Социально-психологические методы управления человеческими ресурсами в целях инициирования инноваций
Рационализация, т. е. замена подлинных причин, порождающих мысли или поступок, на другие, более приемлемые: «уложиться в график работы выше человеческих сил» — неправильно составлен график, хотя человек сам не справляется с работой; замещение, т. е. подавление осознания тревоги, устранение дискомфорта посредством замены неприятных чувств на противоположные — приятные (не нравится начальник… Читать ещё >
Социально-психологические методы управления человеческими ресурсами в целях инициирования инноваций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Личность — это индивидуальная, оригинальная совокупность психологических систем, которыми определяется своеобразие данного человека. Люди неисчерпаемо интересны.
Хороший менеджер в инновационной организации должен обладать совокупностью свойств и знаний, которыми владеют следующие специалисты: психолог, организатор, учитель, эксперт в постановке задач, лидер. При этом он должен уметь слушать других, уметь понимать поведение личности, уметь объяснить неадекватность поведения.
Цель управления личностью — понять личность. Для реализации этой цели необходимо воспользоваться выводами из различных теорий, позволяющих объяснить поведение личности. Рассмотрим основные выводы из теорий и возможные управленческие воздействия с точки зрения каждой теории. Основные положения теорий и выводы из теорий, а также возможные управленческие решения указаны в табл. 26.
Таблица 26. Основные положения и выводы из теорий.
Автор. Основные положения теории. | Выводы из теории. Возможные управленческие воздействия. |
ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА | |
Зигмунд Фрейд
в большей степени влияют на поведение человека. чем сознательное мышление. 3. Структурная гипотеза организации психической жизни («ид», «эго», «суперэго»). Эффективные способы общения с внешним миром достигаются действием «эго», в результате чего личность искажает ситуацию, чтобы защитить свое сознание. Защитные функции «эго» при угрозе безопасности состоят во включении следующих защитных механизмов: вытеснение запретных чувств (страха, гнева); перенесение своих ощущений и чувств на других («не я ненавижу своего коллегу, а он ненавидит меня»); рационализация, т. е. замена подлинных причин, порождающих мысли или поступок, на другие, более приемлемые: «уложиться в график работы выше человеческих сил» — неправильно составлен график, хотя человек сам не справляется с работой; замещение, т. е. подавление осознания тревоги, устранение дискомфорта посредством замены неприятных чувств на противоположные — приятные (не нравится начальник, личность встревожена этим и убеждает себя, что обожает своего начальника). 4. «Суперэго» — принципы поведения личности, определяющие приемлемость того или иного способа поведения, зависят от воспитания, морали родителей, которым подражает личность в детстве |
|
Карл Густав Юнг
|
|
Автор. Основные положения теории | Продолжение табл. 26 Выводы из теории. Возможные управленческие воздействия |
Альфред Адлер
|
|
Карен Хорни, Харри Стэк Салливан, Эрих Фромм
| 1. Поведение личности определяется социальными условиями, отношениями, воспитанием в детстве.
|
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
И. П. Павлов
| 1. Если психологические процессы определяются физиологическими процессами организма, то любую личность можно научить посредством правильного воздействия, вырабатывая нужные условные рефлексы |
Джон Б. Уотсон 1. Любое поведение можно описать в терминах стимулов и реакций. Стимул определяется как воздействие, а реакция — как действие организма в ответ на стимул. «Дайте мне дюжину здоровых, восприимчивых детей, позвольте воспитывать по моему методу, и я гарантирую, что сделаю любого из них кем захочу — врачом, юристом… неза- висимо от его талантов, склонностей, стремлений, возможностей, призвания и наследственности" |
|
Б. Ф. Скиннер 1. Расширил классическую теорию условных рефлексов. Установил, что существуют два типа реакций в ответ на внешние стимулы: ответные, или автоматические (отдергивание руки от горячей плиты), и оперантные, возникающие самопроизвольно (ползание ребенка, изучающего мир). |
|
Продолжение табл. 26
Автор. Основные положения теории. | Выводы из теории. Возможные управленческие воздействия. |
|
в известность о нежелательном поведении, но по ходу дела сказать что-то положительное. В долгосрочной перспективе понимание ситуации эффективнее справедливого возмущения и негодования |
Курт Левин
|
|
ТЕОРИЯ РОСТА | |
Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Голдштейн
|
|
Продолжение табл. 26
Автор. Основные положения теории | Выводы из теории. Возможные управленческие воздействия |
4. Рекомендация менеджеру: установить, какие запросы являются стимулом, выяснить связь между статусом и деловым вознаграждением, создать условия для удовлетворения потребностей, принимая во внимание, что удовлетворенная потребность не является стимулом | |
ТЕОРИЯ ПОЛЯ | |
Курт Левин
|
попытаться изменить среду или ситуацию, в которой находится порождающий проблемы человек; воздействовать на личность; использовать комбинацию двух возможностей (первой и второй). 3. Рекомендация менеджеру: поскольку изменить обстоятельства легче, чем личность, следует рассмотреть любые возможности для этого варианта воздействия, учитывая характер взаимоотношений, физическое состояние сотрудников. стиль управления, установленные в организации правила и т. д" прежде чем воздействовать на личность |
ТЕОРИЯ МОТИВАЦИЙ | |
Дэвид Макклелланд. Джон Аткинсон
стремление к власти — желание влиять на других, заставлять их делать то, что они в ином случае не стали бы делать; стремление к признанию — желание установить тесные, дружеские связи с окружающими | 1. Необходимо распознать личность, дать шанс проявить свои стремления или к успеху, или к власти, или к признанию в коллективе.
|
Окончание табл. 26
Автор. Основные положения теории | Выводы из теории. Возможные управленческие воздействия |
ТЕОРИЯ САМОСОГЛАСОВАННОСТИ | |
Прескотт Леки 1. Кажущееся другим нелогичным поведение человека логично с его точки зрения и согласуется с его представлениями о своей личности.
самооценка изменяется; чем неадекватнее самооценка, тем больший отпор получает любая реальная или воображаемая попытка изменить ее.
|
узнать самооценку работника; дать задание в соответствии с его самооценкой и убедиться в правильности ее; сформулировать задание иначе, чтобы оно не противоречило его самооценке; деликатно склонить к изменению самооценки; если не помогают предыдущие действия, уволить. 3. Если менеджер сможет объяснить поведение подчиненного, он получит возможность благотворно повлиять на его работу |
На рис. 59 указаны основные этапы анализа и объяснения причин поведения личности с использованием различных теорий.
В соответствии с рассмотренными теориями можно сделать следующие выводы по различным факторам поведения личности.