Культура как знаковая система
Третий тип знаков нами назван условными знаками. Они нередко называются символами. Довольно распространено понимание слова «символ» как «знак». Между тем если мы выделяем символ в отдельный тип знака, то он оказывается по своему значению много уже содержания понятия «знак». Кроме того, символ несет в себе обертоны и других смыслов. Во избежание путаницы третий тип знаков следует называть… Читать ещё >
Культура как знаковая система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Знаки и знаковые системы. Семиотика культуры. Явления культуры как тексты. Языки культуры. Вербальные и невербальные знаковые системы. Семиотика имен, имиджа человека, костюма, вещи, интерьера, сновидений, рекламы. Семиотика повседневности и неповседневности. Искусство как совокупность особых знаковых систем, языков культуры.
Знаки и знаковые системы
Культура как знаковая система изучается в рамках науки семиотики. Центральными понятиями семиотики и являются «знак» и «знаковая система».
Знак — это предмет или явление, репрезентирующие (представляющие, замещающие) другой предмет или явление. Каждый знак имеет значение и обозначает некий объект, называемый денотатом. Соответственно знаки могут быть соотнесены друг с другом в некую систему, представляющую собой язык.
Наука семиотика имеет три основных раздела — синтактика, семантика, прагматика.
Синтактика — синтаксис, структура знаковых систем.
Семантика — смысл, интерпретация знаков.
Прагматика — восприятие системы знаков.
В. П. Руднев сравнивает эти разделы семиотики с дорожным светофором. Синтактика — его цвета: красный, желтый, зеленый. Семантика — их значение: стоять, приготовиться к движению, идти, ехать. Прагматика — непосредственное обращение к пешеходам или водителям.
Каждый знак имеет определенное количество характеристик, позволяющих отделять один от другого:
- 1) знак имеет значение;
- 2) информирует не о себе, а о чем-то, находящемся за его пределами;
- 3) употребляется для хранения и передачи информации;
- 4) функционирует в знаковой ситуации;
- 5) значение знака единично и устойчиво;
- 6) границы знака ясно очерчены, каждый знак может многократно использоваться;
- 7) форма знака может сильно изменяться;
- 8) форма знака частично или полностью произвольна по отношению к денотату.
Знаковая система любой физической природы называется языком.
Что касается языка (знаковой системы), который закрепляет (воплощает) результаты мышления и сообщает их другим людям, т. е. является средством передачи информации, проводником информации, каналом связи, то он также имеет определенные характеристики:
- 1) знаки связаны друг с другом определенными правилами;
- 2) новые знаки вводятся на основе правил, присущих данному языку;
- 3) значение знаков зависит не только от них самих, но и от места, которое они занимают в данной знаковой системе;
- 4) существует конечное число элементов знаковой системы (словарь);
- 5) осуществим перевод с одной знаковой системы на другую.
Например, наиболее распространенной знаковой системой является естественный язык. И все перечисленные характеристики и отдельного знака (слова конкретного языка) и их совокупность подчиняются всем тем особенностям, которые были перечислены. Так, любое слово имеет значение; информирует о чем-то, что находится за его пределами. Понятно, что сами слова возникают как необходимость для хранения и передачи информации. Понятно, что только тогда, когда мы его произносим или пишем для кого-то, слово приобретает смысл и функционирует, что мы и называем знаковой ситуацией.
Следует отличать знаковую систему (язык) от системы знаков. Зна^ ки могут соединяться в некую знаковую конструкцию, которая может быть неким сложным знаком, репрезентирующим некое сложное явление или предмет (например, карта местности или летного поля), и тем самым такая знаковая конструкция становится близкой понятию модели.
Модель — это образец, схема, чертеж, график, план. Модели могут быть физическими, вещественно-математическими, логико-математическими. Как и знаки, они предназначены для репрезентации конкретного объекта. Но в отличие от знаков допускают их преобразование для изучения объекта. Знак же есть нечто неизменяемое и легко вычленяемое из целого, его можно переставить, поставить в какое-то другое место, в другую конструкцию, но если его преобразовывать, он перестанет быть знаком.
Обычно знаки подразделяют на три типа: знаки-изображения, знаки-признаки, условные знаки.
Знаки-изображения бывают абсолютно изобразительными. Например, в театральной постановке используют предметы того времени, о котором на сцене рассказывается: скажем, шкаф чеховского времени или сама постановка сделана в интерьере дома того времени. Сходство может быть полным. Но может быть и довольно отдаленно напоминающим репрезентируемое явление или предмет. Если даже не очень точно будет изображено яблоко, с которым мы довольно часто встречаемся, то мы сразу же поймем, что изображено.
Знаки-признаки воспроизводят часть или причину, или следствие предмета или явления. Наиболее распространенный пример знакапризнака — чайка как знак моря или дым как знак огня. Наиболее ярко знаки-признаки представлены в жестах (пантомимике) и мимике. Глядя на человека, широко улыбающегося нам, мы понимаем, что он в хорошем расположении духа и относится к нам доброжелательно. И, наоборот, насупленные брови, сжатые губы, стремление избежать встречи с нашим взглядом, как правило, говорят о дурном или враждебном отношении к окружающим.
Третий тип знаков нами назван условными знаками. Они нередко называются символами. Довольно распространено понимание слова «символ» как «знак». Между тем если мы выделяем символ в отдельный тип знака, то он оказывается по своему значению много уже содержания понятия «знак». Кроме того, символ несет в себе обертоны и других смыслов. Во избежание путаницы третий тип знаков следует называть условными, т. е. конвенциональными, возникшими по договоренности.
Все три типа знаков входят в знаковую систему, выстраиваясь в ней в определенной последовательности. И в нашей жизни мы пользуемся всеми тремя типами знаков, ибо они дают возможность отразить все три типа способов отражения действительности в нашем сознании.
Как известно, весь окружающий мир мы постигаем с помощью наглядных чувственных образов (восприятий и представлений), эмоций и понятий (суждений). Вот знаки и дают возможность их зафиксировать. Так, наглядные чувственные образы наиболее полно и всесторонне могут быть отображены в знаках-изображениях, эмоции — в знакахпризнаках, а понятия (суждения) — в условных знаках.