Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воздух. 
Медико-биологические основы безопасности. 
Охрана труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, в морских и речных портах на ограниченном участке берега и прилегающей водной поверхности сосредоточено большое количество сооружений, оборудования, производственных комплексов, грузов и подвижных транспортных средств, которые являются источниками загрязнения воздуха рабочей зоны, атмосферного воздуха расположенных рядом с портом населенных пунктов и акватории порта. Сбор, удаление… Читать ещё >

Воздух. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если проанализировать Государственные доклады «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации» за 2004—2013 гг. (далее — Государственные доклады), становится очевидно, что ведущими загрязнителями атмосферного воздуха в эти годы являлись формальдегид, свинец и его неорганические соединения, 3,4-бенз (а)пирен, хром, этилбензол, фенол, диоксид азота, взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид серы, сероуглерод, бензин, фтористые газообразные соединения. На жилых территориях всех федеральных округов отраслями промышленности, значительно загрязняющими атмосферный воздух в 2004—2013 гг., являлись электроэнергетика и автомобильный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, а также пищевая отрасль, строительство и др.

В 2013 г. на территориях с уровнем вредных веществ, превышающим гигиенические нормативы (ПДКсс) загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота, взвешенными веществами, формальдегидом, фенолом, свинцом, оксидом углерода, 6енз (а)пиреном, проживало более 89 млн человек (62,6% населения). Следует учитывать, что по данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. И. Сысина, 38% населения проживает в городах, где исследования состояния воздуха не проводятся[1].

Негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения оказывают в первую очередь автомобильный транспорт и предприятия его обслуживания.

Отрицательными факторами, представляющими значительную угрозу для загрязнения атмосферы и здоровья населения, являются выхлопные газы автотранспорта, содержащие различные химические соединения продуктов полного и неполного сгорания топлива (оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, сернистый ангидрид и др.), а также шум, вибрация, электромагнитное излучение.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» и Госавтоинспекции России, автомобильный парк населения за последние 28 лет вырос более чем в 10 раз (рис. 1.1).

Динамика автомобильного парка населения, тыс. ед.

Рис. 1.1. Динамика автомобильного парка населения, тыс. ед.

Для показателя обеспеченности населения автомобилями характерен поступательный рост за весь период наблюдения, который сопровождается столь же поступательным осложнением ситуации с атмосферным загрязнением в крупных городах.

До последнего времени большинство эксплуатируемых россиянами автомобилей не соответствовали современным мировым и европейским ограничениям по токсичности и выбрасывали в окружающую среду значительно больше вредных веществ, чем их зарубежные аналоги. Кроме того, загрязнению атмосферы способствуют отсутствие жестких законодательных требований к экологическим качествам автомобилей, низкая культура их эксплуатации, неподготовленность инфраструктуры эксплуатации современных автомобилей, оборудованных согласно экологическим требованиям.

Исследованиями, проведенными отраслевыми специалистами, доказано, что на объемы выбросов оксида углерода значительное влияние оказывают рельеф дороги и режим движения автомашины (при ускорении и торможении содержание оксида углерода в отработавших газах увеличивается почти в 8 раз, а минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч).

Кроме того, специфика передвижных источников загрязнения атмосферы проявляется в более высокой токсичности выбросов автотранспорта в сравнении с выбросами от производственных стационарных источников, в низком расположении от поверхности земли выхлопных труб, что способствует скоплению вредных газов в зоне дыхания и худшему рассеиванию ветром, в близости источников к жилым зонам и др.

Суммарные выбросы автомобильного транспорта от валового объема выбросов в разных регионах России составляют от 50 до 85%. Рост в городских и сельских поселениях числа автостоянок и АЗС также играет важную роль в загрязнении почвы.

Кроме автотранспорта экологическую опасность представляют и остальные виды транспорта.

Так, в морских и речных портах на ограниченном участке берега и прилегающей водной поверхности сосредоточено большое количество сооружений, оборудования, производственных комплексов, грузов и подвижных транспортных средств, которые являются источниками загрязнения воздуха рабочей зоны, атмосферного воздуха расположенных рядом с портом населенных пунктов и акватории порта. Сбор, удаление, обезвреживание и утилизация различных видов отходов, защита населения и окружающей среды от их вредного влияния являются сложной проблемой для портов. В результате деятельности портов образуются производственные отходы: отработанные масла, льяльные воды, металлический лом, твердые бытовые отходы.

Достаточно высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха регистрируется на территориях городов, имеющих порты, осуществляющие перевалку различных грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов, что при условиях пониженной рассеивающей способности атмосферы ухудшает состояние окружающей воздушной среды.

Производственная деятельность объектов воздушного транспорта также вносит свою лепту в загрязнение атмосферного воздуха близлежащих территорий. Процессы, связанные с функционированием воздушного транспорта, являются источниками целого спектра неблагоприятных факторов, воздействующих на окружающую среду. Прежде всего эго загрязнение атмосферного воздуха аэропортов и прилегающих к ним территорий вредными веществами, содержащимися в выбросах воздушных судов в моменты их взлета и посадки. Основными вредными веществами, образующимися при эмиссии авиационных двигателей, загрязнении от специализированного транспорта, являются: сернистый ангидрид, оксиды азота, оксид углерода, аэрозоли твердых частиц и др.

Одним из основных факторов риска для здоровья населения остается загрязнение атмосферного воздуха территорий населенных пунктов, находящихся в зоне действия железнодорожного транспорта. К наиболее опасным производственным объектам относятся открытые угольные склады, предприятия по производству и складированию деревянных шпал, пропитанных антисептиком; пункты очистки, промывки и пропарки цистерн (при перевозке нефти и нефтепродуктов) и приравненные к этим пунктам объекты.

На жилых территориях, прилегающих к зоне действия железнодорожного транспорта, дополнительными причинами загрязнения атмосферного воздуха являются:

  • • недостаточное оснащение очистными сооружениями организованных источников выбросов в атмосферу;
  • • низкая эффективность работы очистных сооружений, их несоответствие современным требованиям очистки;
  • • медленное внедрение на предприятиях железнодорожного транспорта современных малоотходных и безотходных технологий;
  • • недостаточная реализация мероприятий по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха от железнодорожного транспорта.

Продолжает оставаться актуальной проблемой отсутствие специализированных полигонов для обеззараживания и захоронения промышленных и бытовых отходов железнодорожного транспорта. Используемые для отходов места в большинстве случаев не соответствуют требованиям санитарных правил и норм. Часто в полосе отвода железнодорожных путей встречаются несанкционированные свалки бытовых отходов.

В период 2004—2013 гг. к территориям «риска» по высоким уровням загрязнения (с превышением 5 ПДКмр) атмосферного воздуха, связанным в первую очередь с ростом количества автотранспорта, относились в разные периоды — от 9 в 2004 г. до более чем 30 в 2013 г. субъектов РФ. Начиная с 2010 г., наиболее загрязненным является г. Братск (шесть из 14 ведущих загрязнителей), где средние концентрации бенз (а)пирена и формальдегида составляют 5—7 ПДК, диоксида азота — 2 ПДК.

С 2004 по 2013 г. отрасли промышленности, более всего загрязняющие атмосферный воздух жилых территорий (в 5 раз и более ПДКмр), представлены производствами электроэнергетики, автотранспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Атмосферный воздух более всего загрязнен вдоль автомагистралей в Магаданской области, Северо-Кавказском (превышение ПДК в 9 раз), Сибирском и Уральском федеральных округах.

Вместе с тем за последние годы (2011—2013 гг.) по Российской Федерации отмечается снижение негативного влияния стационарных источников промышленных выбросов и сокращение загрязнения, формируемого отработавшими газами автотранспорта.

  • [1] Пинигин М. Л. Итоги и перспективы научных исследований лаборатории гигиеныатмосферного воздуха / М. А. Пинигин, Л. А. Тепикина, 3. Ф. Сабирова [и др.]; под ред. академика РАМП Ю. А. Рахманина // Итоги и перспективы научных исследований по проблеме экологии человека и гигиены окружающей среды. М., 2011. С. 19—39.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой