Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рыночные аспекты природопользования и роль государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо разовой платы за пользование или добычу природных ресурсов в виде лицензий, разрешений и т. д., государство использует также систему регулярных платежей в виде налогообложения, основанную на стоимостной оценке природных ресурсов. Государственные специально уполномоченные органы в большинстве случаев оперируют так называемой кадастровой стоимостью природных ресурсов. Кадастровая стоимость… Читать ещё >

Рыночные аспекты природопользования и роль государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе рыночных аспектов природопользования лежит главный рыночный механизм баланса спроса и предложения на природные ресурсы. Применительно к природопользованию рыночный механизм регулирования природопользования реализуется через рыночную конкуренцию за право доступа к природному ресурсу. Государство как собственник всех природных ресурсов на территории Российской Федерации организует конкурсы и аукционы на право покупки лицензии или любой другой формы разрешения на пользование природными ресурсами. Информация о начале аукциона выставляется, как правило, на официальном сайте специально уполномоченного государственного органа, например на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Оглашается стартовая цена, и далее все подавшие заявки на участие в конкурсе стороны приступают к борьбе за право получения разрешения. За право участия в аукционе взимается плата, которая должна покрывать издержки, связанные с организацией и проведением аукциона. Как правило, в аукционе побеждает участник, предложивший наивысшую цену или наиболее приемлемые условия освоения природного ресурса. Роль государства сводится, в частности, к определению реальной стоимости природного ресурса. Если условия аукциона окажутся несоответствующими реальной стоимости природного ресурса, то государство понесет убытки в виде недополученных перечислений в бюджет или, наоборот, аукцион может не состояться из-за отсутствия заявок. Аукционы признаются несостоявшимися и в тех случаях, когда на конкурс подается только одна заявка. Но даже в этом случае закон разрешает выдавать лицензию на право природопользования. Правда, при таком сценарии стоимость лицензии окажется минимальной. Такое положение вещей нередко приводит к развитию коррупционных схем, при которых участников аукциона теми или иными способами склоняют к снятию заявок на участие в конкурсе. Но эти вопросы уже выходят за рамки рассматриваемых в нашем учебнике.

Наибольшие трудности в оценке стоимости природных ресурсов возникают при оценке ресурсов недр. Геологические изыскания, связанные с оценкой объемов залегающих в недрах полезных ископаемых, весьма дорогостоящи и не дают абсолютно точных результатов. Во многих случаях для стоимостной оценки природных ресурсов, например запасов полезных ископаемых на том или ином участке недр, необходимо заключение государственной экспертизы по установлению промышленной значимости запасов полезных ископаемых. Именно такое заключение является условием для постановки природного ресурса на государственный учет.

Государственная экспертиза природных ресурсов, например экспертиза запасов полезных ископаемых и любой другой информации о предоставляемых в пользование природных ресурсах, производится за счет природопользователей[1].

Проведение государственной экспертизы природных ресурсов осуществляется специально уполномоченным государственным органом, отвечающим за управление данным природным ресурсом.

Помимо разовой платы за пользование или добычу природных ресурсов в виде лицензий, разрешений и т. д., государство использует также систему регулярных платежей в виде налогообложения, основанную на стоимостной оценке природных ресурсов. Государственные специально уполномоченные органы в большинстве случаев оперируют так называемой кадастровой стоимостью природных ресурсов. Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной, но в отличие от последней не подвержена резким колебаниям в зависимости от конъюнктуры рынка. В отдельных случаях кадастровая стоимость природных ресурсов может даже превосходить рыночную. Например, на конец 2016 г. кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 тыс. квадратных метров (10 соток) в Выборгском районе Ленинградской области вблизи г. Каменногорск достигала 260 тыс. руб., в то время как реальные купли-продажи сделки осуществлялись по цене 100—120 тыс. руб. Дело в том, что кадастровая стоимость порой не в полной мере учитывает тонкости расположения и степень доступности природного ресурса. Например, два соседних земельных участка равной площади будут иметь равную кадастровую стоимость, но если один из них находится чуть ближе к водоему, то его рыночная стоимость может в разы превышать стоимость соседнего. Тем не менее налоговые платежи за владение такими земельными участками будут исчисляться по кадастровой стоимости, так как рыночная стоимость подвержена сильным колебаниям даже в пределах одного календарного года, и это привело бы к лавинообразному увеличению налоговых споров. Таким образом, налоговые начисления за владение и пользование природными ресурсами в большинстве случаев рассчитываются исходя из их кадастровой стоимости.

В целом на стоимость природных ресурсов влияет целая группа факторов, таких как доступность для освоения, в том числе и транспортная, качество ресурса, например концентрация полезного компонента в руде или рельеф территории, востребованность ресурса или спрос и многие другие факторы. В зависимости от их сочетания и устанавливается в конечном итоге плата за пользование природными ресурсами в виде налогов и прочих платежей.

Помимо описанных выше рыночных механизмов регулирования потребления природных ресурсов, существуют рыночные механизмы регулирования в сфере обращения с отходами. В конечном итоге это тоже один из аспектов природопользования. Согласно действующему законодательству размещение отходов во всех сферах окружающей среды — воде, воздухе, земле — производится на платной основе. Те предприятия, которые в расчете на единицу выпускаемой продукции образуют меньшее количество отходов, в итоге несут меньшие расходы по платежам за загрязнение и становятся более экономически состоятельными на рынке. В результате описанного рыночного механизма экономика в целом движется в сторону развития малоотходных производств. Это в первую очередь достигается путем внедрения процессов рециклинга и более глубокой переработки сырья.

Описанная система рыночных механизмов регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных способов обеспечения рационального использования природных ресурсов, так как позволяет экономно и бережно пользоваться природными ресурсами за счет их платности. Те пользователи природных ресурсов, которые оказываются не в состоянии обеспечить комплексный подход в вопросах переработки сырья и материалов, оказываются менее конкурентоспособными, терпят финансовые потери и в конечном итоге прекращают хозяйственную деятельность.

  • [1] По Закону «О недрах».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой