Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности проведения налоговых проверок органами полиции при выявлении признаков преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Порядок взаимодействия подразделений МВД России и ФНС России при осуществлении выездных налоговых проверок регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным приказом данных органов. Данным межведомственным нормативным актом утверждаются: 1) общие положения проведения… Читать ещё >

Особенности проведения налоговых проверок органами полиции при выявлении признаков преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При осуществлении налоговых проверок сотрудники полиции наделены соответствующими правами и обязанностями, которые осуществляются ими путем взаимодействия с налоговыми органами.

Сотрудники полиции вправе в соответствии с действующим законодательством (п. 28 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов.

Основаниями направления запроса могут являться:

  • а) наличие данных, свидетельствующих о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах, и необходимость проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и сотрудников оперативных подразделений;
  • б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных ОВД в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
  • в) необходимость привлечения сотрудников ОВД в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
  • г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц.

Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел направляет данному органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Сотрудники полиции привлекаются к проведению совместной налоговой проверки преимущественно в качестве специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку для содействия налоговому органу в целях обнаружения признаков налоговых преступлений, закрепления и изъятия предметов и документов, которые впоследствии могут быть источниками доказательств по уголовному делу. В проведении проверки принимают участие оперативные сотрудники полиции, в должностные обязанности которых входит выявление и предупреждение экономических и налоговых преступлений.

В проверочных мероприятиях по запросам налоговых органов в качестве специалистов принимают участие сотрудники территориальных подразделений Главного управления по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России. Данные подразделения осуществляют свои функции через специализированные оперативно-разыскные части (ОРЧ), выполняющие свои функциональные задачи в различных сферах экономической деятельности. Для проведения целевых проверочных мероприятий в их составе функционирует отдел документальных проверок и ревизии, сотрудники которого обладают специальными учетно-экономическими знаниями и привлекаются для выявления признаков экономических и налоговых преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.

Привлечение сотрудников полиции для обеспечения мер безопасности должностных лиц налогового органа должно быть обосновано в процессе оформления запроса. При этом учитываются следующие обстоятельства: реальность угрозы проверяющим; характер предполагаемого вреда (применение физического вреда, создание препятствий проведению налоговой проверки); характер предполагаемых требований проверяемых (прекращение проверки, уничтожение материалов проверки, искажение ее результатов с целью смягчения вида ответственности, уничтожение бухгалтерских документов и отчетности).

Порядок взаимодействия подразделений МВД России и ФНС России при осуществлении выездных налоговых проверок регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной совместным приказом данных органов[1]. Данным межведомственным нормативным актом утверждаются: 1) общие положения проведения проверок и взаимодействия; 2) порядок направления ОВД запросов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решений; 3) порядок направления материалов налоговыми органами в ОВД при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступлений.

Недостатком материалов, имеющих признаки преступлений и представляемых налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, является то, что: 1) они направляются по формальным признакам величины недоимки или суммы сокрытия налогов; 2) налоговые органы не уделяют должного внимания фиксации и сохранению следов совершенных преступлений. Кроме того, на протяжении ряда лет количество поступающих в ОВД материалов снижается на 10−12% в год[2].

Органы полиции в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну (и. 30 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден приказом МВД России от 11 января 2012 г. № 17. При передаче полицией налоговым органам материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, составляющих налоговую тайну, последние обязаны ее соблюдать (и. 6 ст. 32 НК РФ).

Под налоговой тайной (ст. 102 НК РФ) понимаются любые полученные налоговыми органами, ОВД, органами внебюджетных фондов и таможенными органами сведения о налогоплательщиках за исключением сведений:

  • 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  • 2) об идентификационном номере налогоплательщика;
  • 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за них;
  • 3) предоставляемых налоговыми (таможенными) органами или правоохранительными органами других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями) одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между этими органами.

В целях повышения качества проведения документальных проверок и ревизий органы полиции при проведении совместных проверочных мероприятий вправе получать сведения из следующих документов и материалов:

  • 1) о постановке налогоплательщика на налоговый учет:
    • — справка налогового органа о постановке налогоплательщика на налоговый учет и присвоения ему ИНН;
    • — юридическое дело налогоплательщика, в котором фиксируется о нем и исполнении им налоговой обязанности;
    • — справка из пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования о постановке на учет;
    • — документы, свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица и т. п.;
  • 2) связанных с фактом проведения проверочного мероприятия:
    • — фиктивные налоговые декларации со следами исправлений;
    • — документы, подлежащие предоставлению в налоговый орган (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и т. п.);
  • 3) подтверждающих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика:
    • — деловая переписка с контрагентами (письма, запросы и т. п.);
    • — гражданско-правовые договоры, контракты, соглашения;
    • — банковская выписка о движении денежных средств по расчетному и текущему счету физического лица или индивидуального предпринимателя за определенный налоговый период;
  • 4) указывающих на проведение проверок до поступления информации о налоговом преступлении (акты ревизий, аудиторских проверок, инвентаризационные ведомости, заключение ведомственных экспертиз и т. п.)[3].

Сотрудники полиции обязаны направлять материалы для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов (п. 34 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Направление материалов в налоговый орган осуществляется сопроводительным письмом, подписанным начальником (заместителем начальника) ОВД. Письмо должно содержать: 1) данные налогоплательщика (ИНН/КПП), адрес местонахождения или осуществления хозяйственной деятельности организации, место жительства физического лица; 2) указание на признаки нарушений, относящихся компетенции налоговых органов.

К сопроводительному письму прилагаются документы, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах (протоколы, акты, документы, объяснения лиц и др.), копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

После поступления материалов налоговые органы не позднее 10 дней со дня поступления уведомляют о принятом решении ОВД, направивших данные материалы.

Налоговый орган принимает одно из следующих решений:

  • — назначает выездную налоговую проверку (ст. 89 НК РФ) с указанием срока ее начала или о планируемом сроке проведения камеральной проверки (ст. 88 НК РФ);
  • — отказывает в проведении мероприятий налогового контроля с обоснованием оснований данного отказа.

Обязанностью полиции является проверка заявлений и сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции) и документирование обстоятельств совершения преступлений (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). К числу преступлений, выявляемых органами полиции, относятся налоговые преступления.

Признаками налоговых преступлений (ст. 198, 199,1991, 1992 УК РФ) служат различные фактические обстоятельства, указывающие на возможность их совершения. Они проявляются в виде подлогов в бухгалтерских документах, несоответствия определенных действий участников кредитно-денежных сделок по времени, месту, отклонений от порядка осуществления учетных операций, установленного нормативными актами, нелогичности и нецелесообразности операции, несоответствия между различными экземплярами одного документа, несоответствия штампов и печатей названию предприятия, подчисток, исправлений и т. п. Особое место среди информации о налоговых преступлениях занимают сообщения предприятий и организаций (чаще всего пострадавших в процессе сделок или от прямых конкурентов), заявления граждан, сообщения средств массовой информации, сведения, поступившие от конфиденциальных сотрудников, и др.

В зависимости от характера противоправных действий нарушения налогового законодательства разделяются на следующие группы.

  • 1. Сокрытие дохода (прибыли) и иных объектов налогообложения путем:
    • — осуществления финансово-хозяйственных операций без соответствующего документального оформления, как правило, с использованием значительных объемов наличных денег;
    • — открытия в различных банках нескольких расчетных счетов и проведения через них расчетно-денежных операций, не отражаемых в бухгалтерском учете, с целью сокрытия выручки и доходов от налогообложения;
    • — регистрации предприятий в одном районе (городе), а открытия счетов в банках других городов для уклонения от уплаты налогов по месту регистрации и по месту ведения хозяйственной деятельности;
    • — составления фиктивных контрактов и договоров для сокрытия реально осуществленной финансово-хозяйственной операции;
    • — умышленной самоликвидации предприятия в конце отчетного периода или после проведения проверки, выявившей крупные суммы сокрытых от налогообложения доходов.
  • 2. Занижение полученных доходов и завышение производственных расходов:
    • — занижение в официальных учетных и платежных документах по договоренности стоимости выполненных работ (услуг) с проведением реальных расчетов наличными деньгами без отражения в данных бухгалтерского учета;
    • — занижение облагаемого налогом оборота;
    • — завышение произведенных затрат, списание в себестоимость расходов, не подтвержденных первичными документами, а также отражение в бухгалтерской отчетности затрат, которые в действительности не производились;
    • — неоприходование полученной выручки в учетно-кассовой документации;
    • — искажение учетно-отчетной документации, т. е. внесение в бухгалтерские документы заведомо ложных сведений о хозяйственных операциях или реальных результатах финансово-хозяйственной деятельности.
  • 3. Отсутствие учета объектов налогообложения, что почти всегда ведет к уклонению от уплаты налогов.
  • 4. Незаконное использование налоговых льгот путем:
    • — увеличения количества инвалидов, работающих на предприятиях;
    • — отражения в отчетной документации фиктивных экспортных сделок (занижение цеп на экспортные товары, поставка товаров за рубеж своим фирмам и др.);
    • — использования льготного режима налогообложения, предоставляемого офшорными зонами[4]. Наиболее распространенными видами бизнеса в этих зонах являются: а) строительство; б) торговые экспортно-импортные операции; в) ценные бумаги; г) маркетинговые услуги. Например, строительная площадка находится на территории Российской Федерации, а заказчик перечисляет деньги за строительство на офшорный счет подрядчика. Таким образом, перечисления осуществляются между офшорами, а в бюджет России ничего не поступает.

Ведение хозяйственной деятельности через фирмы, расположенные в ЗАТО, позволяет уменьшить налоговые платежи по НДС на 90%, налог на ГСМ — на 92%, налог на пользователей автодорог — на 100%. У налоговых инспекций нет полномочий на осуществление проверок в местах регистрации, и у владельцев офшорных компаний имеются широкие возможности уклонения от уплаты налогов[5].

Интенсивное развитие в России вычислительной техники, а также системы электронных счетов и электронных денег способствует уклонению от уплаты налогов с использованием компьютерной техники. При использовании компьютера как средства для уклонения от уплаты налогов типичными информационными следами являются:

  • — машинные носители информации (магнитные диски, интегративные микросхемы и др.);
  • — несанкционированное изменение структуры расположения файлов;
  • — появление на машинном носителе повой информации, происхождение которой неизвестно;
  • — расхождение контрольных данных, отраженных в журнале оператора (администратора сети) ЭВМ, фактическими, реально находящимися в ЭВМ;
  • — журналы учета сбойных ситуаций вычислительной техники (журналы ведутся в банке и организации, обслуживающей вычислительный центр банка);
  • — данные о пользователе электронной почты;
  • — журналы рабочего времени компьютерных систем;
  • — данные учета технических неисправностей компьютера и др.

Интересы налоговых инспекций в вопросах соблюдения налогового законодательства требуют взаимодействия и обмена информацией со специализированными органами полиции. Например, налоговый инспектор одного из районов Санкт-Петербурга, проверяя деятельность частного предприятия, обратил внимание на то, что в течение длительного времени на данном предприятии не было движения денежных средств по расчетному счету и не получалась чековая книжка, необходимая любой функционирующей организации для получения в банке денег и выдачи зарплаты, закупки сырья, товаров и т. п. Несмотря на это, на расчетный счет данного юридического лица поступило несколько миллионов рублей.

Налоговый инспектор сообщил о данном факте оперативным сотрудникам милиции, которые в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий (наведения справок, негласного опроса, наблюдения и др.) установили, что данное предприятие было изначально фиктивно создано для совершения мошеннических действий. Не занимаясь коммерческой деятельностью, руководители предприятия обманным путем заключали договоры с государственными и коммерческими предприятиями на поставку продукции, а полученные на счет в соответствии с договорами деньги похищали.

Широкое распространение в последние годы получило создание подставных организаций с целью совершения налоговых преступлений. Данные организации (фирмы- «однодневки») регистрируются для занижения налоговой базы, завышения вычетов по НДС, незаконного возмещения НДС из бюджета и т. п. Их выявление осуществляется в процессе взаимодействия ОРЧ полиции с инспекциями ФНС, регистрирующими организации и индивидуальных предпринимателей.

Существенными признаками, указывающими на регистрацию организаций, которые впоследствии могут использоваться в качестве подставных (временных), являются:

  • — массовая регистрация 10−20 фирм, в которых лицо является не только учредителем, но и руководителем;
  • — нахождение по одному юридическому адресу нескольких десятков и даже сотен организаций;
  • — оформление большого количества организаций на одно лицо;
  • — неведение организацией хозяйственной деятельности и отсутствие в штате наемного персонала, за исключением руководителя, учредителя из числа доверенных лиц владельца основного бизнеса и др.

Для уклонения от уплаты налогов руководителями данных организаций широко используется оформление фиктивных документов: договоров по оказанию различных услуг (поставка, подряд, техническое обслуживание оборудования, сервисные функции), смет, актов выполненных работ и др.

По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело по следующим составам: 1) уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица (ч. 1, 2 ст. 198 УК РФ); 2) уклонение от уплаты налогов или сборов с организации (ч. 1, 2 ст. 199 УК РФ); 3) неисполнение обязанностей налогового агента (ч. 1, 2 ст. 1991 УК РФ); 4) сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1991 УК РФ).

Предварительное следствие по указанным налоговым преступлениям производится в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством Следственным комитетом РФ (п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Основным признаком выделения данных составов для осуществления расследования является наличие ущерба в крупном и особо крупном размере.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 300 000 руб.

Особо крупным размером считается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов или сборов, либо превышающая 1 500 000 руб.

При отсутствии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела принимается одно из следующих решений:

  • — о составлении протокола об административном правонарушении (ст. 15.1−15.3, 15.6−15.8, 15.14−15.16 КоАП РФ);
  • — о передаче материалов по подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства, но делам об административных правонарушениях (передача материалов проверки в специализированные органы по месту проведения предварительного расследования — ч. 1 ст. 152 УПК РФ, по подследственности — ст. 151 УПК РФ);
  • — о передаче материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, которые требуют совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (ст. 116−122 НК РФ);
  • — о завершении проверки в связи с неустановлением факта нарушения законодательства РФ.

О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или физическое лицо, в отношении которого проводилось указанное мероприятие.

  • [1] См.: приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ 7−2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» .
  • [2] Соловьев И. Н. Оперативно-розыскная деятельность в сфере экономики и налогообложения. М., 2013. С. 195−196.
  • [3] См.: Перечень документов, необходимых для проведения оперативно-проверочных мероприятий по выявлению налоговых и иных преступлений и правонарушений и источников их получения. Методические рекомендации Управления документальных проверок и ревизий МВД РФ. М., 2003.
  • [4] Наиболее крупными офшорными зонами являются Каймановы, Виргинские и Багамские острова. На Багамских островах зарегистрировано 418 банков, 518 взаимных фондов, более 100 000 международных компаний, оборот которых оценивается в 350 млрд долл.
  • [5] См.: Соловьев И. Н. Налоговые преступления. М., 2002. С. 31.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой