Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика анализа толерантности в текстах СМИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для поддержания идей толерантности важны не столько разъясняющие публикации с призывами к терпимости по отношению к социальным меньшинствам, разного рода другим, сколько внутренняя установка журналиста на то, чтобы принимать во внимание разные точки зрения, непредвзято излагать их; важно демонстрировать практики активной толерантности к разным группам других, а также умение поставить себя… Читать ещё >

Методика анализа толерантности в текстах СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ предполагает разделение этой категории на две парные подкатегории: «толерантность» (терпимость к различиям) и «интолерантность» (нетерпимое отношение к другому). Тогда общая категория обозначается как «ин/толерантность».

Для анализа конкретного текста необходимо выявить субъект, объект, предмет и маркеры ин/толерантного отношения.

Субъект ин/толерантной речи, ин/толерантного отношения — тот, кому принадлежит толерантное или интолерантное высказывание, кто «терпит различие»; в медиадискурсе субъектами ин/толсрантной речи оказываются, прежде всего, журналисты, но также и все те, чьи высказывания попадают в СМИ, — люди, у которых берут интервью, те, кто выступает с заявлениями для прессы, авторы писем в газеты и т. д.

Объект, на который направлено и н/т олерантное отношение — тот, «кого терпят», носитель значимого различия. В этой роли может оказаться любой персонаж СМИ (третьи лица, о которых сообщается в медиатекстах), адресат некоторых высказываний, например, в диалогических текстах или в случае прямого обращения к кому-либо внутри журналистского текста.

Предмет и н/т олерантности — свойство или признак объекта, которые маркируют значимое с точки зрения ин/толерантности различие. Это важный элемент анализа, так как для тех, кто сталкивается со значимым для них различием, типично целостное негативное отношение к носителю различия, как бы склеивание атрибутов «чужой» и «плохой» (например, стереотип цыганка значит мошенница — с этнической принадлежностью «склеивает» признак нарушения правовых норм, а это логически и морально ошибочно). Уточнение оснований интолерантности часто позволяет увидеть истоки конфликтного отношения к другому в неожиданном ракурсе.

Языковыми маркерами толерантного отношения служат слова, несущие положительную оценку объекта и предмета толерантности, и нейтральные, то есть безоценочные способы их описания. Толерантность может быть определена по принципу от обратного: по отсутствию маркеров интолерантного отношения, при условии, что интолерантных смыслов нет и в подтексте сообщения.

Чтобы дать общую оценку степени толерантности или интолерантности текста, необходим анализ характеристик персонажей (конкретных людей, различных сообществ, социальных групп, о которых идет речь в тексте), а также того, какие слова выбраны для именования персонажа. Нередко интолерантное отношение к персонажу уводится в подтекст, тогда важно проследить, как описывается поведение персонажа, его поступки, какова приписанная персонажу сюжетная роль (жертва, виновник зла, ответственный за решение проблемы, спаситель). Маркеры интолерантности мы подробно рассмотрим в параграфе 1.2.

РЕКОМЕНДАЦИИ ЖУРНАЛИСТАМ

Для поддержания идей толерантности важны не столько разъясняющие публикации с призывами к терпимости по отношению к социальным меньшинствам, разного рода другим, сколько внутренняя установка журналиста на то, чтобы принимать во внимание разные точки зрения, непредвзято излагать их; важно демонстрировать практики активной толерантности к разным группам других, а также умение поставить себя на место другого, увидеть ту или иную проблему его глазами.

Высокая задача социально ответственного журналиста — сделать других видимыми в обществе, например, рассказывать о жизни и проблемах людей с особыми потребностями, чтобы аудитория СМИ лучше представляла себе, почему важно устанавливать пандусы для инвалидных колясок в общественных местах, в том числе в ресторанах и кинотеатрах, каковы особенности детей с аутизмом и многое другое.

Необходимо прилагать усилия для поддержания в массмедиа диалога между разными социальными силами. Пока же разговор в СМИ о ценностях и интересах различных социальных групп, в том числе разного рода меньшинств как самостоятельных субъектов, складывается с большим трудом. Многообразие мнений, реально существующих в обществе, не только не отражается во многих СМИ, по наоборот: их стремятся заменить одной, будто бы единственно правильной точкой зрения. Хотя на многие сложные общественные вопросы нет единственного ответа или решения именно в силу их сложности.

Актуальной задачей для журналистов видится и поддержка коммуникативного взаимодействия разных социальных групп в пространстве массмедиа: поддержка других в межэтнических и межрелигиозных контактах или, например, предоставление слова работодателям и наемным работникам, чьи интересы на рынке груда противоположны.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Выделите в тексте субъект, объект, предмет интолерантного отношения. Найдите и охарактеризуйте маркеры интолерантного отношения. Сформулируйте, в чем состоит информационный повод. Соответствует ли тревожная эмоциональная окраска заголовка и подзаголовка информационному поводу?

Десятки таджиков взяли в осаду Генконсульство в Екатеринбурге

Жильцы девятиэтажки в панике.

Днем 2 марта 2015 года здание Генконсульства Республики Таджикистан в Екатеринбурге окружили десятки мигрантов. Внутрь пускают только женщин и детей. Динмиссия находится в девятиэтажном доме, поэтому такое количество таджиков переполошило жильцов.

Как сообщил нашему агентству начальник пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых, ничего криминального не происходит. «Сегодня консул ведет прием граждан. Поскольку желающих оказалось слишком много, он попросил ожидать мигрантов своей очереди на улице», — пояснил В. Горелых.

2. Выделите в тексте субъект, объект, предмет интолерантного отношения. На каком основании подсудимый назван рокером? Может ли такая публикация негативно повлиять на представление о социальной группе рокеров в восприятии аудитории?

ИЗ ЗАЛА СУДА.

Североуральский рокер с приговором нс согласен

29 июня в городском суде Андрею Лукьянову, обвиняемому в разбойном нападении и хранении и сбыте наркотиков, было предоставлено последнее слово. В зал суда ввели высокого худощавого парня лет тридцати в черной футболке с красной надписью на спине «Уральский рок». Подсудимый держался на удивление спокойно — судимость не первая. Раскаяния в речи и голосе наркоторговца участники процесса не услышали. Напротив, Лукьянов высказал свое недовольство тем, что прокурор запросил отбывание наказания в колонии общего режима, а для него, уже прошедшего сквозь тернии строгого режима, это не только «не в масть», но и сулит дополнительные сложности — на «строгом» порядка больше. С приговором молодой человек нс согласился, следовательно, надо ожидать, что будет составлена кассационная жалоба и судьбу рокера будет решать областной суд.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой