Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Права и обязанности налоговых органов в отношении налогоплательщиков — физических лиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществляя налоговый контроль, налоговые органы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах вправе требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. К таким документам относятся налоговые декларации… Читать ещё >

Права и обязанности налоговых органов в отношении налогоплательщиков — физических лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Права налоговых органов.

Налоговые органы, осуществляя контроль за соблюдением налогоплательщиками — физическими лицами законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, руководствуются правами, предоставленными им ст. 31 НК РФ. Права налоговых органов можно разделить на три группы:

  • а) права, связанные с осуществлением налогового контроля;
  • б) права, связанные с взысканием налоговой заложенности и расчетами по налоговым платежам;
  • в) иные права.

Осуществляя налоговый контроль, налоговые органы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах вправе требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. К таким документам относятся налоговые декларации (расчеты), платежные документы, отдельные формы бухгалтерских документов и отчетности.

Важно знать

Основная форма налоговой отчетности физического лица — налогоплательщика — налоговая декларация.

Налоговая декларация — это письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Все налоговые декларации, представляемые в налоговый орган налогоплательщиками — физическими лицами, подлежат обязательной камеральной проверке. Камеральные проверки проводятся в силу должностных обязанностей должностных лиц налогового органа в течение трех месяцев со дня представления соответствующей налоговой декларации. Проверке подлежит период, за который представлена декларация.

В отношении индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, налоговые органы вправе проводить не только камеральные, но и выездные налоговые проверки. Цель таких проверок — установление достоверности данных налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, их соответствие первичным документам и реально совершенным хозяйственным операциям и сделкам. Выездные проверки проводятся в помещении налогоплательщика, а в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность выделить отдельное помещение, такие проверки налоговый орган вправе осуществить в помещении налогового органа. Выездные налоговые проверки проводят в выборочном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) в двухмесячный срок со дня вынесения решения. Проверке подлежит период, не превышающий трех календарных лет, не считая года, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов в отношении физических лиц, работающих по найму в организациях, контролируется при проведении выездных налоговых проверок этих организаций.

При проведении налоговых проверок у налогоплательщика (плательщика сборов) и налогового агента в случаях, когда есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, налоговые органы вправе осуществлять выемку документов.

В ходе налоговых проверок налоговые органы вправе осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения.

В случае если налогоплательщик отказывается допустить должностных лиц налоговых органов к осмотру вышеуказанных помещений и территорий, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у налогового органа информации и данных об иных аналогичных налогоплательщиках — физических лицах. Другим основанием для реализации данных полномочий является непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

В связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с осуществлением налогового контроля за соблюдением физическими лицами законодательства РФ о налогах и сборах, налоговые органы вправе вызывать их на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов. Налоговые органы также вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Защищая интересы государства, его бюджета, налоговые органы вправе взыскивать с физических лиц недоимки, а также пени, проценты и штрафы. Своевременно не уплаченные пени, проценты и штрафы образуют иную налоговую задолженность, которая также подлежит взысканию.

Важно знать

Недоимка — это сумма налога и (или) сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Пеня — это способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора). Пеня не является налоговой санкцией, она призвана компенсировать потери доходов бюджета от несвоевременной уплаты налога (сбора).

Штрафы — налоговые санкции за налоговые правонарушения.

Проценты — налоговый платеж, взимаемый с налогоплательщиков, получивших отсрочку (рассрочку) по уплате налогов (сборов).

Налоговую задолженность с индивидуальных предпринимателей налоговые органы имеют право взыскивать во внесудебном (административном) порядке, независимо от ее величины. Налоговая задолженность с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, взыскивается во внесудебном порядке только, если она не превышает 3000 руб.

Если индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, открывают отдельные счета в банке для соответствующей деятельности, то в этом случае при взыскании налоговой задолженности налоговые органы вправе приостанавливать операции по этим счетам в банке. Если денежных средств для погашения налоговой задолженности недостаточно, то налоговые органы могут налагать арест на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

Необходимо требовать в обязательном порядке соблюдения процедуры ареста имущества. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы арест имущества осуществлялся в дневное время и в присутствии налогоплательщика (или его представителя). Арест имущества — это способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора) и не означает изъятие имущества у налогоплательщика физического лица. Это лишь ограничение его прав пользоваться и распоряжаться имуществом, подлежащим аресту. Поскольку отчуждать имущество принудительно можно только по решению суда, то на арест имущества в обязательном порядке должна быть получена санкция прокурора.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоговые органы вправе предъявлять в судебные органы иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения с физических лиц — индивидуальных предпринимателей, если истек срок, предоставленный для внесудебного взыскания налоговой задолженности, а с других физических лиц — если налоговая задолженность превышает 3000 руб.

Важно знать

Общеустановленный срок направления в суд искового заявления по взысканию налоговой задолженности — не позднее шести месяцев со дня истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

Налоговые органы имеют иные права: заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действий выданных физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; налагать на физических лиц, допустивших налоговые правонарушения, налоговые санкции и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой