Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Периодизация истории в Новейшее время (XX—XXI века)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это следует сделать для получения точки опоры при рассмотрении необъятного исторического материала, в котором нужно иметь хотя бы условные, предварительные ориентиры. Осуществить периодизацию рассматриваемого вре мени в наших сугубо утилитарных (для того чтобы хотя бы начать понимать смысл происшедшего) целях довольн просто. Но, как и упомянутая выше периодизация по идеологическим соображениям… Читать ещё >

Введение. Периодизация истории в Новейшее время (XX—XXI века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во всеобщей истории можно насчитать 15 цивилизаций (или более или менее своеобразных культур), из них семь —В исчезнувшие древние: месопотамская, египетская, критская классическая античная, византийская, центрально-американская (майя, ацтеки), андская (инки), а восемь продолжаю существовать: западная, китайская, японская, индуистская исламская, православная, латиноамериканская, африканская цивилизации. Счет может быть другим: более дробны или наоборот — с большим укрупнением, но для нас сейча важно другое. Каждая из живых цивилизаций представляе собой, с одной стороны, замкнутую величину, а с другойнапротив, величину, открытую общим изменениям человеческого общества. Рассматривать каждую цивилизаци в отдельности нецелесообразно — это сделает картину необозримой, поэтому наше внимание будет в основном обращен к ведущей цивилизации современности — западной. Именн с ней по преимуществу связано невероятно динамичное развитие современного человеческого общества. Судьба современности в том виде, в котором она ныне предстает пере нами, ковалась в основном на Западе, именно западны технический прогресс до неузнаваемости изменил планету наши взгляды на мир и на самих себя. При этом следуе оговориться, что ведущее положение западной цивилизаци не исключает оригинальной роли и влияния других цивилизаций современности на общее развитие.

Впрочем, разделение мира по признаку цивилизации может показаться искусственным, поскольку современны мир становится все более единым, особенно в экономическом отношении, но культурные (цивилизационные) различия все же останутся и, но всей видимости, будут играт важную роль в будущем.

Современный мир в его нынешнем виде стал формироваться приблизительно с середины XIX в., когда началось невиданное ранее в человеческой истории ускорение в развитии общества — с этого момента ход человеческой истори решительно и внезапно изменился. Суть перемен состоял в том, что за какие-нибудь несколько десятилетий завершился продолжавшийся много тысяч лет период медленного развития человечества и наступила новая динамична пора. Ураган перемен, начавшихся в середине XIX в., продолжается до сих пор, по высокоразвитым странам прокатываются волны изменений, вызывая к жизни новое Один автор средних лет в 1960;е гг. таким образом определил динамику современного общества: «Сегодняшний ми так же отличается от мира, в котором я появился на свет как мир в момент моего рождения отличался от мира Юли Цезаря (100—44 гг. до н.э.). С момента моего рождения произошло столько же, сколько произошло до моего появлени на свет». Другой писатель приводил еще более впечатляющее сравнение: от появления человека современного тип прошло около 50 тыс. лет, и если сравнить их с 50 годам жизни человека, то получится, что лишь 10 лет назад челове переселился из пещеры в деревянное жилище, пять лет наза овладел грамотой, 2,5 года назад познакомился с законам логики и механики, полгода назад познакомился с книгопечатанием и узнал, что земля — шар, два месяца назад изобре паровую машину, электричество, три недели назад построи самолет, изобрел радио, на прошлой неделе изобрел телевизор, компьютер и атомный реактор, три дня назад облете вокруг Земли, а вчера побывал на Луне.

Еще 250 лет назад 90% людей жили в крайней бедности, жизненный стандарт веками находился на весьма низко уровне. Численность населения веками была очень низкой — в 1000 г. в Европе жило 25 млн человек — не больше чем при рождении Христа. Некоторое улучшение наступил лишь в середине XVIII в., сначала в Англии, затем в Европ и Северной Америке. В Западной Европе брутто-социаль-ный продукт на человека с 1700 до 2001 г. вырос в 19 раз, а численность населения — до 392 млн.

Это ускорение собственно и составляет главный феномен текущей истории, и рассмотрение обстоятельств его возникновения и развития является предметом учебника. В не вы не найдете окончательных суждений. Каждому человек в наше время надлежит самому сориентироваться в часто б взаимоисключающих друг друга суждениях и прийти к собственному мнению о прошлом. При этом весьма сложно сказать, какого объема знаний будет достаточно для выводов, поскольку исторический материал совершенно безбрежен его можно отбирать по собственному вкусу, и ни один человек не решит, что представляет точную картину происшедшего, и не констатирует, что он учел абсолютно все событи и факты. Однако стремиться к полноте нужно, учитывая что некоторая доля достоверного знания все же достигнута в частности, в отношении наиболее важных, определяющи дальнейшее развитие общества ценностей. Таковыми являются единые ценности современной цивилизации: в сфер экономики — достигнутый уровень развития производительных сил, современные технологии, система товарно-денежных отношений, рынок (опыт показывает, что не существуе иного, чем рынок, механизма для рационального регулирования производства и потребления); в политической сфере —В правовое конституционное государство, демократически нормы, система политических партий; в духовно-нравственной сфере — общие достижения науки, искусства, общечеловеческие моральные ценности (к примеру, ценность человеческой личности и ее свобода, осуждение и отказ от насили по отношению к другим людям, готовность помочь слабом и т.н.), сильно возросшая степень экономической, политической, духовной свободы личности. Исходя из значимост этих ценностей в курсе и будут рассматриваться событи последнего века.

Но прежде следует обратиться к созданию инструмента для проникновения в смысл происшедшего — к периодизации, т. е. приведению необъятного и хаотического материала в некоторый порядок. При этом подчеркнем, что всяка попытка вместить все происшедшее с человечеством в рассматриваемый период в какую-либо строгую схему невозможно, поскольку жизнь разнообразней, сложнее любо модели. Поэтому представляемая периодизация не носи «канонического» характера и будет иметь исключительн инструментальный, а не принципиальный характер.

Ныне в отечественной исторической науке общепринятым является разделение всеобщей истории на Античность — Средние века — Новое время (с XVII в.) — Новейшее время (с Первой мировой войны или Октябрьской революции). Таким образом, рассматриваемый период охватывае последний отрезок нового времени и всю новейшую исто рию — это идеальная позиция, чтобы понять преемственность времен для истории современного мира.

Важно изначально помнить, что буржуазные революции XVII—XVIII вв. (на Западе с них начинают modem history) В придали западному миру необыкновенно мощное ускорение, которое дало о себе знать сначала в Англии с середин XIX в., а затем перешло и на континентальную Европу С этого момента развитие не только Западной Европы, но и всего мира определял капитализм со свойственно ему внутренней динамикой и мощью. В орбиту этого развития с течением времени были втянуты все цивилизации весь мир, который затем все более модернизировался, процесс глобализации нарастал. Не случайно в названии учебника указаны страны Европы и Америки, а часто речь иде и о периферийных по отношению к ним странах — дел в том, что последние большую часть времени в XX в. был объектами, а не субъектами развития, ареной столкновени интересов стран западной цивилизации, не играя самостоятельной роли.

При этом развитие в основном вращалось вокруг Запада, поскольку его достижения были наиболее впечатляющими Поэтому в нашей периодизации он и будет занимать центральное место, являться главным ориентиром. В таком случае кому-то может показаться, что остальные части света окажутся только в роли статистов. В каком-то смысле это так поскольку основные импульсы развития были даны именн Западом. По существу только Советский Союз и коммуниз на некоторое время смогли составить конкуренцию Запад в выборе магистрального пути развития человечества. Наш задача именно в том и состоит, чтобы показать эти импульсы выяснить наиболее значимое в современной истории. Эт не значит, что другие аспекты истории прочих стран и народов лишены интереса — нет, по охватить все невозможно.

Таким образом, наша периодизация строится не на всех общих, а на наиболее значимых событиях современности, Но поскольку вполне достоверно показать, какие именн события являются самыми важными, невозможно, то получается, что научно достоверная периодизация невозможна Тогда зачем вообще браться за периодизацию?

Это следует сделать для получения точки опоры при рассмотрении необъятного исторического материала, в котором нужно иметь хотя бы условные, предварительные ориентиры. Осуществить периодизацию рассматриваемого вре мени в наших сугубо утилитарных (для того чтобы хотя бы начать понимать смысл происшедшего) целях довольн просто. Но, как и упомянутая выше периодизация по идеологическим соображениям, эта периодизация будет лишен всякой научной ценности, поскольку масса происшедшег колоссальна и до крайности разнородна, и никакая строг научная схема не в состоянии ее уместить. Всегда найдетс какое-либо явление или процесс, которые не поместятс в схему. Иными словами, как писал английский мыслител Карл Поппер, «история не имеет смысла, но мы должн придать его ей». И периодизация — один из инструменто для достижения этой цели.

Первый период — это Первая мировая война, с начала которой в 1914 г. только и закончился просвещенный, либеральный, полный веры в прогресс XIX в. и началась пор тяжелых испытаний в XX в. Свидетельства и жизненны опыт людей, переживших ужасы Первой мировой войны противоречили допущению (и вере либерального XIX в.) что на свете существует исторический прогресс. До этог опыта большинство европейцев искренне верили во всемогущество и ценность науки и Просвещения. После 1914 г на место этой веры пришли большие идеологии. Последствия Первой мировой войны собственно и составили политический фундамент происшедшего в XX в. Самым важны следствием войны была Великая Октябрьская социалистическая революция и Версальская система, которая способствовала приходу нацистов к власти в Германии и облегчил Гитлеру дорогу ко Второй мировой войне.

Можно даже установить, что если либеральный XIX в. начался с Великой французской революции 1789 г. а не с календарной даты 1 января 1801 г., которая никакого кроме хронологического, смысла не несла, то и XX в. -не с 1 января 1901 г., а с августа 1914 г. В XIX в. определяющий для развития характер имели экономический либерализм и расширяющаяся политическая демократия. В XX в настало время масс — на исторической арене впервые о себ заявили ранее не организованные в партии массы. Поэтом XX в. историки иногда и называют «веком масс» (этот термин ввел в 1931 г. испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет).

Второй период — это небольшой промежуток в 21 год между Первой и Второй мировыми войнами. Этот перио определялся особенно глубоким кризисом демократии и воз вышением тоталитарных, авторитарных, военных, монархических, бюрократических диктатур и клик. Наиболее значительными и сильными из них были советская и нацистская диктатуры, которые принято называть тоталитарными. Он возвысились на фоне явного упадка либеральных политических систем Франции, США, Англии. Этот упадок и кризис были частичными и временными, поскольку, несмотр на самый тяжелый в истории Великий экономический кризис 1929 г., вскоре демократические системы смогли преодолеть, казалось, безысходные трудности.

Третий период — Вторая мировая война, которая до сих пор является самым ужасным катаклизмом в человеческо истории по числу жертв и разрушений. Кроме того, он безусловно определила историческое развитие во второ половине XX в., предопределила начало «холодной войны"В и долгого советско-американского противостояния вплот до 1989 г.

Четвертый период — «холодная война», которую довольно трудно точно датировать: она началась сразу посл окончания Второй мировой войны, а завершилась в качеств определяющего исторического фактора развития то ли посл смерти Сталина (1953), то ли после XXII съезда КПССВ (1961), на котором было декларировано мирное сосуществование стран с различным социальным устройством, то л после Карибского кризиса (1962). Чуть позже будет ясно что совершенно точная дата не особенно важна, поскольк атмосфера «холодной войны» дает о себе знать до сих по в тех или иных эксцессах или нашем отношении к США ил Западу в целом (и наоборот — отношении Запада к наше стране). Ее отзвуками, а может быть и прямым выражение была Вьетнамская война (1964—1973), советско-афганска война (1980—1989) Важно помнить, что этот фактор по преимуществу внешнеполитический.

Пятый период — «процветание» {Prosperity) в 1950— 1960;е гг. (некоторые признаки процветания сохранилис доныне). В этот период на Западе (в социалистических странах — в меньшей степени) имел место абсолютно беспрецедентный и невиданный ранее в истории экономически рост, сопровождавшийся также беспрецедентным повышением уровня жизни, ее качества, ростом потребления. В это период люди стали жить так материально обеспеченно, ка никогда прежде в истории, общество того времени иногд характеризуется также терминами «общество избытка» или.

«общество массового потребления». Именно поэтом)' социально-экономический фактор и стал определяющим в этот период.

Шестой период — это неоконсервативная волна с начала 1980;х гг. до нашего времени. Консерватизм назван новы по той причине, что прежний политический консерватиз был антибуржуазным, а неоконсерватизм защищал как ра исключительно буржуазные ценности. В качестве определяющего в этот период выступил идеологический фактор. Это период практически совпал с перестройкой в СССР, поражением социалистического лагеря в 1989 г. в идеологическо противостоянии с капитализмом, с декларированным переходом почти всех бывших социалистических стран к демократии, парламентаризму, рыночной экономике, необходимости признания прав и достоинства человека.

Седьмой период знаменовал усиление глобализации, которая и ранее также была действенным фактором развития.

Более детальная характеристика каждого из приведенных периодов и обоснованием избранных для их выделения критериев будет представлена далее. Подчеркнем еще раз, чт самым существенным изъяном этой периодизации являетс то, что критерии почти в каждом приведенном случае разные, это противоречит одному из самых главных принципов научной классификации — единству критериев. Кром того, нужно отметить, что некоторые критерии, приведенны в качестве определяющих в одни периоды, продолжали действовать и за рамками тех периодов, о которых была речь Поэтому предложенная схема никакой научной ценност не имеет, она — лишь искусственное средство для проникновения в смысл происшедшего. Разность критериев можн отчасти оправдать гем, что масса исторического материал так велика, что если его излагать подряд, то мы утоне в море фактов, но при этом никак не приблизимся к пониманию смысла. Нам пока важно лишь то, что имело не просто общий или значимый (таких факторов много), а определяющий для развития характер в определенный отрезо времени. Возникает вопрос: как обосновать правильност выбора определяющего развитие фактора? В ответ на это вопрос предлагаем самим выбрать определяющий факто развития и обосновать его. Если эта другая периодизаци приведет к новому пониманию истории, тогда она и буде полезной. Выбрать подходящий вариант можно всегда, нужно только доказать для себя и других его приемлемость и то, что он поможет увидеть еще один, ранее упущенны аспект реальности.

Предложенной периодизации мы и будем придерживаться при изложении материала, стараясь нс терять логической и временной связи.

В результате изучения материала учебника студент должен освоить:

трудовые действия

  • • владение навыками установления соответствия принципиально различных политических и экономических теорий реалиям эволюции общества в Новейшее время;
  • • владение навыками установления конкретных связе и преемственности разных периодов истории в Новейше время;
  • • владение критикой роли идеологии разных видо в истории;

необходимые умения

  • • определять принципиальные различия отдельных периодов истории в Новейшее время;
  • • выявлять уникальность и своеобразные истоки, а такж основные родовые признаки западной традиции во вс периоды ее истории;

необходимые знания

  • • объект, предмет, специфику теоретических и практических задач исследования истории в Новейшее время;
  • • основные категории предмета Новейшей истори и ориентироваться в их интерпретации;
  • • закономерности исторического развития в Новейше время.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой