Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории происхождения власти и государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как писал Дж. Тернер, «теоретизирование можно отнести к числу средств, с помощью которых мыслительная деятельность, известная как «наука», реализует три свои основные цели: 1) классифицировать и организовывать происходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе; 2) объяснять причины происшедших событий и предсказывать, когда, где и как будут происходить… Читать ещё >

Теории происхождения власти и государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • основные факторы и вехи возникновения и развития политических теорий, их предназначение, системные и структурные составляющие и характеристики;
  • • взаимосвязь с политической философией и политической социологией;
  • • общую характеристику основных теорий происхождения власти и государства, их отличия друг от друга;

уметь

• определять преимущества и недостатки каждой из основных теорий происхождения власти и государства;

владеть

• знаниями для выделения рационального зерна в каждой из этих теорий, и элементов, дающих возможность утверждать, что при всех различиях в трактовке основных факторов возникновения власти и государства они дополняют друг друга.

Политические феномены, их функционирование невозможно понять в отрыве от политической мысли, поскольку мысль и действие пронизывают друг друга. Государство и власть представляют собой исторические феномены, возникшие на определенном этапе развития человеческого общества. Их формы, организационные принципы, структуры и функции в той или иной степени изменялись в зависимости от изменения социально-экономических, национально-культурных, геополитических и иных условий. Поэтому, естественно, что каждая историческая эпоха разрабатывала собственное видение и понимание государства и власти. Политическая мысль может принимать различные формы, но свое реальное воплощение она получает в политической теории.

В течение многих веков мыслители, ученые и исследователи различных социально-философских и идейно-политических направлений пытались определить фундаментальную природу власти, основные ресурсы, обеспечивающие обладание властью и ее реализацию, границы, в которых могут быть использованы эти ресурсы и, соответственно, применение самой власти. Немаловажное место в этих поисках занимало установление основных источников власти и факторов ее возникновения и последующей эволюции.

Политическая теория

Политическая философия и политическая социология теснейшим образом связаны с политической теорией. Более того, зачастую эти две дисциплины смешиваются с политическими теориями. Действительно, теория как особая форма освоения и истолкования мира всегда связана с определенными философско-мировоззренческими установками. Это нередко служит фактором, затрудняющим проведение сколько-нибудь четкой линии разграничения между ними.

Касаясь истоков и основных вех формирования политической теории, следует исходить из тех очевидных реалий, которые стали основой вычленения из общей философии политической науки, политической философии и политической социологии. Как уже указывалось, эти науки возникли лишь в Новое время, когда стала реальностью дуализация гражданского общества и мира политического. Естественно, политическая теория в собственном смысле слова стала возможна именно в результате вычленения мира политического, как самостоятельного объекта теоретической рефлексии. В этом плане мыслителей Античности следует рассматривать предтечами, а не отцами-основателями современной политической теории.

Политические феномены, их функционирование, невозможно понять в отрыве от политической мысли, поскольку мысль и действие пронизывают друг друга. Мысли о политическом действии могут принимать различные формы, но реальное воплощение они получают в политической теории. Как отмечал Г. В. Ф. Гегель, все, что нами мыслится, является продуктом мышления. Однако, говорил он, «мысль есть еще нечто формальное; понятие есть уже более определенная мысль; наконец, идея есть мысль в ее целостности и ее в себе и для себя сущем определении»[1]. Идея и теория имеют своим основанием мысль, отличную от практики или действия. Но не всякую мысль можно считать теорией.

Как известно, понятие «идея» занимало ключевое место в ряде философских систем Античности. В частности Платон рассматривал эфемерный и изменчивый мир как своего рода эманацию невидимого и неизменного мира идей. Постепенно оно потеряло свой первоначальный платоновский смысл, приняв общее значение представления, мысли, постулата. В наше время под политической идеей подразумевается любое политически значимое мнение, утверждение, убеждение, тезис.

Считается, что само понятие «теория» (греч. ??? — рассмотрение, исследование) впервые было введено в древнегреческой философии орфиками и означало объяснение причинно-следственных связей в его религиозном или философском выражении.

Как не без оснований отмечал Г. Моргентау, отклонять любую теорию «лишь на том основании, что она была создана в далеком прошлом, значит опираться не на рациональные аргументы, а на модернистское предубеждение, признающее превосходство настоящего над прошлым. Рассматривать ее возрождение как моду или чью-то прихоть равносильно признанию того, что в вопросах политики не может быть истины, а имеют место только субъективные мнения»[2].

Теорию можно рассматривать как целостную систему, различные компоненты которой ранжированы в тесной взаимосвязи друг с другом на основе логического структурирования. Политическая теория призвана абстрактно-логически отразить и объяснить политические феномены, институты, процессы, отношения.

Она строится на определенном идейном или мировоззренческом стержне, логически выверенной структуре, основных составляющих идей, постулатов, трактовок и т. д. Как отмечал Г. Моргентау, «теория должна удовлетворять двум требованиям: эмпирическому и логическому. Соответствуют ли реальные факты их теоретической интерпретации, и вытекают ли те заключения, к которым приходит теория, из ее первоначальных посылок? Короче говоря, согласуется ли теория с фактами и является ли она последовательной?»[3].

Немаловажное место в теории занимают понятия, отражающие реально существующие политические феномены, такие как общество, государство, институт, система, режим, отношения, поведение и др. Их задача состоит придать единообразное значение обозначаемым ими феноменам, предметам, вещам, в которые вкладывается одинаковое содержание. Поэтому они характеризуются предельной обобщенностью и абстрактностью. Понятия, как отмечал П. Кресс, выступая в качестве «кровеносной системы научной деятельности»[4], незаменимы в коммуникации научного сообщества. С их помощью формулируются тезисы, суждения, утверждения, аргументы, контраргументы, с помощью которых как бы выстраивается «порядок из хаоса». Без них нельзя говорить о теории в собственном смысле этого слова.

Разумеется, теория призвана объяснить мир политического таким, каков он есть на самом деле. Она является результатом нашего осмысления социальной реальности. Тем не менее ее нельзя считать зеркальным отражением действительности, она является определенной мысленной конструкцией, включающей в себя более или менее значительный элемент субъективного начала. Дело в том, что объективная реальность отражается в понятиях через призму теоретикометодологической ориентации исследователей, их жизненного и творческого опыта. Этим объясняются бесконечные споры о сути и содержании таких понятий как «культура», «мораль», «национальное самосознание», «политика» .

Многие феномены мира политического, если не считать его структурные составляющие, невозможно материально осязать, как говорится, пощупать руками, они проявляется в действиях людей, хотя и связаны опосредованно с теми или иными наблюдаемыми явлениями. Речь идет, например, о самой власти, авторитете, влиянии, легитимности, отношениях.

В широком смысле теория включает комплекс представлений, идей и воззрений, имеющих своей целью истолкование и объяснение тех или иных явлений и процессов. Это понятие используется и в более строгом смысле, подразумевая под ним наиболее развитую форму организации научного знания, призванную дать более или менее целостное представление об определенной сфере природной или общественной действительности.

Как писал Дж. Тернер, «теоретизирование можно отнести к числу средств, с помощью которых мыслительная деятельность, известная как „наука“, реализует три свои основные цели: 1) классифицировать и организовывать происходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе; 2) объяснять причины происшедших событий и предсказывать, когда, где и как будут происходить события будущие; 3) предлагать интуитивно привлекательное здравое „понимание“ того, почему и как должны происходить события»[5].

Поэтому очевидно, что простое описание или систематизацию эмпирических фактов, взятые сами, но себе, не могут составить теорию. Теория как особая форма освоения мира всегда связана с определенными философско-мировоззренческими установками. Она предполагает не только описание, но и объяснение. Объяснение, в свою очередь, включает раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей в тех процессах и феноменах, которые данной теорией покрываются.

Политическая теория концентрирует внимание на конкретных проявлениях мира политического, таких, например, как структура и функции, институты и субъекты, их поведение, роли и взаимоотношения, формы и типы политических систем. В качестве четко сформулированной научной конструкции теория обеспечивает объективную и систематическую ориентацию на данные, которые помогают в открытии и исследовании фактов.

В качестве четко сформулированных научных конструкций они обеспечивают объективную и систематическую ориентацию на данные, которые помогают в открытии и исследовании фактов. Как считал Т. Парсонс, теории представляют собой аналитические конструкции, используемые для исследования «внешнего мира так называемой эмпирической реальности». При этом, «по крайней мере, некоторые из общих концепций науки не являются фикциями, а адекватно „схватывают“ аспекты объективного внешнего мира» .

Существует целый ряд теорий разных уровней, концентрирующих внимание на отдельных сферах и феноменах политической жизни, таких как структуры и функции, институты и субъекты, их поведение, роли и взаимоотношения.

Речь идет в частности о теориях среднего уровня, в задачу которых входят трактовка тех или иных институтов, таких как институт президентства, парламент, конституционализм, федерализм и др., а также теории низшего уровня, дающие трактовку того или иного конкретного политического явления, например, политического поведения тех или иных социальных групп на конкретных президентских или парламентских выборах.

Здесь внимание концентрируется на общей политической теории или теории высокого уровня, призванной дать самую общую картину форм проявления политики как таковой. Главная ее цель состоит в раскрытии в органическом единстве глубинных, ключевых аспектов политической жизни общества, выявлении и объяснении условий, факторов, процессов самоорганизации, организации и дезорганизации мира политического в целом, государства, власти, партий, политических систем, режимов и т. п.

  • [1] Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. С. 85.
  • [2] Моргентау Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир. URL: society.polbu.ru/political_science/ch85_vi.html.
  • [3] Моргентау Г. Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир. URL: society.polbu.ni/political_science/ch85_vi.html.
  • [4] Kress Р. F. On the Role and Formation of Concepts in Political Science // Foundation of Political Science. Research, Methods, and Scope. Ed. by Donald M. Freeman. N. Y., 1977. P. 559.
  • [5] Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 28−29.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой