

В бухгалтерском балансе МПЗ представлены по группе «Запасы» (код строки 1210) разд. II «Оборотные активы» в виде:

  • • сырья, материалов и других аналогичных ценностей;
  • • животных на выращивании и откорме.

В Отчете о финансовых результатах величина потребленных МПЗ, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитывается по строке «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» .

В составе расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат (раздел приложения к бухгалтерскому балансу) материальные затраты организации за отчетный и предыдущий год показываются по графам 3 и 4.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой