Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовое учение Ф. Ницше

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сверхчеловек для Ф. Ницше — это сильная личность, отличающаяся от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Подлинный сверхчеловек — это гений и бунтарь, разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. При этом сверхчеловек — это ни в косм случае не тиран и не диктатор, это некий труднодостижимый (но вполне реальный) идеал, относящийся… Читать ещё >

Политико-правовое учение Ф. Ницше (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из наиболее заметных представителей расистских политико-правовых взглядов, которые легли в основу идеологии нацизма, был немецкий философ, поэт и композитор Фридрих Вильгельм Ницше (1844−1900).

Родился в Саксонии, в семье лютеранского пастора. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив контузию, демобилизовался. В 25 лет он стал профессором классической филологии Базельского университета. Во время франко-прусской войны в 1870 г. записался добровольцем в санитарный отряд и отправился в Эльзас ухаживать за ранеными. После этого у 35-летнего Ницше начали проявляться первые признаки душевного расстройства, которое он унаследовал от своего отца.

Вследствие душевной болезни ему пришлось оставить профессуру. Облегчая страдания от невыносимой головной боли благоприятным климатом, Ницше постоянно менял места жительства, при этом очень бедствовал и долго нигде не задерживался. Периоды умопомрачения мыслителя чередовались проблесками творчества.

Ф. Ницше прожил всего 56 лет, из них последние 20 лет жизни страдал психическим расстройством. Творческую деятельность он прекратил в 45 лет. Скончался философ 25 августа 1900 г. в психиатрической лечебнице в Веймаре.

К основным работам философа относятся: " Греческое государство. Предисловие к ненаписанной книге" (1871); " Так говорил Заратустра" (1883−1885); " По ту сторону добра и зла" (1885−1886); " Сумерки идолов, или как философствуют молотом" (1888); " Антихристианин. Проклятие христианству" (1888).

Ф. Ницше преклонялся перед кастовым строем и не принимал современное ему буржуазное общество и государство, где, по его мнению, избирательное право, парламентаризм, естественные права человека обеспечили господство жалких, ничтожных людей, которые, заигрывая с чернью, находятся у власти. Мыслитель считал, что арифметическое серое большинство, которое господствует в условиях буржуазной демократии, подавляет потенциал «лучших» .

Кастовый строй, рабство античного образца, феодальную «ступенчатую иерархию», открытое и тотальное господство аристократии философ считал жизненно необходимыми условиями формирования, существования и сохранения не только народов, наций, культур, но и человека как общественного существа.

Ф. Ницше — апологет аристократии, «знати», но не по рождению, а вырастающей из различных слоев общества новой философской элиты, аристократии духа, о которой писал еще Платон, называемый Ницше «королем философов». Эта доминирующая каста — каста «божественных избранников» (масштаба Ликурга), «олимпийцев», «гениев», созидательница новой, аристократической культуры, не занимается повседневным трудом, а потому нуждается в существовании рабов[1].

Ницше отвергает теорию общественного договора, полагая, что между «правящими» и «рабами» невозможен никакой договор. Государство и право — результат войны, а их предназначение — охрана и поддержание отношений властвования и рабского подчинения. Государственная власть, по Ницше, это воплощенная «воля к власти» господствующих. Стремление к господству признано им основным из жизненных и необходимых человеческих побуждений. По Ницше, только носитель «воли к власти» и может быть творцом культурных ценностей. Однако значение господства у Ницше является в первую очередь не экономической или материальной властью над людьми, а властью духовной, приобретаемой над людьми силой выдающихся духовных качеств.

По Ницше, «право есть явление, производное от воли к власти, рефлекс власти. Если паша власть потрясается и падает, наше право исчезает; и наоборот, если мы становимся могущественнее, то исчезают права других на нас». Философ уверен, что «нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием». Отвергая классические идеи естественного права с его принципами свободы и равенства, Ф. Ницше исходил из неравенства прав «сильных» и «слабых» (речь идет не о «господах» и «рабах» в социально-политическом плане). По мнению Ницше, «слабые», даже если их рабские души задрапированы в королевские мантии, просто не «заслужили» своих прав, т. е. не преодолели самих себя, не обрели правового чувства, соответствующего ценностям новой, аристократической культуры[2]. «Слабые» должны погибнуть, а «сильнейшие» — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего — толкни!» Право, по Ницше, — это привилегия, которую надо заслужить в борьбе за моральное и духовное самосовершенство.

Право и государство выступают у Ницше в качестве инструментов борьбы различных сил и воль. Симпатии мыслителя были на стороне «первобытного военного государства» ликурговского типа, в котором пирамидально произрастают «военные касты». Ницше являлся почитателем культуры и порядков древнегреческой Спарты и Древнего Рима, власть в которых принадлежала «лучшим», сильнейшим. Причиной гибели эллинской и римской культур мыслитель отнюдь не считал варварские завоевания, он был убежден, что они пали жертвой исторического христианства, прикрывавшегося мнимой заботой о «слабых» и обездоленных и, главное, ложно декларированным равенством[3].

Ф. Ницше являлся противником либеральных, демократических и общехристианских ценностей. Философ писал: «Либеральные государственные институты немедленно перестают быть либеральными, едва они достигнуты, — и нет тогда гонителей свободы более злобных и непреклонных, чем либеральные институты. „Либерализм“ — перевожу: э го обращение в быдло»[4].

Ф. Ницше считал, что право современного ему буржуазного общества есть «стадное законодательство», не делающее ни для кого исключений, превращающее всех в «стадо рабов и плебеев». Философ презирал буржуазное общество с его либерализмом и «идеологией среднего человека», называл это общество застойным, рутинным, а людей, составляющих его, — слабыми, безвольными и ограниченными.

По Ницше, «испорченное» государство генерирует «испорченную» культуру, а «испорченная» культура плодит «испорченных» людей. Лишь в отдаленном будущем проступают у Ницше очертания новой высокой культуры, способной взрастить «высшего гения» и грядущего государства как свободного и могущественного союза «гениев» и «сверхлюдей»[5].

Сверхчеловек для Ф. Ницше — это сильная личность, отличающаяся от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Подлинный сверхчеловек — это гений и бунтарь, разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. При этом сверхчеловек — это ни в косм случае не тиран и не диктатор, это некий труднодостижимый (но вполне реальный) идеал, относящийся с печальной любовью ко всем, страдающий за всех[6]. Историческим примером сверхчеловека для Ницше является Иисус Христос. Но в западном безрелигиозном либеральном обществе, где царит нигилизм, а мерилом всех человеческих ценностей стал человеческий эгоизм, нет места Богу. «Бог умер» , — констатирует философ. В такой среде все высокие идеи вырождаются в низменные стремления, благородные движения души размениваются на мелкие чувства. Здесь нравственность низводится на степень чисто внешнего, механического делания, вырождается в лицемерие и ханжество. О своих современниках Ницше пишет, что они «сидят в своем болоте и… говорят из тростника: „Добродетель — это значит сидеть смирно в болоте. Мы никого не кусаем и избегаем тех, кто хочет укусить; и во всем мы держимся мнения, навязанного нам“»[7]. Свои надежды на преображение действительности, обновление человечества и всего мира Ницше возлагает на сверхчеловека, который должен заменить Бога: «Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек» .

Обличая недостатки современной ему нравственной жизни, Ницше перенес свое негодование с людей на исповедуемые ими христианские принципы и убеждения, и в последних стал ошибочно видеть весь корень зла. Подлинный, чистый лик христианства был заслонен для него уродливыми явлениями современной религиозно-нравственной жизни, и Ницше представлял себе христианство в виде «морали рабов»[8].

Ф. Ницше относится к тем мыслителям, которые слишком непосредственны и откровенны, чтобы рассчитывать на всеобщую любовь. Являясь самым загадочным и скандальным мыслителем XIX в., Ницше и по сей день остается не разгаданным, а его многомерное, противоречивое творческое наследие не дает возможности его систематизации и однозначной оценки.

  • [1] Луковская Д. И. Политика и право в философии Ф. Ницше // История государства и права. 2009. Ks 15. С. 19.
  • [2] Луковская Д. И. Политика и право в философии Ф. Ницше. С. 20.
  • [3] Крахоткин Ф. А. Государство и культура: соотношение категорий. Политико-правовая интерпретация взглядов Ф. Ницше // История государства и права. 2009. № 15. С. 14.
  • [4] Ницше Ф. Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза / пер. Г. Сиежииской. СПб., 1993. С. 607.
  • [5] Ромашов Р. А. Образы государства и права в мифологии Ф. Ницше// История государства и права. 2009. № 15. С. 23.
  • [6] Пригодич В. Оправдание Ницше, или Интеллектуальный роман // История государства и права. 2009. № 15. С. 20.
  • [7] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. URL: lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt (дата обращения: 02.02.2013).
  • [8] Знаменский С. II. «Сверхчеловек» Ницше // Ницше: pro el contra. СПб.: РХГИ, 2002. URL: nietzsche.ru/look/znamenski.php (дата обращения: 02.02.2013).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой