Графический подход.
Управленческий учет
График «прибыль — объем продаж» может использоваться и при выпуске нескольких видов продукции, однако в такой ситуации более предпочтительным является стоимостной подход. Поскольку по каждому продукту могут быть определены выручка от продаж и переменные затраты, очевидно, что по каждому продукту можно рассчитать маржинальный доход и коэффициент маржинального дохода. Рассмотрим пример. Линия… Читать ещё >
Графический подход. Управленческий учет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Зависимость «затраты — объем — прибыль» можно представить графически. Такие графики являются весьма упрощенными, однако их основное практическое преимущество как раз и заключается в простоте построения и наглядности. Эти графики являются, по существу, статичными; те или иные изменения в исходных данных (в том числе продажной цены) требуют построения нового графика или серии графиков. Предполагается также линейная зависимость затрат и объемов производства (продаж), что является определенным упрощением. Графики «затраты — объем — прибыль» строятся в том виде, который лучше всего подходит для иллюстрации конкретной проблемы, из чего следует, что существуют их различные виды.
Графики «прибыль — объем продаж»
Анализ при выпуске одного вида продукции
График «прибыль — объем продаж» используется для определения возможной прибыли (убытка) при различных уровнях объема продаж (производства). График делится на две части горизонтальной линией объемов продаж, при этом последние могут быть выражены в количественных или стоимостных показателях, а также в процентах. Вертикальная линия представляет собой возможную прибыль (убытки). Выше горизонтальной линии — прибыль, ниже — убытки.
График «прибыль — объем продаж» является графиком линейного уравнения, которое может быть выражено так:
где Пр — зависимая переменная; V — независимая переменная.
Обычно значения независимой переменной наносят по горизонтальной оси, а значения зависимой — по вертикальной. Рассмотрим построение графика «прибыль — объем продаж» применительно к единственному продукту.
ПРИМЕР 10.3
Воспользуемся следующими данными:
- — постоянные расходы за период — 100 ден. ед.;
- — переменные расходы па единицу продукции — 10 ден. ед/ед.;
- — цена единицы продукции — 20 ден. ед/ед.
Тогда уравнение будет иметь следующий вид:
Пр = 20V — 10V — 100.
или Пр = 10V — 100.
Для построения линейного графика необходимы две точки; причем обычно выбирают те, которые соответствуют нулевому объему продаж и пулевой прибыли. Приравняв V = 0, получим Пр = -100. Иными словами, если компания имеет нулевой объем продаж, то ее убытки будут равны постоянным затратам. Приравняв Пр = 0, получим V = 10. Полученные две точки и определяют график «прибыль — объем продаж» (рис. 10.1).
Рис. 10.1. График «прибыль — объем продаж» для одного изделия.
Анализ при выпуске нескольких видов продукции
График «прибыль — объем продаж» может использоваться и при выпуске нескольких видов продукции, однако в такой ситуации более предпочтительным является стоимостной подход. Поскольку по каждому продукту могут быть определены выручка от продаж и переменные затраты, очевидно, что по каждому продукту можно рассчитать маржинальный доход и коэффициент маржинального дохода. Рассмотрим пример.
ПРИМЕР 10.4
Данные для построения графика представлены в табл. 10.10.
Таблица 10.10
Данные для построения графика
Продукт. | Выручка от продаж, ден. ед. | Переменные затраты, ден. ед. | Маржинальный доход, ден. ед. | Коэффициент маржинального дохода. |
А. | 150 000. | 90 000. | 60 000. | 0,4. |
Б. | 100 000. | 20 000. | 80 000. | 0,8. |
В. | 80 000. | 40 000. | 40 000. | 0,5. |
Г. | 50 000. | 40 000. | 10 000. | 0,2. |
Итого | 380 000. | 190 000. | 190 000. | 0,5. |
Постоянные затраты, ден. ед. | (100 000). | |||
Прибыль, ден. ед. | 90 000. |
Данные о выручке, маржинальном доходе и коэффициентах маржинального дохода представлены в табл. 10.10 как в целом по компании, так и отдельно по каждому продукту. Поэтому можно построить график «прибыль — объем продаж» как для всего объема выпуска продукции, так и отдельно по каждому продукту (рис. 10.2).
Суммарный график строится аналогично графику, приведенному в предыдущем примере, с той лишь разницей, что в данном случае объем продаж выражается не в единицах продукции, а в денежных единицах. Точка безубыточности для пакета в стоимостном выражении составит 200 000 ден. ед. (постоянные затраты: коэффициент маржинального дохода или 100 000 ден. ед.: 0,5).
График начинается в точке, соответствующей нулевому объему продаж и максимальному убытку (сумма постоянных затрат в размере 100 000 ден. ед.), пересекает ось абсцисс в точке безубыточности (200 000 ден. ед.) и заканчивается в точке, соответствующей полученной прибыли в размере 90 000 ден. ед. при объеме продаж 380 000 ден. ед.
Графики «прибыль — объем продаж» по каждому продукту строятся следующим образом. Линии прибыли наносятся для каждого продукта по мере убывания показателя коэффициента маржинального дохода, т. е. начиная с продукта Б, имеющего самый высокий коэффициент маржинального дохода (0,8), и заканчивая продуктом Г с наименьшим коэффициентом маржинального дохода (0,2).
Линия прибыли для продукта Б начинается в той же точке, что и на суммарном графике, и проводится до точки, соответствующей объему продаж 100 000 ден. ед. и убытку 20 000 ден. ед. Поскольку маржинальный доход от продажи продукта Б составляет 80 000 ден. ед., график показывает, что из 100 000 ден. ед. постоянных расходов (соответствующих максимальному убытку) покрываются 80 000 ден. ед. Следовательно, после продажи продукта Б убыток составит 20 000 ден. ед. (100 000 — 80 000).
Линия прибыли для продукта В, имеющего коэффициент маржинального дохода 0,5, начинается в точке, где заканчивается линия для продукта Б. После продажи продукта В выручка составит уже 180 000 ден. ед. (100 000 + 80 000), что позволит получить прибыль в размере 20 000 ден. ед. Таким образом, линия прибыли для продукта В пересекает ось объема продаж и заканчивается в точке с координатами 180 000, 20 000.
Соответственно, в этой же точке начинается линия прибыли для продукта, А (коэффициент маржинального дохода 0,4), а заканчивается она в точке с координатами 330 000 (100 000 + 80 000 + 150 000), 80 000 (20 000 + 60 000).
Линия прибыли для продукта Г с самым низким коэффициентом маржинального дохода (0,2) наносится на график последней. Продукт Г добавляет к прибыли еще 10 000 ден. ед., и суммарно последняя составляет уже 90 000 ден. ед., и 50 000 ден. ед. к объему продаж, равному в сумме 380 000 ден. ед.
Рис. 10.2. График «прибыль — объем продаж» для нескольких видов продукции.
Графическое изображение прибыли по каждому продукту наглядно отражает то, что чем круче наклон линии, тем выше коэффициент маржинального дохода. Если какой-либо продукт не обладает маржинальным доходом, то наклон линии будет нисходящим. Кроме того, размер маржинального дохода каждого продукта в денежных единицах можно определить непосредственно на графике, измерив расстояние по вертикали от точки, где начинается линия прибыли, до точки, где она заканчивается. Подобные графики используются и для анализа объема продаж по различным территориям, продавцам и типам потребителей, чьи покупки обеспечивают наибольшую прибыль для компании.
Отметим, что при всей легкости построения и интерпретации график «прибыль — объем продаж» не отражает изменения затрат при изменении объема продаж (производства). Такую возможность предоставляют графики «затраты — объем — прибыль» .