Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Порядок заключения соглашения о разделе продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первое условие — это отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. В данном случае имеется в виду экономическая невозможность разработки месторождения, что означает такую разработку месторождения, которая не позволяет достичь минимально… Читать ещё >

Порядок заключения соглашения о разделе продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Порядок заключения СРП представляет собой весьма усложненную процедуру, которая состоит в следующих моментах.

Во-первых, не каждое месторождение полезных ископаемых может быть передано инвестору на основании СРП. Для этого оно должно быть включено в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такие перечни устанавливаются исключительно федеральными законами (п. 3 ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции). В качестве примера можно привести Федеральный закон от 21.07.1997 № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции», а также еще 16 федеральных законов в отношении конкретных месторождений[1]. Только после включения месторождений в перечень, содержащийся в соответствующем федеральном законе, возможно проведение аукциона на право заключения СРП в отношении этого участка недр.

Во-вторых, в ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции закреплены условия для включения соответствующего участка недр в перечень.

Первое условие — это отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. В данном случае имеется в виду экономическая невозможность разработки месторождения, что означает такую разработку месторождения, которая не позволяет достичь минимально необходимой рентабельности месторождения[2]. Подтверждением отсутствия возможности разработки месторождения в общем режиме является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом о недрах, признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Таким образом, добыча полезных ископаемых может осуществляться в режиме СРП только в исключительных случаях. Указанное подтверждает положение, в соответствии с которым на условиях СРП может быть разработано не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых (п. 3 ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции).

Второе условие — это наличие заключения Правительства РФ, которое предоставляется при наличии следующих дополнительных обстоятельств:

  • 1) разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
  • 2) разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе РФ и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
  • 3) разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

Третье условие — наличие решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр. В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления.

В-третъих, после включения в перечень соответствующего участка недр проводится аукцион на право заключения СРП для выявления инвестора или инвесторов, которые смогут разрабатывать включенные в перечень месторождения на условиях СРП. С победителем аукциона заключается соглашение о разделе продукции. В Законе о соглашениях о разделе продукции указывается, что начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов. Кроме того, в отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения (ст. 6 Закона о соглашениях о разделе продукции).

В-четвертых, создается специальная комиссия[3] по разработке условий недропользования на месторождении, подготовке проекта соглашения и ведении переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования, которая создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. Состав такой комиссии весьма обширен; в нее включаются представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, производственные и научные организации, эксперты, консультанты и т. д. Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения. В соответствии с положениями ст. 6 Закона о соглашениях о разделе продукции инвестор и публично-правовое образование должны договориться обо всех необходимых условиях соглашения, не указанных при проведении аукциона.

В-пятых, после согласования условий СРП следует подписание соглашения. Подписание СРП со стороны государства осуществляется Правительством РФ. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 14.03.2006 № 133 «О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции» Минэнерго России является уполномоченным органом для подписания такого соглашения.

В-шестых, соглашения о разделе продукции, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами. Такое положение, по мнению некоторых авторов, основывается на реализации принципа разделения властей (в данном случае — между Правительством РФ и парламентом). В то же время ими отмечается, что в такой процедуре присутствуют определенные риски, связанные с тем, что законодательный орган вправе либо утвердить полностью, либо отказать в утверждении, — изменению СРП не подлежит[4].

В-седъмых, после заключения СРП (п. 2 ст. 4 Закона о соглашениях о разделе продукции) в течение 30 дней с даты подписания СРП инвестору выдается лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении. Указанная лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения.

  • [1] См.: Федеральные законы от 01.05.1999 № 87-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринскомперспективном блоке проекта „Сахалин-3“)»; от 28.05.2003 № 63-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Наталкинском золоторудном месторождении)»; от 25.07.2002 № 118-ФЗ «Об участкахнедр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Яламо-Самурском и Центральном перспективных участках)» и др.
  • [2] См.: Рат Й. Соглашение о разделе продукции: анализ правового регулированияотношений в сфере реализации в Российской Федерации. С. 183.
  • [3] См.: Приказ Минэнерго России от 29.04.2011 № 158 «О межведомственной комиссии по разработке условий недропользования на месторождении „Хвалынское“ и подготовке проекта соглашения о разделе продукции».
  • [4] См.: Рат Й. Соглашение о разделе продукции: анализ правового регулированияотношений в сфере реализации в Российской Федерации. С. 204.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой