Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Шатунная группа. 
Конструкция автомобилей и тракторов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А — детали шатуна; б — сечения стержня шатунов и сверления для подвода масла к поршневому пальцу; в — косой разъём нижней головки шатуна; г — способы фиксации крышки нижней головки; 1 — верхняя головка; 2 — втулка верхней головки; 3 — стержень; 4 — нижняя головка; Основные элементы шатуна: верхняя головка 1 (рис. 148, а), пальцем соединённая с поршнем, стержень 3 и нижняя головка 4. Чтобы… Читать ещё >

Шатунная группа. Конструкция автомобилей и тракторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детали шатунной группы служат для соединения поршня с коленчатым валом.

Шатун воспринимает усилия, действующие на поршень, и передаёт их коленчатому валу. При работе двигателя на шатун действуют силы давления газов и инерции, поэтому он должен быть прочным, жёстким и легким. Его изготавливают штамповкой из высококачественной стали и подвергают термической обработке.

Основные элементы шатуна: верхняя головка 1 (рис. 148, а), пальцем соединённая с поршнем, стержень 3 и нижняя головка 4. Чтобы уменьшить трение с поршневым пальцем, в головку запрессована бронзовая втулка 2.

В ней имеются отверстия 11 и кольцевая канавка 12, которые служат для подвода масла к поверхности пальца.

В верхней головке шатуна двигателей СМД-14БН, СМД-18БН и Д- 240 просверлено отверстие 13 с широкой фаской для улавливания капелек масла. По канавке через отверстие во втулке масло поступает к поршневому пальцу. В двигателях А-01МЛ, СМД-60, СМД-62, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ- 240Б масло к втулке 2 верхней головки подаётся принудительно из нижней головки 4 по каналу 14 (рис. 148, б).

Чтобы придать стержню 3 шатуна большую жёсткость, его в большинстве случаев изготавливают двутаврового сечения (рис. 148, б).

Шатуны двигателей.

Рис. 148. Шатуны двигателей:

а — детали шатуна; б — сечения стержня шатунов и сверления для подвода масла к поршневому пальцу; в — косой разъём нижней головки шатуна; г — способы фиксации крышки нижней головки; 1 — верхняя головка; 2 — втулка верхней головки; 3 — стержень; 4 — нижняя головка;

5 — вкладыш (шатунный подшипник); б — крышка нижней головки; 7 — шплинт; 8 — гайка; 9 — фиксирующий усик вкладыша; 10 — шатунный болт; 11 — отверстие для масла; 12 — кольцевая канавка; 13 — отверстие для подвода масла к верхней головке; 14 — канал для масла; 15 — шлицы; 16 — замковая шайба Нижнюю головку для соединения с коленчатым валом, как правило, делают разъёмной. Съёмная часть 6 называется крышкой. На двигателях А-01МЛ, СМД-60, СМД-62, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б разъём нижней головки выполнен под углом к оси стержня шатуна (рис. 148, в). Это обеспечивает возможность установки комплекта поршня с шатуном через цилиндр. Поверхность разъёма зубчатая в виде мелких треугольных шлицев 15. Они фиксируют крышку относительно головки и разгружают шатунные болты от изгибающих сил. Болты ввёртывают в резьбовые отверстия в теле шатуна и стопорят замковыми шайбами 16. Положение крышки фиксируется точно подогнанными шатунными болтами 10 и гайками 8 (рис. 148, а, г).

Чтобы болты не проворачивались при затяжке гаек, на их головках имеется лыска. Гайки фиксируют шплинтами 7 (СМД-14БН) или шайбами 16 (Д-240).

Отверстие в нижней головке шатуна, служащее постелью для шатунного подшипника, обрабатывают вместе, поэтому переставлять крышку с одного шатуна на другой нельзя.

Шатунные подшипники большинства двигателей представляют собой тонкостенные вкладыши 5, изготовленные из стальной ленты толщиной 2… 3 мм. Они располагаются в нижней головке и охватывают шатунную шейку коленчатого вала. Внутренняя поверхность вкладышей для уменьшения трения и износа шеек покрыта тонким слоем антифрикционного сплава (баббита, свинцовистой бронзы, алюминиевого сплава). Вкладыши удерживаются от проворачивания благодаря плотной посадке и наличию усиков 9, которые входят в выточки головки и крышки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой