Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеграция научных подходов к менеджменту

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системы обладают свойствами: целостности (система взаимодействует с окружающей средой как единое целое); целенаправленности (все элементы и подсистемы действуют для достижения целей, которые должны быть согласованы с общими целями системы); структурированности и упорядоченности (отношения между элементами и подсистемами должны быть упорядочены по иерархии); организованности (все процессы… Читать ещё >

Интеграция научных подходов к менеджменту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе развития теории менеджмента возник ряд научных подходов, которые рассматривали процессы управления организациями с различных сторон. Научный подход к решению проблем менеджмента предусматривает разработку концепции, принципов, методов изучения проблем управления, определение путей и способов их решения. Различные подходы к менеджменту возникают в связи с тем, что управление организациями представляет собой сложный социально-экономический процесс, включающий различные области теории и практики взаимодействия субъектов и объектов управления, их особенности, факторы, на них влияющие. Главное назначение менеджера в организации — обеспечить управление различными процессами, объектами, людьми как единым целым на основе координации их усилий, объединения планов, заданий. Но для реализации этой задачи необходимо принимать во внимание многообразие как проблем управления, так и путей их решения.

Развитие теории менеджмента в конце XIX — первой половине XX в. характеризовалось сравнительно небольшим количеством научных направлений и подходов. Со второй половины XX в. в связи с усложнением процессов развития экономики и ростом конкуренции ситуация резко поменялась. Возникли крупные изменения в мировой экономике, обществе, развитии электронно-вычислительной техники, появились новые технологии в промышленности, мир стал быстро усложняться, одновременно быстро росла конкуренция, интенсивно развивались новые отрасли производства и сферы сервиса. В новых условиях усложнения управления организациями пристальное внимание руководителей и менеджеров обратилось к системам и методам управления. Возникли новые направления теории и практики в сфере маркетинга, стратегического планирования и контроля, организации управления. В менеджменте стали применять различные подходы для решения возникающих проблем.

В настоящее время существует целый ряд различных подходов к менеджменту, каждый из которых акцентирует внимание на тех или иных аспектах сложных процессов управления организациями. Все вместе они образуют основу интеграционного подхода к менеджменту, который обеспечивает наиболее эффективный путь решения сложных проблем управления.

Основные базовые научные подходы к менеджменту, интеграция которых необходима для эффективного управления, включают системный, процессный, ситуационный подходы.

Эти подходы в настоящее время расширяются и дополняются посредством применения таких подходов, как стратегический, кибернетический, информационный, социально-экономический и др. Рассмотрим подходы к менеджменту подробнее.

Системный подход является ведущим среди всех научных подходов к менеджменту, образуя общую методологическую базу их реализации. Методы системного подхода следует применять во всех сферах управления. Часто в управлении говорят о необходимости комплексного подхода к решению проблем, что означает необходимость учета всех факторов и зависимостей, влияющих на проблему. Комплексный подход не отличается от системного, является его синонимом.

Системный подход означает восприятие окружающего мира как процессов взаимодействия сложных многоцелевых систем, подчиняющихся определенным закономерностям и законам, подверженных влиянию внутренних и внешних сил и факторов, создающих множество возможных сценариев развития. Сущность системного подхода заключается в появлении феномена системного мышления.

Системное мышление — это особый тип мышления, позволяющий на основе анализа, синтеза и нестандартного видения объединить множество параметров и закономерностей развития систем и подсистем в единую системную модель. При этом полностью исключаются ошибочные решения и обеспечивается принятие наиболее эффективных, основанных на управлении ключевыми факторами, создающих устойчивые магистрали успешного развития при любых стратегических сценариях. В высокотехнологичной экономике системное мышление необходимо всем руководителям, менеджерам, конструкторам, инженерам, даже рабочим. Отсутствие системного мышления ведет к серьезным экономическим потерям, банкротствам, катастрофам на производстве. Так, крупная авария на японской атомной станции Фукусима (2011) стала следствием «всего лишь нескольких» системных просчетов. На уровне стран системные ошибки вызывают катастрофы и хаос, сопровождаются миллионами жертв (Первая и Вторая мировые войны, многочисленные региональные конфликты и чрезвычайные ситуации).

Возникновение общей теории систем как универсальной методологии научного мышления и изучения сложных объектов (биологических, технических, социальных) связано с трудами видных ученых: Л. А. Богданова (Малиновского) в начале XX в., Людвига фон Берталанфи, Норберта Винера, создателя основ кибернетики, изучавшего взаимосвязи между элементами в сложных системах в середине XX в., Р. Эшби, исследовавшего проблемы управления и информации, поведение человека, и многих других ученых. На теорию сложных систем существенно повлияли работы ученого-математика XIX в. А. А. Ляпунова, создавшего основы устойчивости механических систем.

Общее определение системного подхода можно представить в следующем виде: «Системный подход — это научный инструмент изучения и преобразования окружающей действительности на основе моделирования сложных объектов и процессов в виде взаимодействующих элементов, подсистем и систем, закономерностей их развития, определения целей, факторов, влияющих на их эффективность систем»[1].

Высокая эффективность применения системного подхода подтверждается многочисленными примерами уникальных достижений человеческого разума. Академик С. А. Лебедев успешно применил системный подход для создания первой в СССР ЭВМ типа МЭСМ (малая электронно-счетная машина) и БЭСМ (большая электронно-счетная машина) (1950) в исключительно сложных послевоенных условиях нехватки ресурсов и специалистов, директивно установленных, практически нереальных минимальных сроках. Принципы системного подхода были использованы в организации создания первого в мире космического корабля и запуске первого человека в космос (Ю. А. Гагарин, СССР, 1961) под руководством академика С. П. Королева.

Применение системного подхода в менеджменте означает предвидение и учет социально-экономических последствий планов, решений и действий, понимание их взаимосвязи с внешней и внутренней средой. Социально-экономические системы отличаются такой сложностью, что без применения системной методологии мышления неизбежны стратегические просчеты.

Систему характеризуют элементы, подсистемы, связующая структура и целевое единство, внешняя и внутренняя среда. Система в целом может быть определена как комплекс взаимодействующих элементов и подсистем. Элементы — это составные части системы, дальнейшее разделение которых нецелесообразно для проводимого анализа. Подсистема представляет собой комплекс элементов, объединенных целевым единством и связанных общностью выполняемых ими функций. Например, производственный участок предприятия представляет собой подсистему цеха, основными элементами которой являются оборудование (технический элемент), работники, его обслуживающие (социально-экономический элемент), рабочая зона (технико-организационный элемент), технологические и управленческие регламенты и инструкции (организационно-технологический элемент).

Структура системы (от лат. structura — строение, порядок, расположение) — это своего рода ее опорные элементы, внутренняя конструкция, характеризующая соподчиненность ее элементов, особенности влияния между ними (иерархия), способы обеспечения ее целостности. Различают унимодальные структуры, в которых власть сосредоточена в одном звене системы, и мультимодальные, в которых власть рассредоточена и решения принимаются на основе согласования ряда элементов, или подсистем.

Цели — желаемые результаты деятельности. Следует различать внешние, или декларируемые, и реальные цели системы, ее подразделений, групп и отдельных работников. Цели должны быть связаны в комплекс целей, отражающий единство и целостность системы, направления ее развития. Часто для моделирования целей используют методы построения деревьев целей. В соответствии с ними цели распределяются по уровням, начиная с главной цели, далее по уровням распределяются цели, обеспечивающие достижение главной цели.

Системы могут быть открытыми и закрытыми. Открытые системы находятся во взаимодействии с окружающей средой, трансформируют воспринимаемые ими извне элементы или системы в другие, с новыми свойствами, например предприятие, получив полуфабрикаты и материалы, производит товары, работник отдела маркетинга анализирует полученную им информацию о ситуации со сбытом и действиях конкурентов и преобразует ее в предложения для руководства. Закрытые системы не взаимодействуют со средой и живут за счет внутренних ресурсов. Таких систем в экономике немного, например предприятие, деятельность которого временно прекращена.

В зависимости от вида деятельности и целей различают системы: социально-экономические (компании, регионы, города), технические (производственная линия), социальные (общественное объединение), экологические (территории и природные ресурсы). Простые системы отличаются небольшим количеством элементов, связей, процессов, простотой взаимодействия между ними. Сложные системы отличаются сложной структурой, сложными взаимосвязями между элементами или большим количеством элементов. Система взаимодействует с окружающей средой как единое целое. Это означает, что никакое ее подразделение не может действовать в полной автономии, без регулирующих или координирующих связей с другими элементами системы и, прежде всего, с ее управляющей подсистемой. Типичными подсистемами предприятия являются:

  • • техническая — оборудование, производственные линии;
  • • технологическая — используемые технологии, инновации, лицензии, патенты;
  • • кадровая — персонал, его квалификация;
  • • административная — распределение полномочий, установление иерархии власти и ответственности, процедуры решения типичных задач и ситуаций;
  • • экономическая — принятие экономических решений, организация труда, нормы и нормативы, определяющие расходы материальных, энергетических и информационных ресурсов;
  • • финансовая — кредиты, расчеты с поставщиками и бюджетом, организация финансовых потоков, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия;
  • • социальная — мотивация и стимулирование персонала, оплата труда, условия труда, социальная среда коллектива, стили руководства, организационная культура;
  • • информационная — сбор и обработка информации, создание информационных баз и банков данных, информационных компьютерных сетей (внутренних, объединяющих подразделения предприятий) и использование внешних (Интернет и другие внешние сети).

Внешняя среда системы включает ее окружение, другие системы и факторы, на нее влияющие, на которые система может оказать либо ограниченное влияние, либо не может влиять вообще. Например, система налогообложения, конкуренты, инфраструктура.

Внутренняя среда системы включает ее элементы, подсистемы, структуру, внутренние процессы. Например, система менеджмента, технологические процессы, персонал, оборудование.

Системы обладают свойствами: целостности (система взаимодействует с окружающей средой как единое целое); целенаправленности (все элементы и подсистемы действуют для достижения целей, которые должны быть согласованы с общими целями системы); структурированности и упорядоченности (отношения между элементами и подсистемами должны быть упорядочены по иерархии); организованности (все процессы регулирования в сложных системах организованы для совместной деятельности, выполняемые задачи распределены между ними, при отсутствии организации система разрушается); эффективности (система стремится к повышению своей эффективности на основе выбора альтернатив развития); эмерджентности (возникновение у системы свойств или функций, которыми не обладает ни один из ее элементов или подсистем, также внезапное появление новых свойств или расхождение целей подсистем и элементов); синергии — означает системный эффект от взаимодействия двух или нескольких элементов, подсистем или систем, выражающийся в том, что общий результат взаимодействия существенно выше суммы результатов, если бы они действовали в отдельности. Главная цель системного подхода к решению любой проблемы — это разработка концепции ее решения как целостной проблемы. Часто в управлении успешно решают отдельные задачи, но из-за отдельных просчетов цели не достигаются, более того, из-за так называемых системных ошибок, которые влияют на систему в целом, наступает катастрофа.

При применении системного подхода необходимо прежде всего построить комплекс целей развития компании. При обычном подходе выбирают набор стандартных целей, например рост прибыли, снижение затрат, рост продаж и др. При этом целый ряд важных направлений развития компании, как правило, остается вне поля зрения менеджеров, в результате чего эффективность развития не будет достигнута. При системном подходе необходимо выполнить целый комплекс управленческих работ. Сначала провести анализ условий развития компании, ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, выбрать наиболее важные цели, упорядочить их в виде комплекса целей, произвести декомпозицию главной цели (определить цели, от которых зависит ее достижение), а затем синтез целей в единый комплекс с определением связей между ними, расчетами требующихся ресурсов и комплексной оценкой эффективности их использования.

Применение системного подхода характерно для успешных менеджеров.

В 30-е гг. прошлого века один из наиболее успешных менеджеров в мире Альфред Слоан выступил с концепцией реорганизации корпорации GM (General Motors). Он пришел к выводу о нецелесообразности модели централизованного управления, которая делала компанию негибкой и снижала ее конкурентные возможности. Он также утверждал, что ни один менеджер не может в одиночку управлять сложными крупными компаниями, необходима разумная децентрализация управления. Он выделил планирование и формирование политики компании в отдельную область управления. Производственные подразделения компании были преобразованы в структуры, полностью отвечавшие за результаты. Слоан был одним из первых руководителей, создававших в компании эффективные команды управления на различных уровнях управления. Вместо отдельных решений он предложил продуманный системный подход к преобразованию корпорации в структуру, которая включала ряд бизнес-единиц, применяла стратегию регулярных инновационных изменений в различных сферах, в том числе в предложении рынку новых моделей автомобилей ежегодно. Слоан добился того, что GM в годы его руководства стала крупнейшей и одной из наиболее успешных корпораций в мире.

В 70-е гг. прошлого века Т. Питерс и Р. Уотерман изучили ряд комианий-лидеров и выявили присущие им качества, которые они назвали характерными. Но к их удивлению, всего через несколько лет группа лидеров сильно изменилась. Многие компании вышли из нее по причинам, которые так и остались невыясненными. Это дало основание для обращения к теории хаоса, которая способствовала появлению нового типа мышления в бизнесе — изучению изменений и реакции менеджмента на них.

В современном бизнесе управление изменениями является одним из важнейших направлений развития управленческой мысли. Особо важны стратегические изменения.

Теория хаоса показала, что сложные системы развиваются не по упрощенным закономерностям, а по сложным, не до конца изученным. Их развитие нельзя экстраполировать (проецировать прошлое на будущее), нужно создавать каждый раз новую модель и исследовать новые факторы, влияющие на развитие.

Методы теории систем универсальны, и если правильно их применять, создавать не шаблонные, а новые концептуальные модели, отражающие сущность реальных процессов развития социально-экономических систем, то получаемые результаты обеспечивают руководство надежными инструментом планирования, прогнозирования и управления.

Применение системного подхода и методов системного анализа в менеджменте в современных условиях необходимо для компаний всех отраслей экономики. Системный подход является одним из главных направлений исследования и разработки стратегий развития организаций в сложной изменяющейся среде.

  • [1] О системном подходе к развитию сферы образовательных услуг // Экономическоевозрождение России. 2012. № 3. С. 35—42.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой