Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выбор темы и жанроообразование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что появляется раньше — факты или темы? Ответить однозначно на этот вопрос не могу, — говорит следующий журналист. — Эго всегда происходит поразному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты… Читать ещё >

Выбор темы и жанроообразование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор темы, прояснение замысла, нащупывание идеи и структурно-композиционного решения, то есть о чем? зачем? и каким образом ? — эти творческие проблемы стоят перед журналистом ежедневно, даже если является вольным обозревателем, ведёт давно сложившуюся авторскую передачу, пишет авторскую колонку в газет) — или готовит проблемную статью. Жанрообразование — процесс неизбежный и повторяющийся каждый раз, когда журналист начинает работу над новым произведением, даже если он специализируется на чемто уже определенном (на интервью или обзорах, очерках или заметках и т. д.).

Начинающие журналисты, пробующие себя на новом поприще или пришедшие, например, на практику в редакцию, как правило, пугаются такого задания, как «напишите для нас что-нибудь». Конечно, это может свидетельствовать и о занятости или равнодушии редактора, а может и означать проверку, на что же способен начинающий журналист. Василий Песков рассказывал мне, что после первой столичной публикации в «Комсомольской правде» — о гибнущем после лютой зимы Хопёрском заповеднике, ему, сотруднику воронежской газеты «Молодой коммунар», в «Комсомолке» говорят: еще что-нибудь для нас напиши. «Я смекнул: они хотят лучше понять мою гражданскую позицию, мою журналистскую суть. И я выбрал больнуто тему. Тогда ввели дурацкий налог на каждую яблоню, и люди стали сводить сады, губить красоту и щедрость земли. Написал очерк с болью, который, наверное, и решил дело. Меня взяли в газету7, где отношение всегда было замечательное. Правда, и я никогда не подводил, был готов выполнить любое задание. Нет, не гак: редактор еще только о задании подумает, а я уже знаю, куда мчаться, что снимать, о чем писать». Так газета и выдающийся журналист нашли друг друга.

Мы уже цитировали в 1-й главе высказывание психолога: «В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, прсвращая его в погоню за горизонтом23. Но, как ни подчёркивай иррациональную природу творчества, перед журналистом как участником коллективного творческого процесса стоят конкретные и порой весьма рациональные ежедневные задачи. Главная из них — заинтересовать читателя.

«Читатель интересуется прежде всего событиями, которые содержат элементы его собственной природы. Таковыми являются: 1) самосохранение, 2) любовь и размножение, 3) тщеславие. Материалы, содержащие один этот элемент, хороши. Если они содержат два этих элемента, они лучше, но если они содержат все три элемента, то это первоклассный информационный материал»24.

Другой зубр американской журналистики даёт такой печень некоторых стандартных критериев, применяющихся при определении наличия «новости»:

  • 1. Конфликт (напряжение-удивление),
  • 2. Развитие (триумф-достижение),
  • 3. Катастрофа (поражение-разрушение),
  • 4. Последствия (воздействие на общество),
  • 5. Знаменитость (социальная или политическая величина),
  • 6. Новизна (необычное, даже чрезвычайно необычное),
  • 7. Человеческий интерес (эмоциональный фон),
  • 8. Своевременность (новизна и свежесть),
  • 9. Близость (местная проблематика)"25.

Главный редактор радиостанции «Говорит Москва».

Николай Ярошенко, развивая американизированный подход к выбору тем и приманок журналистики утверждает, что на слушателей и читателей, но особенно на телезрителей всегда завораживающе действуют четыре «С»: сенсация, страх, секс и… спорт, потому что современный спорт подчёркнуто сексуален — от формы атлетов и нарядов атлеток (например, костюмы Марии Шараповой на корче) до шоу, сопровождающих каждое соревнование.

А вот советы из лекций тележурналиста Павла Шеремета, пусть и давно отлучённого от эфира: «Телевизионный эфир — это наркотик для любого журналиста или ведущего, он пьянит, затягивает и меняет психику. Но выпуск новостей — это сильнодействующий наркотик, быстро вызывающий привыкание и приводящий к необратимым изменениям в организме. После нескольких дет работы в службе новостей даже не стоит пытаться избавиться от профессиональных привычек и особого взгляда на окружающий мир.

Журналист— как следователь уголовного розыска. Он ходит, смотрит, задает вопросы, вынюхивает и выслушивает: он собирает информацию и выносит на ее основе свой приговор. Информация становится толчком и источником для нашего репортажа. Однако сама по себе информация — еще не новость. Например, температура воды в районе Каймановых островов — останется для жителей Москвы и Московской области ничего не значащей информацией. Но сообщение о том, что температура воды в Москва-реке, например, в апреле достигла 20-ти градусов, моментально появляется в выпуске новостей местных телеканалов. Почему?

Новость — это информация, которая вызывает у людей определенную реакцию. Они понимают, о чем идет речь, и могут оценить важность этой информации, сравнив ее с данными вчерашнего или позавчерашнего дня, с тем, что происходило здесь год назад. Каймановы же острова далеко, мало кто из нас там был или когда-нибудь в тех местах окажется. Все, что происходит на Каймановых островах, для российского зрителя не является новостью, а так и остается обычным информационным шумом"26.

Навыки и приемы работы с информацией крайне важны для успешной профессиональной карьеры журналиста. Для начала можно даже воспользоваться рекомендациями для разведчиков или для следователей МВД. В школах милиции и в секретных академиях для шпионов курсантов учат, что «информация подразделяется на несколько типов». Кратко их обозначим:

  • — Абстрактная информация (дает общее представление о проблеме и участниках);
  • — Текущая информация (дает представление о каждом конкретном моменте изменяющейся ситуации);
  • — Конкретная информация (отвечает на определенные вопросы);
  • — Косвенная информация (подтверждает или опровергает некие предположения);
  • — Оценочная информация (субъективная оценка ситуации).

Запомним эту классификацию, разработанную для разведчиков, сохраним ее в глубине нашего подсознания, потому что многие навыки работы с информацией успешный журналист обязан довести до автоматизма".

Так что журналистское творчество имеет свою ярко выраженную специфику, хотя, как видим, объединяет в себе навыки разных профессий. Во-первых, журналистская информация характеризуется общим для всей информации свойством действительности: будучи воплощением связи человека с окружающим миром, одновременно она есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир, во-вторых, журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации — универсальность. Состоит она в том, что эта информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов.

От других творческих разновидностей журналистское творчество, как считают многие профессионалы, отличает ещё полное игнорирование вдохновения. Журналистское произведение зачастую рождается по плану редакции, по графику выпуска очередного номера или подготовки передачи. Из этого первым делом следует, что вдохновения ждать некогда. Оно может посетить или обойти журналиста, а газета, журнал, программы должны выйти вовремя, к нужному часу, готовые материалы ждут технические службы, непосредственно выпускающие продукт, который ожидают потребители, заплатившие за новую порцию информации. Поэтому современный журналист нередко через все стадии создания произведения пролетает быстро, а бывает, и поверхностно. Как правило, у телерепортера нет временного пространства, чтобы спокойно обдумать комментарии, общие и крупные планы, если он делает эксклюзивный репортаж из горячей точки. Но порой то же телевидение злоупотребляет этой поверхностной репортажностью. Самый немеркнущий пример: поверхностное освещение «оранжевой революции» в Киеве. На всех каналах один план: стоит репортёр на майдане Незалежности (на фоне толп, эстрады, бочек-барабанов) и говорит о том, что легко прочитать в Интернете-газете: сколько народу вышло, кто что сказал, куда пошёл и зачем. Ни анализа, ни показа скрытых движущих сил, ни образного визуального отражения гой буффонады, куда был вовлечён украинский народ — только общий репортажный подъём и пафос.

Это пример из реальной тележурналистики, а у виртуальной журналистики ещё более жёстки требования по оперативности. Интернет-издания чаще обновляют информацию. Если в газете оперативность измеряется по шкале «вчера, сегодня, завтра», то критерий для электронных СМИ — «час назад, в эту минуту, через полчаса». Информационный поток увеличивается ежедневно и ежесекундно. И если потребитель имеет право замечать или не замечать этот поток, то журналисту приходится постоянно помнить, что где-то, сейчас же, на другом краю Земли, но о том же самом событии ктото напишет быстрее и лучше. Вернее, уже написал. И не только на другом краю света, а и на соседнем сайте. Недаром при клике па ту или иную информационную строку вываливается куча заметок с указанием поминутного времени.

Как возникает замысел, откуда берется тема? — это, безусловно, одни из главных вопросов при овладении мастерством журналиста. Замысел, по Далю, есть «намерение, задуманное дело», и можно считать его первой стадией рождения темы. Но обычно между замыслом и темой имеется дистанция, некоторое пространство, которое надо еще преодолеть. Чаще всего замысел — лишь предчувствие темы, достаточно аморфное и в некотором смысле благодушное, как, например: «Хорошо бы написать о нанотехнологиях или о с транностях любви!».

Вот какими размышлениями поделились в ходе анонимного опроса питерские журналисты, отвечая на вопрос о рождении журналистской темы:

«Тема обычно рождается из двух ситуаций — либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке»27.

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из опрошенных, он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала. «Моя основная тема — мода, — говорит одна из респонденток. — Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высокой моде. Считаю, что найти интересную тему гак же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».

Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты, считает другой респондент: «При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».

«Что появляется раньше — факты или темы? Ответить однозначно на этот вопрос не могу, — говорит следующий журналист. — Эго всегда происходит поразному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты наталкивают тебя на тему. Любая тема приходит неожиданно: вдруг происходит какое-то событие или появляется информация о какой-то проблеме, и тебе хочется осмыслить это событие и эту проблему, посмотреть на нее с разных точек зрения. Сам выдумываю темы куда реже, потому что сегодня настолько быстрая и калейдоскопичная жизнь, что темы возникают сами собой постоянно. Л те, о которых начинаешь думать, нередко уже устаревают в ходе их обдумывания».

Иную точку зрения высказывает еще один респондент: «Тема никогда не рождается спонтанно. Она всегда — результат опыта: то ли прочитал что-то и — по принципу чем больше знаешь, тем больше хочется знать — начинаешь копать. Или часто в материалах прессы находишь вопросы, на которые, быть может намеренно, нет ответов. Появляется желание найти и все рассказать. Вообще поисками новых тем меня заставляют заниматься три вещи: желание удивить, т. е. рассказать о старом по-новому, желание разобраться с вопросами мне самому небезразличными и, пожалуй, самое главное — наивное стремление к справедливости (вера в то, что слово может больно ударя ть и исправлять). Есть, конечно, и четвертое — нескромное, — хочется просто не затеряться в потоке безликой информации. Бывает, что какой-то темой заболеваешь. Вот тогда она тебя затягивает и появляется азарт. Для меня любая тема — это прежде всего неразрешенная проблема: то, что более всего волнует общественность. Поэтому всегда стремлюсь умело (не крикливо и громко) разреши ть в материале то или иное противоречие, проанализировав его со всех сторон».

Как видим, рождение журналистской темы всегда сопряжено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других — непознанная проблема, для третьих — ин тересный жизненный случай или ситуация и т. д.

Интерес представляет и то, как журналисты выходят на свои темы. Вот что рассказывают профессионалы. «Один из источников информации — всевозможные брифинги, пресс-конференции в пресс-центрах МВД, МИДа и т. д., — сообщает редактор отдела новостей, хроники и экстремальных ситуаций газеты „Рабочая трибуна“ А. Наджаров. — Слава Богу, сейчас в каждом ведомстве есть люди, отвечающие за связи с прессой. Массу любопытной информации получаешь, побывав там. И любой факт может стать поводом для журналистского исследования — бери, копай, пиши. Но… ловлю себя на том, что боюсь принимать на веру сведения из самых, казалось бы, надежных источников». 28

«Замысел, — отмечается в литературоведческом словаре, — первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов». 29 Русская словесность изобилует примерами рождения замысла и практическими рассуждениями гениев, которые, правда, не всегда приложимы к журналистике как срочной словесности, по выражению Владимира Даля.

Замысел насыщается жизненным материалом, чтобы из него могло вырасти конкретное произведение. Поэтому и писатели, и журналисты серьезное внимание уделяют накоплению такого материала. Л. Н. Толстой записывал в своем дневнике: «Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего кроме черной земли — ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), три отростка: один сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив и в серединке краснеется. — Напомнил ХаджиМурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее». (Толстой Л. Н. Дневники 1895−1899. Толстой Л. Н. Поли. собр. соч. Т. 53. М., 1953. С. 99—100.) Как видим, куст репейника способен был натолкнуть великого писателя на воплощение образа ХаджиМурата в художественном произведении, подмеченная в природе живая деталь может лечь в основу замысла. Но чаще всего этого недостаточно.

И. А. Гончаров писал Ф. М. Достоевскому: «Вы знаете, как большею частию в действительности мало бывает художественной правды и как (это Вам лучше других известно) значение творчества именно тем и выражается, что ему приходи тся выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие, то есть добиваться своей художественной истины»30.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой