Конфликт интересов.
Государственная служба
Решение об урегулировании конфликта интересов принимается соответствующей комиссией государственного органа. В состав комиссии входят заместитель руководителя органа, кадровый и юридический работники, непосредственный руководитель госслужащего, чью деятельность рассматривает комиссия, а также независимые эксперты. Состав комиссии призван исключить возможность возникновения конфликта интересов… Читать ещё >
Конфликт интересов. Государственная служба (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конфликт интересов — это ситуация прямой или косвенной личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на исполнение государственным служащим должностных обязанностей.
В свою очередь, личная заинтересованность — это возможность получения доходов, имущества или услуг для себя или третьих лиц.
Минтрудом России обобщены типовые ситуации конфликта интересов на госслужбе и порядок их урегулирования1. Под определение конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых госслужащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей:
- — выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников, иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность;
- — выполнение иной оплачиваемой работы;
- — владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
- — получение подарков и услуг;
- — имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- — взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с госслужбы[1][2];
нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий, кроме научных, от иностранных государств и др.).
При возможности возникновения конфликта интересов его необходимо заранее выявлять, и эта обязанность лежит на самом государственном служащем, которому необходимо уведомить письменно представителя нанимателя о такой возможности. Если меры по предотвращению конфликта интересов не были своевременно приняты, государственный служащий, являющийся стороной конфликта, и представитель нанимателя могут быть уволены с государственной службы.
Решение об урегулировании конфликта интересов принимается соответствующей комиссией государственного органа[3]. В состав комиссии входят заместитель руководителя органа, кадровый и юридический работники, непосредственный руководитель госслужащего, чью деятельность рассматривает комиссия, а также независимые эксперты. Состав комиссии призван исключить возможность возникновения конфликта интересов.
Основаниями для проведения заседания комиссии являются материалы проверки, свидетельствующие о несоблюдении государственным служащим ограничений, запретов и требований к служебному поведению; обращение государственного служащего с просьбой разрешить ему участвовать в управлении коммерческой организацией или обращение с уведомлением о невозможности предоставления данных о доходах. Основанием для рассмотрения на заседании комиссии может быть просьба госслужащего разрешить ему выполнять иную оплачиваемую деятельность, уведомление госслужащего в возникновении ситуации, которая может повлечь конфликт интересов. Также комиссия определяет, может ли госслужащий после увольнения поступать на работу в иную организацию, контроль деятельности или управление которой он осуществлял в период службы. Решения комиссии оформляются протоколами, в которых отмечается наличие либо отсутствие выявленного конфликта интересов или нарушения требований к служебному поведению.
Представитель нанимателя может изменить должностное положение подчиненного вплоть до его отстранения от служебных обязанностей. Могут применяться и другие меры, например, отказ госслужащего от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов, а также самоотвод от исполнения государственных полномочий. Предотвращение конфликта интересов в случае владения ценными бумагами осуществляется передачей их в доверительное управление.
При наличии конфликта или нарушения в протоколе комиссии указываются меры по их преодолению, а также форма дисциплинарной ответственности госслужащего за нарушение. За несоблюдение ограничений, запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей на государственного служащего налагаются дисциплинарные взыскания в виде замечания; выговора; предупреждения о неполном должностном соответствии; увольнения.
Если в нарушении есть признаки административного проступка, то материалы передаются в компетентный орган для вынесения санкции.
Решение комиссии государственный служащий может обжаловать в суде.
После увольнения с государственной службы работникам категории «руководители» в течение двух лет запрещается поступать на работу в бывшие подведомственные и подконтрольные организации. При поступлении на новую работу некоторые категории государственных служащих обязаны уведомить работодателя о предыдущем месте работы. Работодатель при приеме обязан в течение 10 дней сообщить о факте приема на работу бывшего государственного служащего по предыдущему месту его службы.
- [1] Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования. М.: Минтруд России, 2012.
- [2] Памятка федеральному государственному гражданскому служащему Министерстватруда и социальной защиты Российской Федерации, планирующему увольнение с федеральной государственной гражданской службы. М.: Минтруд России, 2013.
- [3] Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированиюконфликта интересов».