Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология отношения людей к деньгам и собственности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологические причины бедности в России кроются, с одной стороны, в резком переходе от советского социализма к рыночному капитализму, в издержках экономической политики государства, с другой стороны — в психологических и ментальных особенностях людей: стратегия сиюминутных целей, внешний контроль над ситуацией, слабое стремление к успеху, преобладание мотивации избегания неудачи, низкая… Читать ещё >

Психология отношения людей к деньгам и собственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деньги, так же как и собственность, являются атрибутами экономической жизни и представляют общественно значимый статус человека. В социуме имеет место конфликт интересов, проявляющийся в том, что наблюдается, с одной стороны, сильное желание людей владеть частной собственностью и деньгами, а с другой — открытая неприязнь к владельцам частной собственности. Значимость материальной сферы для разных людей не одинакова, и это связано прежде всего с личным отношением к деньгам и собственности.

Личное отношение — это элемент многоаспектной мировоззренческой системы человека. Оно включает в себя субъективно-оценочный, сознательно-избирательный компоненты и опыт субъекта. В систему отношений включаются историческая эпоха, классово-групповая принадлежность человека и его функции в обществе, мера его влияния на общественные институты — политику государства, законы, нормы.

Пример

Эпоха перестройки в России изменила отношение людей к проблемам бедности, богатства и оценке денег. Обострилась чувствительность людей к количеству вещей и денег, и это было вызвано объективными условиями жизни общества. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Российской Федерации за первые три месяца 2013 г. выросла на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. и составила 19,6 млн человек, или 13,8% от общей численности населения[1].

По оценкам социологов, малоимущими ощущают себя около 40% жителей России. А самоощущение респондентов — один из важнейших с точки зрения социальной психологии критериев в социологических исследованиях уровня жизни[2].

Психологические причины бедности в России кроются, с одной стороны, в резком переходе от советского социализма к рыночному капитализму, в издержках экономической политики государства, с другой стороны — в психологических и ментальных особенностях людей: стратегия сиюминутных целей, внешний контроль над ситуацией, слабое стремление к успеху, преобладание мотивации избегания неудачи, низкая самооценка. Эпоха плановой советской экономики искажала представления об имущественно-денежных отношениях. В ней разорвалась связь «количество, качество труда — уровень жизни». Люди лишились не только опыта обращения с деньгами и собственностью, но и благополучного экономического статуса.

Обладание вещами принято обозначать понятием «собственность». Собственность бывает государственная, частная, групповая (семейная, акционерная, муниципальная и др.). Объектами собственности являются земля, здания, предметы материальной и духовной культуры и т. д.

Для практической психологии в первую очередь представляет интерес понятие частной собственности как атрибута конкретного человека. Сравнительно недавно в России на бытовом и научном уровне частная собственность отождествлялась с индивидуальной. В словарях, изданных в советское время, частная собственность связывалась только с эксплуатацией работников, в общественном мнении формировалось негативное отношение к частным собственникам. В то же время редко какой человек отказался бы иметь много нужных и полезных для жизни вещей. Дело в том, что в положении собственника есть определенные преимущества.

Первое преимущество состоит в том, что собственность продлевает человеку жизнь, но не биологически, а экономически. Это происходит путем передачи атрибутов экономической жизни из поколения в поколение. Биологически человек существует на земле ограниченное количество лет, находя свое продолжение в потомках и оставленном им имуществе. Наследники получают материальную базу для последующего развития. В экономике этот процесс носит название воспроизводства.

Второе преимущество заключается в том, что владение частной собственностью удовлетворяет экзистенциальные потребности человека, такие как: осознание собственной значимости, повышение самооценки, большая доля свободы, возможность влияния на других людей и жизненные обстоятельства, уважение со стороны других людей, уверенность в завтрашнем дне и др.

Третье преимущество имеет духовное значение. Частная собственность способна укреплять социально-политическую позицию человека в обществе, является фактором, повышающим личную ответственность в управлении этой собственностью, становится основой социальной активности человека, предоставляет возможность реализации творческих целей, что позволяет человеку воплощать жизненные стратегии и осуществлять мечты.

Полезные свойства частной собственности бесспорны, однако формы собственности противоречат друг другу. Собственность большой системы стремится подавить меньшую, частную. Кроме того, существуют силы, разоряющие собственников: революции, захватнические войны, грабежи. Наконец, в обществе под контролем государства и формальной власти собственность рационально перераспределяется через систему налогообложения.

Групповая собственность в виде долевого участия в прибыли предприятия является оправданной и взаимовыгодной для человека и группы. Среди работников растет заинтересованность в повышении производительности, создается пенсионный фонд работника на предприятии, у него появляется чувство «непосредственного хозяина» производства, реализуегся потребность в контроле над ситуацией. Основная цель вовлечения работников в капитал компании — создание условий, при которых удовлетворение их потребностей связано с интересами фирмы.

Приоритетной формой собственности в современной экономике в условиях информатизации общества, организованной по принципу корпоративности, признается интеллектуальная собственность. Это собственность на знания и информацию человека, отделенного от участия в процессе производства в силу автоматизации последнего: работник его обслуживает, используя интеллектуальные способности.

По утверждению В. Д. Попова, личностно-корпоративная форма собственности наиболее идентична российской ментальности. Он считает, что фиксируемый экспертами кризис общества благоденствия и процветания вызван несбалансированностью материальных и духовных потребностей. В России же из кризисов выходили всегда за счет силы народного духа и есть то, что сейчас конструируют благополучные страны: интеллектуальная собственность, недостаточно просчитанная, недоучтенная и не проконтролированная менеджерами и экономистами[3].

Самая универсальная форма собственности, а потому самая популярная — деньги. Основные их функции: мера стоимости товара и услуг, посредничество в обмене благами, ресурс накопления.

Деньги имеют воздействие на психику людей, наиболее ярко это проявляется в период инфляционного роста, когда происходит падение их покупательной способности. Люди начинают больше расходовать материальные ресурсы, меняются взаимоотношения партнеров по бизнесу, возникают конфликты между субъектами экономической деятельности.

Отечественные и зарубежные психологи приводят данные об особенностях восприятия денег людьми, об отношении к деньгам[4].

В 1984 г. Э. Фэнэма исследовал специфику отношения людей к деньгам. Ученым были выделены шесть факторов, детерминирующих «денежное» поведение: гендерная принадлежность, возраст, социальное окружение и социальное положение, имущественный статус, личностные характеристики. В результате выявлено, что женщины больше, чем мужчины, подвержены фанатизму в отношении денег и навязчивым состояниям их траты, чаще раздражаются из-за их отсутствия и чаще завидуют тем, у кого их много. Женщины уверены, что количество денег зависит от прилагаемых к их зарабатыванию усилий и способностей. Мужчины определяют деньги как общечеловеческую ценность и более рискованны в обращении с ними. Молодые люди чаще одалживают деньги, берут кредиты, а люди старшего возраста предпочитают делать накопления. Экстраверты беззаботнее интровертов в отношении траты денег[5].

В 1987 г. Н. Форман, исследуя страхи людей, связанные с оплатой налогов, составлением завещаний, накоплением, кредитными картами, классифицировал денежные комплексы и определил следующие типы личностей: «скряга», «транжира», «торгаш», «игрок», «денежный мешок». «Скряга» воспринимает имущество как символ защиты, увлеченно копит деньги, испытывает страх утратить свое состояние. «Транжира» за счет чрезмерных трат избавляется от заниженной самооценки, ощущения отверженности, состояния депрессии. «Торгаш» живет по принципу «купить дешевле — продать дороже», воспринимая это как экономическую ловкость и проявление ума. Для «игрока» необходимо переживание риска, ощущение вызова фортуны. «Денежный мешок» зарабатывает деньги для повышения статуса в глазах других людей, покупая свое могущество. Причем обнаружены следующие закономерности: в соматическом плане «транжиры» более здоровы, чем «скряги». Люди, отказывающие себе в тратах, чаще испытывают чувство неудовлетворенности жизнью[6].

Материальное положение оказывает влияние на социальную перцепцию. Состоятельные люди воспринимаются окружающими счастливыми, здоровыми, адаптивными, бедные — несчастными, неудачниками, неприспособленными к жизни. Богатые люди склонны к потере чувствительности к проблемам других, становясь расчетливее, строже, хладнокровнее к жизненным реалиям, проявляют презрительное или безразличное отношение к людям с меньшим достатком.

Существует взаимосвязь между материальной озабоченностью и общей удовлетворенностью. Материально озабоченные люди, как правило, не удовлетворены собственной жизнью, не уверены в себе и в своем будущем. У них чаще проявляются ощущения тревожности, беспомощности, склонность к депрессивным состояниям.

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета изучили отношение к деньгам представителей вузовской и технической интеллигенции, банкиров, предпринимателей, «челноков» и сравнили поведенческие характеристики этих групп людей в России, Канаде и Англии.

В результате проведенного исследования выяснилось, что для российских респондентов деньги оказались чрезвычайно значимыми, они проявляли зависть к тем, у кого больше денег, и презрение к тем, у кого их меньше. Также они выражали недовольство собственным финансовым положением, имели меньше планов реализации денег, не обнаруживали связи между доходом и отдачей за свой труд, проявляли меньшую активность и инициативу в распределении денежных средств. Россияне меньше торгуются, меньше спорят о деньгах, меньше о них думают, легче дают взаймы. Страхи, связанные с опасностью потери денег, россиянам менее свойственны, чем иностранцам.

У российской интеллигенции отсутствует опыт накопительства и эффективного вложения денег, а также восприятие денег в качестве ресурса власти над другими людьми. Для женщин значима психотерапевтическая функция денег: они тратят деньги, чтобы избавиться от депрессии, склонны фантазировать о деньгах.

Банковские работники полагают, что деньги являются критерием оценки интеллекта и способностей. Они убеждены в том, что высокая оплата их труда (по сравнению с другими профессиями) подтверждает выдающиеся способности. Кроме того, банкиры обнаружили склонность к ограничению траты денег.

Для предпринимателей деньги — важная реальность, социальная ценность, фактор защищенности и безопасности, ресурс влияния на людей, предмет гордости. Они предпочитают наличность, строго контролируют траты, не используют деньги как терапию[7].

При рассмотрении проблемы психологической сущности денег необходимо обнаружить их связь с эмоциональными состояниями радости и удовольствия. Интересен взгляд М. Мелии на различие понятий «радость» и «удовольствие»[8]. Она утверждает, что удовольствие функционирует по программе «желание — поиск — удовлетворение», оно всегда эгоистично, его нельзя разделить с другими. Переживание радости выходит за рамки программы «желание — поиск — удовлетворение», так как от субъекта для достижения состояния радости требуется творческий подход, мобилизация волевых усилий и проявление активности в преодолении трудностей. Удовольствие быстротечно и не дает эмоционального насыщения, ничего не привносит в наш внутренний мир и постоянно требует удовлетворения, поэтому человек становится заложником системы потребления — развлечений, покупок и т. д. Хотя в современном мире невозможно отказаться от удовольствий, все же следует помнить, что неумеренность в удовольствиях влечет за собой разочарования, страдания, печаль и страх. Радость не имеет срока давности, так как радостное чувство можно вспомнить, прочувствовать и пережить через годы и десятилетия. Радость — это всегда обновление и насыщение внутреннего мира человека.

Итак, с точки зрения психологии с чувством удовлетворения от жизни и состоянием счастья деньги связаны лишь косвенным образом. На деньги люди имеют возможность приобрести атрибуты счастливой жизни и вести соответствующий образ жизни, но они доставляют людям много как удовольствий, так и неприятностей Действительное же счастье и удовлетворение жизнью дают досуг, семья, работа, качество жизни, друзья, здоровье, но не сами деньги. А деньги носят инструментальный характер.

  • [1] Число россиян с доходами ниже прожиточного минимума в I квартале 2013 г. вырослона 2,6% // Экономика и жизнь. 16.07.2013. URL: http://www.eg-online.ru/news/217 255/
  • [2] Архангельская II. Кто беден в России // Эксперт online. 26.04.2004. URL: http://expert.ru/expert/2004/16/16ex-poverty_30 259/
  • [3] Попов В. Д. В поисках экономической идентичности // Государственная служба. 1999.№ 3.
  • [4] Дейнека О. С. Экономическая психология: учеб, пособие. СПб.: Изд-во С-Петерб.ун-та, 2000.
  • [5] Андреева И. В. и др. Экономическая психология: социокультурный подход. СПб. :Питер, 2000.
  • [6] Андреева И. В. и др. Экономическая психология: социокультурный подход.
  • [7] Дейнека О. С. Экономическая психология.
  • [8] Мелия М. Охота за радостью // Наша психология. 2012. № 69. С. 70—75.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой