Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные подходы к экологическому нормированию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных… Читать ещё >

Основные подходы к экологическому нормированию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении:

  • 1) нормативов качества окружающей среды;
  • 2) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • 3) иных нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для регламентации допустимого состояния окружающей среды (воздушного и водного бассейнов, почв и др.), при котором не будет нарушено равновесие экологических систем и не возникнет угрозы для генетического фонда растений, животных и других организмов.

В основах нормативов качества лежат три показателя:

  • а) медицинский — пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе (потомству);
  • б) технологический — способность экономики обеспечить заданное (минимальное) воздействие на окружающую среду;
  • в) научно-технический — возможность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем параметрам.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Природонользователи прежде всего обязаны обеспечивать соответствие требованиям нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, так как, во-первых, за невыполнение этих требований, согласно российскому законодательству, существует ответственность в зависимости от причиненного окружающей среде ущерба, а во-вторых, выполняя эти требования, они фактически соблюдают и требования нормативов качества окружающей среды.

Среди нормативов допустимого воздействия на окружающую среду выделяют:

  • 1) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • 2) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • 3) нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • 4) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов);
  • 5) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • 6) нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством в целях охраны окружающей среды.

В случае если предприятие не может обеспечить соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, для него могут быть установлены лимиты на выбросы и сбросы. Это может произойти, только если предприятие имеет планы снижения выбросов и сбросов, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, и только на период реализации природоохранных проектов. До момента, когда становится возможным соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), устанавливают временно согласованные выбросы (ВСВ) вредных веществ на уровне выбросов предприятий с наилучшей достигнутой технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам (ГОСТ 17.2.3.02—78). Аналогичным образом разрабатываются нормативы по предельно до пустим 1ч м сбросам (ПДС) и временно согласованным сбросам (ВСС) в водные объекты.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

Кроме нормативов ПДК и предельно допустимых уровней (ПДУ) физических воздействий существуют следующие группы нормативов:

  • 1. Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения.
  • 2. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве.
  • 3. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.
  • 4. Экологические требования к продукции (данные требования должны обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции).
  • 5. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду.

Комплексные нормативы качества устанавливают предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду (ПДН), т. е. размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы и комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды.

Для определения таких нагрузок ключевым является понятие емкости (т.е. потенциальных возможностей) природной среды. Предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду разрабатываются для обеспечения рационального сочетания антропогенного воздействия и охраны окружающей среды. Нормативы ПДН разрабатываются и утверждаются, как правило, отраслевыми или местными экологическими организациями.

К отраслевым ПДН относятся: предельные нормы пребывания людей в лесу (12—15 человек на 1 га); предельное число туристов на территории национального парка; предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий и т. д. Региональные ПДН разрабатываются с учетом нагрузки на природные комплексы: экологические ограничения на использование водных ресурсов, леса, рыбных запасов, на развитие хозяйственной деятельности, ее параметры и пр.

Третья группа экологических норм включает требования к процессу организации и ведению хозяйственной деятельности с целью недопущения нерегулируемого воздействия на окружающую среду. К ним относятся:

  • • технические нормы;
  • • градостроительные нормы;
  • • рекреационные нормы;
  • • организационные нормы;
  • • распорядительные нормы;
  • • терминологические нормы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой