Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

О региональном жилищном законодательстве Российской Федерации на примере г. Москвы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устанавливают порядок и условия улучшения жилищных условий собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, членам его семьи, нанимателю жилого помещения, членам его семьи, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам… Читать ещё >

О региональном жилищном законодательстве Российской Федерации на примере г. Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие регионального законодательства Российской Федерации.

Региональное законодательство — это законодательство, принятое субъектами РФ.

Виды субъектов РФ:

  • • республики;
  • • края;
  • • области;
  • • города федерального значения;
  • • автономные округа;
  • • автономная область.

Общее число субъектов РФ — 85.

Понятие «региональное законодательство» стало употребляться лишь в последние годы, причем не в нормативных правовых актах, а в научной, учебной и методической литературе, как представляется, в целях более краткого обозначения этого вида законодательства.

Рассматриваемое понятие не охватывает законодательство, создаваемое муниципальными образованиями: городскими, сельскими поселениями, другими образованиями, осуществляющими местное самоуправление.

Необходимость в региональном законодательстве объясняется федеративным характером Российского государства. В его состав, как уже говорилось выше, входит 85 субъектов, каждый из которых самобытен: отличается своей культурой, экономикой, историей, демографией, которые не могут быть (да эго и не нужно) учтены при создании федерального законодательства.

Жилищный кодекс РФ разграничивает в области жилищных отношений полномочия следующих органов:

  • • государственной власти РФ (ст. 12);
  • • субъектов РФ (ст. 13);
  • • местного самоуправления (ст. 14).

К полномочиям субъектов РФ относится принятие нормативных правовых актов и деятельность в жилищной сфере, в частности:

  • а) государственный учет жилищного фонда;
  • б) определение порядка признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений и порядка предоставления:
    • • жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ;
    • • по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
    • • по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
    • • жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ;
    • • по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ;
  • в) признание жилых помещений фонда субъектов РФ непригодными для проживания;
  • г) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в помещениях, предоставляемых, но договорам социального кайма;
  • д) осуществление контроля жилищного фонда субъекта РФ:
    • • его сохранности;
    • • использования;
    • • соответствия санитарным и техническим правилам и нормам;
  • е) осуществление регионального государственного жилищного надзора;
  • ж) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;
  • з) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
  • и) осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
  • к) осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • л) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные при этом к полномочиям органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления.

Субъекты РФ решают проблемы принимаемого ими законодательства не только в содержательном, но и в процессуальном плане: определяют порядок принятия нормативных правовых актов, их форму (в виде специальных законов, регламентов, уставов, кодексов).

Правом вносить предложения о создании новых нормативных актов в регионе обладает ограниченный круг субъектов. Они указаны в ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Таким правом наделены:

  • • депутаты региональных парламентов;
  • • руководители высших исполнительных органов власти субъектов РФ;
  • • представительные органы местного управления.

Поскольку названный Закон разрешил регионам расширить круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, в настоящее время количество видов таких субъектов (суммарно в разных регионах) составляет более 30. Сочетание видов субъектов в различных регионах разное.

Особое место среди категорий субъектов, имеющих право законодательной инициативы, занимает референдум субъекта РФ — способ выражения общественного мнения для принятия важных нормативных актов и политических решений. Эта наивысшая форма демократии.

Значение регионального законодательства. Значение регионального законодательства можно выразить несколькими положениями.

  • 1. Региональное законодательство по вопросу, урегулированному федеральным законодательством не полностью, конкретизирует и дополняет последнее.
  • 2. Региональный закон по вопросу, полностью не урегулированному федеральным законодательством, устраняет пробелы в последнем и является основанием для принятия нового федерального закона, соответствующего региональному закону (после чего региональный закон отменяется).
  • 3. Разработка региональных законов — способ совершенствования действующего федерального законодательства, приближающий последнее к интересам и потребностям практики.

Особенности жилищного регионального законодательства мы рассмотрим на примере законодательства г. Москвы.

Характеристика Московского региона. Особенность Московского региона состоит в том, что Москва является одновременно:

  • • столицей Российской Федерации;
  • • субъектом РФ, городом федерального значения (такими городами являются также Санкт-Петербург и Севастополь).

I. Особенности Москвы как столицы Российской Федерации.

Под «столицей Российской Федерации» понимают местонахождение:

  • • федеральных органов государственной власти РФ;
  • • представительств остальных субъектов РФ;
  • • дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802−1 «О статусе столицы Российской Федерации»).

Территорией столицы является территория Москвы.

Под статусом «столица Российской Федерации» понимается правовое положение г. Москвы, обусловленное особенностями прав и обязанностей органов государственной власти г. Москвы в связи с осуществлением последней функции столицы Российской Федерации.

Правовой статус столицы установлен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 70) и Законом РФ «О статусе столицы Российской Федерации», состоящем из 12 статей.

Названный Закон определяет полномочия органов власти г. Москвы в связи с осуществлением последними функций столицы (ст. 4):

  • а) представляют федеральным органам государственной власти РФ, представительствам субъектов РФ, дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации объекты недвижимости (земельные участки, здания, жилые дома и г. д.), а также услуги (жилищнокоммунальные, транспортные, иные);
  • б) участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития столицы;
  • в) участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования, иных систем;
  • г) обязаны согласовывать генеральные планы развития Москвы с Правительством РФ и др.

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве» внесены изменения в ст. 4 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802−1 «О статусе столицы Российской Федерации», которыми в целях реновации жилищного фонда в г. Москве органам государственной власти г. Москвы предоставлены дополнительные полномочия, они:

  • — определяют содержание программы реновации жилищного фонда в г. Москве (далее также — программа реновации). При этом под реновацией жилищного фонда в г. Москве (далее также — реновация) понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации жилищного фонда в г. Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в г. Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства. Программа реновации устанавливает очередность сноса многоквартирных домов, включенных в программу реновации. Очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния;
  • — устанавливают порядок формирования проекта программы реновации, определяющей перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома, в которых собственники жилых помещений и граждане, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма (далее — наниматели жилых помещений), в соответствии со ст. 7.1 настоящего Закона проголосовали за включение данных многоквартирных домов в проект программы реновации. При этом к многоквартирным домам первого периода индустриального домостроения относятся многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период с 1957 по 1968 г., с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;
  • — утверждают программу реновации жилищного фонда в г. Москве;
  • — определяют в пределах своих полномочий источники финансирования программы реновации, реализация которой осуществляется в том числе с привлечением средств бюджета г. Москвы;
  • — принимают на основании утвержденной программы реновации решения о реновации жилищного фонда в г. Москве, содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу в соответствии с настоящим Законом, с указанием их адресов, информацию об этапах реализации решений о реновации (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения;
  • — устанавливают в соответствии с настоящим Законом формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы реновации;
  • — устанавливают в целях реализации программы реновации случаи и порядок разработки и утверждения комплексной схемы инженерного обеспечения (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение) территории, утверждают форму такой схемы и состав указываемых в ней сведений;
  • — устанавливают в целях реализации решения о реновации порядок определения точек подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям, в том числе их расположения на границе земельного участка и (или) территории, в отношении которых осуществляется подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о реновации;
  • — устанавливают порядок и условия улучшения жилищных условий собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, членам его семьи, нанимателю жилого помещения, членам его семьи, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма), при условии, что такие порядок и условия не снижают предусмотренные жилищным законодательством и иными федеральными законами гарантии улучшения жилищных условий указанных в настоящем абзаце лиц;
  • — устанавливают категории граждан, которым при реализации программы реновации оказывается содействие в организации и осуществлении их переселения, и порядок оказания такого содействия.

Федеральные органы власти по соглашению с органами государственной власти г. Москвы могут передать последним часть своих полномочий и наоборот.

Обязанности государственной власти Московской области заключаются в содействии Москве в осуществлении ею функций столицы (ст. 5 Закона).

Закон определил также правовой статус недвижимости на территории Москвы, в которой размещаются:

  • • высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;
  • • Генеральная прокуратура РФ;
  • • Центральный банк РФ;
  • • Пенсионный фонд РФ.

Названные объекты недвижимости являются собственностью Российской Федерации, т. е. федеральной собственностью, а не собственностью г. Москвы (ст. 8 Закона).

Закон определяет право предоставления Москвой федеральным органам власти своих земельных участков на праве собственности или аренды и зданий на праве аренды (ст. 9 Закона), а также право предоставления в аренду объектов недвижимости всем субъектам, перечисленным в ст. 1 Закона.

II. Особенности Москвы как субъекта РФ.

Особенности Москвы как субъекта РФ описаны в Уставе Москвы. Ниже изложены его основные положения.

Общие положения. Москва является субъектом РФ, городом федерального значения. Статус ее как субъекта РФ определен Конституцией РФ (ч. 1 сг. 65) и Уставом г. Москвы.

Москва имеет территорию, население, органы государственной власти, свое законодательство. На территории Москвы осуществляется местное самоуправление.

Жители Москвы, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на ее территории, составляют население Москвы. Жители Москвы образуют «городское сообщество».

В Москве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, учреждена должность Уполномоченного по правам человека в городе Москве.

Источником власти в г. Москве являются жители, высшим выражением их власти является референдум и свободные выборы.

Органы государственной власти г. Москвы.

Высшим и единственным законодательным (представительным) органов государственной власти г. Москвы является Московская городская Дума.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Москвы.

Высшим должностным лицом г. Москвы является мэр Москвы. Он возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Москвы.

Исполнительными органами государственной власти Москвы кроме Правительства Москвы являются отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти, а также мэр Москвы.

В Москве осуществляется местное самоуправление — деятельность местного сообщества, но решению вопросов местного значения, осуществляемая в пределах, определенных законодательством.

Жители внутригородского муниципального образования составляют местное сообщество.

Принципы организации и осуществления государственной власти в г. Москве'.

  • а) государственная власть и местное самоуправление осуществляются на основе закона;
  • б) основные цели государственной власти и местного самоуправления — обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального, и культурного развития г. Москвы;
  • в) все органы государственной власти и самоуправления действуют на основе разграничения предметов ведения, функций и полномочий;
  • г) органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти Москвы.

Полномочия г. Москвы по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов:

  • • принятие Устава Москвы, законов и иных правовых актов г. Москвы, контроль за их соблюдением;
  • • управление и распоряжение собственностью города;
  • • обеспечение социально-экономического развития Москвы;
  • • охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан;
  • • регулирование градостроительной деятельности;
  • • владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами;
  • • решение вопросов воспитания, здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • • развитие городской инфраструктуры;
  • • осуществление межрегиональных, международных внеэкономических связей и др.

Московская городская Дума. Это выборный, постоянно действующий орган, являющийся юридическим лицом. Его состав — 45 депутатов, срок действия — пять лет. Возраст депутата Думы должен быть не менее 21 года.

Правительство Москвы. Это высший постоянно действующий орган исполнительной власти г. Москвы, обладающий общей компетенцией. Он обеспечивает согласованную деятельность других органов исполнительной власти и является юридическим лицом. Правительство возглавляет мэр Москвы.

Состав Правительства Москвы.

  • • мэр Москвы;
  • • заместители мэра Москвы;
  • • министры Правительства Москвы.

Распределяет обязанности между членами Правительства мэр Москвы.

Правительство принимает постановления, которые подписываются мэром Москвы.

Территориальные органы исполнительной власти Москвы. В административных округах и районах г. Москвы образуются территориальные исполнительные органы власти:

  • • префектуры административных округов;
  • • управы районов.

Префектуры возглавляют префекты административных округов, а управы — главы управ.

Префектуры и управы осуществляют в своих пределах контрольную, координационную и распорядительную (исполнительную) деятельность.

Правовое регулирование деятельности префектур и управ осуществляется положениями о них, утверждаемыми Правительством Москвы.

Судебная система Москвы является составной частью судебной системы РФ и включает в себя:

  • • Московский городской суд;
  • • районные суды;
  • • Арбитражный суд Москвы;
  • • Уставный суд Москвы;
  • • мировые суды;
  • • другие судебные органы.

Полномочия Уставного суда г. Москвы:

  • • рассматривает соответствие нормативных правовых актов Москвы и органов местного самоуправления Уставу Москвы;
  • • дает официальное толкование Уставу Москвы.

В Москве имеются свои прокуратура и органы внутренних дел, организация и порядок деятельности которых определяются федеральным законодательством.

Прокуратура Москвы осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, привлечением виновных к ответственности. Возглавляет ее прокурор г. Москвы, назначаемый Президентом РФ. Одной из функций органов внутренних дел является охрана общественного порядка.

Органы государственной власти местного самоуправления Москвы, их должностные лица, общественные объединения, организации обязаны оказывать содействие полиции и иным органам внутренних дел в их деятельности по охране общественного порядка в Москве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой