Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нейрофизиологические особенности творческого процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последние исследования в области функциональной асимметрии мозга говорят о том, что и внутри сферы художественной деятельности художников можно разделять на правополушарных и левополушарных. Так, например, в коллективном исследовании Г. А. Голицына,. При сравнении этих двух типов художников можно заметить, что для художника Л-типа более важна конструктивно-логическая идея картины, а для… Читать ещё >

Нейрофизиологические особенности творческого процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одна из наиболее существенных черт личности художника связана с его особой психической организацией. Здесь мы видим и высокую впечатлительность и склонность к эмоционально-чувственному восприятию мира. Известно, что И. П. Павлов делил всех людей на два типа: на «мыслителей» и «художников», в зависимости от преобладания у одних людей либо первой сигнальной системы, отвечающей за эмоциональную сферу, либо второй сигнальной системы, связанной со словом.

Исследования зарубежных нейрофизиологов — Р. Сперри и У. Пенфилда, а в нашей стране В. С. Ротенберга и В. В. Аршавского показали, что в коре головного мозга левое полушарие отвечает за переработку вербальной информации, в которой линейные связи логически связаны друг с другом при помощи слова, цифры или какого-либо символа. Правое полушарие отвечает за восприятие и память бессловесных зрительных, цветовых и слуховых образов, за передвижения тела в пространстве. Оно отвечает так же за работу интуитивного мышления, полет фантазии, создание острот и сновидений. В правом полушарии хранится и ранний доречевой детский опыт ребенка, не умеющего еще выражать себя в словах.

Последние исследования в области функциональной асимметрии мозга говорят о том, что и внутри сферы художественной деятельности художников можно разделять на правополушарных и левополушарных. Так, например, в коллективном исследовании Г. А. Голицына,.

O. Н. Даниловой, В. С. Каменского, В. М. Петрова было установлено, что среди композиторов в группу с левополушарным типом доминирования можно отнести Баха, Генделя, Я. Л. Ф. Мендельсона, Прокофьева, Ж.-Ф. Рамо, Стравинского и П. Хиндемита; в группу с правополушарным типом доминирования — Берлиоза, Вагнера, К. Дебюсси, Г. Малера, Скрябина, Чайковского и Шумана.

Различия в творчестве этих композиторов заключаются в том, что для правополушарных типов по сравнению с левополушарными характерна более выраженная трагичность мироощущения, импровизационность и спонтанность творческого процесса, свобода формы и юмористичность письма.

Исследование творчества художников дало схожие данные по результатам распределения их по левополушарному или правополушарному типу. К левополушарному типу были отнесены картины таких художников, как Ф. А. Бруни, Г. Гольбейн, Ж.-Л. Давид, А. А. Дейнека, А. Дюрер,.

P. Кент, Ф. Клуэ, К. С. Малевич, Г. Г. Нисский, В. Г. Перов, К. С. ПетровВодкин, Н. Пуссен, Ж.-О.-Д. Энгр. К правополушарному типу были отнесены картины следующих художников: В. Ван-Гога, Врубеля, Э. Делакруа, К. А. Коровина, М. Ф. Ларионова, Левитана, К. Моне, Э. Мунка, Рембрандта, П. О. Ренуара, М. С. Сарьяна, Сурикова, У. Тёрнера.

При сравнении этих двух типов художников можно заметить, что для художника Л-типа более важна конструктивно-логическая идея картины, а для художников П-типа — непосредственное выражение чувства и эмоционального состояния[1].

  • [1] См. об этом более подробно: Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. М., 2008. С. 142.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой