Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Авторское право. 
Гражданское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автор М. подал исковое заявление в суд, потребовав взыскать с ЗАО Издательство «Кузьма» и ЗАО Издательский центр «Аванта+» вознаграждение, а также признать за истцом исключительные авторские права на произведения, вошедшие в книги «Биология», «История России XX века» и выпущенные в 2012 г. На основании объяснений истца, ответчика, свидетелей суд установил, что с 2010 но 2014 г. М. работал… Читать ещё >

Авторское право. Гражданское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Авторское право можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле — это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства. В субъективном смысле — эго имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав.

Основными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере авторского права, ГК РФ, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и др. Важное значение в числе источников авторского права имеют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и акты федеральных органов государственной власти. Так, постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» установлены минимальные размеры вознаграждения, которые должны быть уплачены авторам за их произведения.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства.

ГК РФ не дает определения произведения, но называет его виды. К ним относятся:

  • — литературные произведения;
  • — драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • — хореографические произведения и пантомимы;
  • — музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • — аудиовизуальные произведения;
  • — произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • — произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • — фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • — географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и др.

Произведение — совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения. Можно выделить два элемента произведения — нематериальный (совокупность идей, мыслей, образов) и вещественный (форма его выражения — рукопись, рисунок, скульптура и т. д.).

Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.

Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, т. е. отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию объективной новизны произведения в случае, если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признают возможность предоставления охраны даже при наличии «субъективной новизны», т. е. при недоказанности заимствования автором ранее созданного произведения.

ГК РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения пауки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.

Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, т. е. автор не обязан доказывать «качество» произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т. д.

Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, т. е. стать доступным для восприятия другими людьми. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например, лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т. п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.

Объектами авторских нрав являются программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые в соответствии со специальным законом. Программа для ЭВМ — представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы в силу прямого указания ст. 1261 ГК РФ и в соответствии с закрепленными на международном уровне подходами условно приравниваются к литературным произведениям. Аналогичное правило предусмотрено и. 1 ст. 10 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS), в соответствии с которым компьютерные программы (в форме исходного текста и объектного кода) подлежат авторско-правовой охране как литературные произведения.

В то же время следует учитывать, что, но своей природе программы для ЭВМ отличаются значительной спецификой, которая вытекает непосредственно из их предназначения — обеспечивать функционирование компьютерных устройств, осуществление определенных алгоритмов и процессов, достижение результатов, по своей сущности имеющих технический характер. Перед литературными произведениями в узком понимании, разумеется, подобные задачи не ставятся.

ГК РФ, как ранее Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523−1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», предусматривает возможность осуществления добровольной, факультативной, т.е. осуществляемой исключительно по желанию самого правообладателя, регистрации программы для ЭВМ или базы данных в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Базы данных охраняются независимо от того, являются ли данные, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права.

Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам. При этом программа для ЭВМ и база данных должны представлять собой результат творческой деятельности автора (соавторов). Правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какоголибо их элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования. Аналогичные принципы закреплены и в зарубежном законодательстве (США, Япония и др.).

Так, в США рассматривался иск компании «Apple Computer Inc.» к корпорации «Microsoft». Последняя обвинялась в нарушении прав истца на его пользовательский интерфейс, якобы скопированный в программе Windows 3.0. Истец первым разработал такой интерфейс для рабочего места конечного пользователя, благодаря чему устранялась необходимость его знакомства с компьютерным языком посредством вывода на экран дисплея визуальных пиктограмм, обозначающих ту или иную функцию компьютера. Применив новшество в Windows 3.0, ответчик воспользовался пиктограммами, указав, что они являются усовершенствованием пиктограмм «Apple». Суд отклонил иск, поскольку принцип интерфейса компании «Apple» существенно не отличается от изобразительного представления функций на клавишах приборной доски автомобиля.

Аналогическое решение было принято и по делу «Lotus v. Borland International Inc.». По мнению суда, иерархия команд в меню «Lotus 1−2-3» — лишь метод осуществления операций, не охраняемый авторским правом. Суд сравнил систему меню с клавишами на видеомагнитофоне. То есть на практике любой функциональный элемент программных материалов не подпадает под авторское право независимо от наличия других методов достижения того же результата.

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

  • 1) на произведения, обнародованные на территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • 2) на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • 3) на произведения, обнародованные за пределами территории РФ или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

При этом авторское право не связано с правом собственности на вещественный объект, в котором выражено произведение. Купив книгу, покупатель не приобретает прав на использование произведения, выраженного в этой книге: он не сможет опубликовать ее, распространять ее экземпляры и т. д. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным ГК РФ.

Так, АО обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название «Энциклопедия для детей и юношества». Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком, и состоящего из нескольких томов под общим названием «Энциклопедия для детей». Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям.

К объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот неоригинальность словосочетания «Энциклопедия для детей» очевидна. Определен перечень произведений, не являющихся объектами авторского права. К ним относятся:

  • — официальные документы;
  • — государственные символы и знаки;
  • — произведения народного творчества;
  • — сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Например, авторское право не охраняет информацию о номерах телефонов в телефонных справочниках, но охраняет форму, в которой эта информация выражена.

Другой пример, ООО «Театр актера и куклы „Гонг“» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании исключительного имущественного права на использование создаваемых его работниками в порядке исполнения служебных обязанностей еженедельных программ передач телекомпании «Гонг». Истец также просил обязать ответчиков (муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты „Каменский рабочий“», муниципальное предприятие «Редакция газеты „Каменские ведомости“», некоммерческое партнерство «Редакция газеты „Новый компас“») прекратить публикацию в своих газетах упомянутых программ и взыскать с них компенсацию.

Своим решением суд обязал муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты „Каменский рабочий“» и некоммерческое партнерство «Редакция газеты „Новый компас“» прекратить публикацию программ передач телекомпании «Гонг», в остальной части иска отказал.

В обоснование своих требований истец сослался на то, что телепрограммы являются результатом творческой деятельности сотрудников товарищества, поэтому у него возникло исключительное право на использование их как служебных произведений.

При разрешении спора вышестоящим судом был сделан вывод о том, что данные телепрограммы представляют собой информацию о передачах и времени их выхода в эфир, поэтому в соответствии со ст. 1259 ГК РФ не являются объектом авторского права, и отказал в применении мер защиты авторских прав.

Удовлетворяя иск о пресечении действий ответчиков по перепечатке телепрограмм в соответствии со ст. 12 ГК РФ, нижестоящий суд необоснованно сослался на право истца запретить перепечатку в газетах программ телеканала «Гонг» без его согласия, т. е. установить ограничения в пользовании сведениями, получившими распространение через средства массовой информации.

Для режима служебной или коммерческой тайны главным требованием является неизвестность информации третьим лицам, отсутствие свободного доступа к охраняемой информации, т. е. обеспечение ее владельцем условий конфиденциальности. Названным требованиям программы телепередач, подготовленные истцом, не соответствовали.

Для возникновения и осуществления авторского права

не требуется выполнение каких-либо формальностей, в том числе регистрации объектов и прав на них. Факультативная регистрация государственным органом — Федеральной службой, но интеллектуальной собственности — производится в отношении программ для ЭВМ и баз данных.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  • — латинской буквы «С» в окружности;
  • — имени или наименования правообладателя;
  • — года первого опубликования произведения (например, © Иванов Борис Борисович, 2014).

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Согласно ГК РФ это могут быть граждане Российской Федерации, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также государство в целом. Права на произведения для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами — создание произведения, переход авторских прав по наследству, лицензионному договору и т. д.

Согласно российскому законодательству: «автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано» (ст. 1257 ГК РФ).

С момента выражения произведения в какой-либо объективной форме именно у его автора возникает совокупность личных неимущественных и имущественных прав в отношении созданного им произведения. Несмотря на то что имущественные права на произведение могут переходить к иным лицам с момента их возникновения в силу положений ГК РФ или договора, «первоначальным» обладателем всей совокупности прав в отношении произведения в соответствии с российской доктриной авторского права является только сам автор: «Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по основаниям, установленным законом» (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Из правила о принадлежности непосредственно автору первоначальных прав на произведение существует только одно исключение: если охрана произведению предоставляется в соответствии с международными договорами РФ, то автор произведения определяется согласно положениям соответствующего иностранного законодательства. При этом автором может формально оказаться даже юридическое лицо.

Наряду с термином «автор» в ГК РФ также широко используется понятие «правообладатель», содержание которого не раскрывается. Мало того, в различных случаях данный термин используется в совершенно разных значениях.

Очевидно, что когда речь идет о необходимости получения согласия (разрешения) от правообладателя, под ним понимается обладатель исключительных авторских прав на соответствующие способы использования произведения.

В некоторых случаях в ГК РФ под правообладателями понимаются также лица, которые вправе получать вознаграждение, например, в тех случаях, когда допускается использование без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, т. е. вместо исключительных прав предоставляются только права на получение вознаграждения.

Кроме того, в отношении личных неимущественных прав правообладателями всегда будут только сами авторы, а в отношении некоторых имущественных прав, например, права следования, — только авторы и их наследники.

Таким образом, в самом широком смысле в сфере авторского права правообладатель — это автор (сто наследники), а также иные физические или юридические лица, получившие исключительные права на использование произведения по договору или по иному законному основанию. Однако, как уже отмечалось, в каждом конкретном случае значение слова «правообладатель» может быть установлено только из анализа соответствующего положения ГК РФ.

В зависимости от того, могут ли отдельные части произведения, созданные каждым из соавторов, быть выделены из созданного в соавторстве произведения и использоваться отдельно друг от друга (например, слова и музыка песни, написанные в соавторстве композитором и поэтом, отдельные части литературного произведения, каждая из которых написана одним из соавторов, и т. д.), различают соответственно делимое и неделимое соавторство.

К случаям неделимого соавторства относится создание в результате творческого труда соавторов произведения, образующего неразрывное целое. Если часть произведения, созданная одним из соавторов, может использоваться отдельно, независимо от других частей такого произведения, то имеет место делимое соавторство.

Наличие делимого или неделимого соавторетва влияет на диспозитивно предусмотренный ГК РФ порядок реализации прав соавторов.

Общий принцип состоит в том, что право на использование созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами. Разумеется, заключение соглашения о порядке использования созданного в соавторстве произведения является правом, а не обязанностью соавторов, однако оно позволяет априорно урегулировать многие спорные вопросы, которые могут осложнить использование такого произведения в дальнейшем. Так, соавторы могут в заключаемом соглашении оговорить, что все права реализуются ими только совместно либо их реализация возлагается только на одного из соавторов, что вознаграждение за использование произведения делится между соавторами в определенных соглашением пропорциях, и решить многие другие важные для них вопросы.

Субъектами авторского нрава являются прежде всего авторы произведений науки, литературы или искусства, т. е. лица, творческим трудом которых данное произведение создано, а также создатели производных (зависимых) произведений, таких как переводы, переработки, аранжировки и т. д. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК РФ).

Для последующего использования производных произведений необходимо получить согласие как автора оригинального произведения, так и автора переработки, перевода.

Произведения могут быть созданы совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство). Авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Различают два вида соавторства: делимое и неделимое. Если в произведении можно выделить части, созданные творческим трудом каждого из соавторов, то это делимое соавторство (например, музыка и слова песни, отдельные главы учебника). В неделимом соавторстве такие части выделить нельзя, например, произведения братьев Гримм, Ильфа и Петрова.

В соответствии со ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Автор М. подал исковое заявление в суд, потребовав взыскать с ЗАО Издательство «Кузьма» и ЗАО Издательский центр «Аванта+» вознаграждение, а также признать за истцом исключительные авторские права на произведения, вошедшие в книги «Биология», «История России XX века» и выпущенные в 2012 г. На основании объяснений истца, ответчика, свидетелей суд установил, что с 2010 но 2014 г. М. работал в качестве редактора в издательстве «Аванта+» (преобразовано позднее в издательство «Кузьма»). С автором был заключен подрядный договор, однако в договоре предусматривалось, что написание статей входит в его служебные обязанности. Каждый месяц автор получал зарплату, получал премии, подчинялся внутреннему трудовому распорядку. На основании изложенного суд пришел к выводу, что между издательством и автором существовали трудовые отношения и исключительное право на использование принадлежит издательству, в иске автору было отказано.

Другими субъектами авторских прав являются лица, получившие права на произведение в силу закона или по договору. Так, например, авторские нрава переходят наследникам после смерти автора. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются.

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автору произведения принадлежат следующие права:

  • 1) исключительное право на произведение;
  • 2) право авторства;
  • 3) право автора на имя;
  • 4) право на неприкосновенность произведения;
  • 5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с указанными правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение (ст. 1270 ГК РФ) в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: воспроизведение произведения; распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; прокат оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; сообщение в эфир и др.

Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен (ст. 1265 ГК РФ).

Нарушение права авторства довольно часто имеет место на практике.

Так, в Никулинском межмуииципальиом районном суде г. Москвы рассматривалось исковое заявление автора из г. Волгограда к МГУ о защите нарушенных авторских прав и о взыскании компенсации.

Исковые требования основывались на том, что на книжных лотках в МГУ продавалась брошюра для поступающих с ответами на билеты по математике, автором которой являлся истец. Однако в качестве правообладателя был указан МГУ, а не автор, и никакого авторского договора с автором не было заключено. Издательство, выпустившее в свет его произведение, не только не заключило с ним авторского договора и не выплатило вознаграждение, но даже не указало на экземплярах книги его фамилии, а иод значком «copyright» © был указан МГУ для того, чтобы книга пользовалась большим спросом. Ведь авторитет старейшего учебного заведения и его преподавателей непререкаем.

Разобравшись в материалах дела и представленных доказательствах, суд отказал в удовлетворении иска в отношении МГУ, а поскольку в числе ответчиков было привлечено издательство, опубликовавшее книгу, которое к моменту рассмотрения дела преобразовалось, и его вина была установлена, то требования истца были удовлетворены и сумма компенсации за нарушение авторских прав была взыскана с издательства.

Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений заключается в том, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме (ст. 1266 ГК РФ).

Автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в срок начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом. Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

Автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Данные правила не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1269 ГК РФ).

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, т. е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения (ст. 1269 ГК РФ).

В судебной практике довольно часто встречаются дела, связанные с защитой личных неимущественных прав.

Так, А. С. Горохов, будучи автором текстов музыкальных произведений, с текстом песен «Королева красоты» и «Солнцем опьяненный» (музыка А. Бабаджаняна) обратился в суд с иском к ОРТ о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. В 1997 г. произведения А. С. Горохова прозвучали в программе «Королева красоты», посвященной творчеству А. Бабаджаняна, при этом имя А. С. Горохова как автора текста песен указано не было.

В исковом заявлении автор указал, что действия ответчика, не указавшего его имени как автора при использовании произведения, затрудняют его нахождение другими потенциальными пользователями и заказчиками для заключения соответствующих договоров об использовании его произведений, в связи с чем истец просил взыскать в его пользу компенсацию.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ. Авторы пользуются нравом следования также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (ст. 1293 ГК РФ).

Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фотои видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное (ст. 1292 ГК РФ).

Пределы осуществления авторских прав. По общему правил}', использование произведения допускается только с согласия автора, но в интересах общества для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации Закон устанавливает случаи свободного использования произведений (без согласия автора) (ст. 1274 ГК РФ).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

  • 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях и т. д.;
  • 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радиои телепередачах, звукои видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
  • 3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю и т. д.;
  • 5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий;
  • 6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли;
  • 7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством РФ.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Эти правила не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры па основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Во всех других случаях осуществление указанных действий является нарушением авторских прав и подлежащих защите. Например, лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой