Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Что такое СМИ?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К сектору государственных СМИ мы можем отнести все подразделения холдинга ВГТРК, телеканал «Russia Today», телеканал «Матч», «Российскую газету», «Парламентскую газету» и ряд других медиа. Особенностью функционирования таких медиа и работающих в них журналистов является четко выраженная информационная деятельность по обеспечению интересов страны и наших граждан. Сегодня это требование весьма… Читать ещё >

Что такое СМИ? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для старого Рокфеллера издавали специальную газету, заполненную вымышленными новостями. Некоторые страны в состоянии издавать такие газеты не только для миллиардера, но для всего населения.

Станислав Ежи Леи,

Я больше боюсь трех газет, чем ста тысяч штыков.

Наполеон Первый

Любовь к средствам массовой информации глубокая, постоянная, уважительная. Противоречия иногда возникают, особенно когда больно укусят, в эту минуту хочется возразить.

Геннадий Селезнёву российский политик

Чтобы поднять большой шум, используют маленьких человечков — барабанщиков.

Георг Лихтенбергу немецкий ученый и писатель

Гуттенберг сделал всех нас читателями. Ксерокс сделал всех издателями.

Маршалл Маклюэн

Никогда не верь зеркалам и газетам.

Джон Осборну английский драматург

Свобода прессы означает, что нельзя освободиться от прессы.

Грейс Келли, американская актриса Телевидение принадлежит народу. Так этому народу и надо.

Мария Арбатова, писательница, феминистка

Для того чтобы лучше понимать особенности российской медиасистемы и те отношения, которые складываются с ее отдельными субъектами, стоит напомнить, что на территории нашей страны существуют все известные на сегодня виды СМИ, печатные и аудиовизуальные. К первым относятся газеты и журналы. Ко второй группе — радио и телевидение. Отдельным видом СМИ можно считать информационные агентства, которые как правило используют в качестве канала распространения информации сетевые ресурсы с так называемой «лентой новостей», на которую выкладываются самые «свежие» известия о наиболее важных и значимых событиях в мире, стране, регионе.

Вопрос о том, чем является в нынешних технологических и коммуникационных условиях сеть интернет, мы предлагаем разрешить следующим образом. На наш взгляд, все-таки не стоит считать Сеть отдельным видом СМИ. Скорее, это канал массовой коммуникации и информационное пространство, в котором действуют традиционные медиа. Мы также не считаем отдельным типом СМИ интернет-версии печатных изданий, сайты радиостанций, телеканалов и телекомпаний. Точнее было бы именовать их дополнительными техническими ресурсами коммуникации и распространения информации в различных форматах журналистского творчества, произведенными «главным» СМИ.

Существенным в российской реальности представляется и экономический аспект деятельности СМИ в контексте той системы медиарилейшнз, которая была представлена в тексте данного учебника выше. По сути, это вопрос о форме собственности, ответ на который в отношении конкретного субъекта информационной деятельности влечет следующий: а каковы реальные источники финансирования? На настоящий момент в России могут существовать медиа трех разных форм собственности: государственной, частной и общественной. Мы намеренно опускаем подробности относительно организационно-правовых форм собственности, в которых существует на сегодня каждое конкретное СМИ[1]. Здесь важнее отметить, что именно данное обстоятельство в реалиях государственной системы контроля и управления медиаотраслью определяет в конечном счете информационные стандарты и редакционную политику конкретного медиа.

К сектору государственных СМИ мы можем отнести все подразделения холдинга ВГТРК, телеканал «Russia Today», телеканал «Матч», «Российскую газету», «Парламентскую газету» и ряд других медиа. Особенностью функционирования таких медиа и работающих в них журналистов является четко выраженная информационная деятельность по обеспечению интересов страны и наших граждан. Сегодня это требование весьма актуально ввиду обострившегося идеологического противостояния с зарубежными СМИ ряда стран Запада, ведущих конфронтационную с Россией информационную политику. С точки зрения количества общее число федеральных медиа в общей системе существующих в стране медиарилейшнз не так велико, но они заметны для потенциальной аудитории, ибо продолжают традиции отечественной прессы, восходящие к советской эпохе, и стараются для тех читателей, слушателей, зрителей, которые традиционно привыкли доверять тем газетам, журналам, радиостанциям, телеканалам, информагентствам, которые олицетворяют для них позицию государства, с которым значительная часть отечественной медиааудитории себя ассоциирует. Этот фактор не могут ни учитывать ни сами журналисты, которые трудятся в таких СМИ, ни их прямые конкуренты — частные медиа.

Этот сегмент отечественной медиасистемы достаточно значителен в количественном отношении. Однако он неоднороден, ибо в нем представлена вся палитра современных политических и общественных взглядов — от либеральных до национально-патриотических. Более того, если внимательно проанализировать состав крупнейших отечественных медиасобственников, то мы сможем констатировать следующий факт: часть из таких СМИ находится в собственности крупнейших корпораций (либо входит в их состав), которые в бизнесе принято называть «ирогосударственными». Даже тяготеющая к оппозиционности радиостанция «Эхо Москвы» находится под контролем главного собственника — «Газпром Медиа».

Однако система управления радиостанцией устроена таким образом, что собственник не имеет практически реальной возможности вмешиваться в редакционную политику. В разговоре с автором учебника главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов назвал только два случая, когда его «поправляли» представители собственника. Оба из них были связаны с террористическими актами на территории Москвы («Норд-Ост» и взрыв на рок-концерте в Тушино). В третий раз корректирующую беседу с самим А. Венедиктовым провел в августе 2008 г. Владимир Путин, бывший на тот момент председателем правительства РФ. Его беседа с журналистом в Кремле касалась вопросов освещения грузино-осетинского конфликта.

Что же касается общественной формы собственности на СМИ, то в нынешних социально-политических и экономических условиях реально она существует только в сфере телевещания. Единственный пример в данном случае — это создание и работа Общественного Телевидения России (ОТР), которое начало вещание в эфире 19 мая 2013 г. Первоначальное финансирование канала шло за счет выделения государственных дотаций. Однако уже 23 июля того же года генеральный директор канала Анатолий Лысенко заявил, что бюджет его медиа исчерпан. Тем не менее, каким-то образом средства были изысканы, но данный случай продемонстрировал некоторую утопичность подобных организационных форм существования СМИ в современных российских политических и экономических условиях. Хотя, конечно, многих привлек главный лозунг ОТР — «телевидение думающих людей». Однако реальная журналистская практика последних лет доказывает: развлекательную (она же — рекреативная) функцию никто не отменял. А принятая на ОТР «модель телевидения умных разговоров» чревата ослаблением внимания аудитории к каналу. Эффект новизны уже не работает, а экранных дискуссий и так вполне достаточно на других каналах. Особенно возросло их количество со времени событий на Украине, связанных с государственным переворотом и всей последующей событийной цепочки. Явная смена доминирующего тематического тренда в эфире электронных СМИ и на полосах печатных медиа поставила перед журналистами очень серьезный вопрос о жанровом и форматном разнообразии организации исходного информационного материала, который бурным потоком выплеснулся в цивилизационное коммуникативное пространство. При этом где-то в стороне остались правила его регулирования.

В современной России в этом смысле существует вполне внятная система правового регулирования, с которой обучающиеся будут ознакомлены в процессе усвоения знаний по курсу «Этика и право СМИ». Пока лишь отметим, что работа журналиста в СМИ регулируется следующими законодательными актами.

Прежде всего, Конституцией Российской Федерации, принятой в результате всенародного референдума 12 декабря 1993 г., в тексте которой присутствуют юридически закрепленные гарантии ряда фундаментальных прав и свобод, определяющих профессиональную деятельность современного журналиста. В частности, о праве граждан на информацию, а также норма о запрещении на территории РФ цензуры. Соответственно любая профессиональная деятельность в нашей стране регламентируется трудовым, гражданским, уголовными кодексами РФ, а также соответствующими федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства и иными федеральными нормативными актами. Всего их насчитывается до нескольких десятков.

Нас же в первую очередь должен интересовать Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124−1. Сегодня он действует в редакции от 30 декабря 2015 г. Это достаточно объемный документ, охватывающий все без исключения сферы действия СМИ, в том числе и регулирующий непосредственно основные аспекты профессиональной деятельности журналиста. Этому посвящена глава 5 данного закона, которая называется «Права и обязанности журналиста». Заметим, что в названии права «находятся» впереди обязанностей. Более того, непосредственно в тексте соответствующих глав[2] прав у журналиста, согласно тексту закона, оказывается немного больше, чем обязанностей. Этот факт — невольное свидетельство тех демократических иллюзий, которые питали авторы данного законопроекта, создававшегося на излете существования прежней, советской системы СМИ с ее четко регламентированными правилами организации и управления. Поэтому у российского закона «О средствах массовой информации» до сих пор сохраняется репутация одного из самых «свободных» и «демократичных» юридических актов в мире СМИ.

Однако данный закон несовершенен, хотя и демократичен. Стоит напомнить, что он был принят за два года до того, как была принята ныне действующая Конституция РФ. Это объясняет наличие в нем некоторых юридических лакун, позволяющих по-разному осуществлять правоприменительную практику в сфере СМИ. Например, решать вопрос об ответственности за публикацию материалов, подпадающих под действие соответствующих статей Уголовного Кодекса РФ. Ныне действующие нормы освобождают от такой ответственности собственника СМИ, но дозволяют предъявлять претензии к учредителю, а порою — и к самому журналисту. Об этом стоит помнить любому корреспонденту, жаждущему сотворить острый, «горячий» материал, чтобы возбудить интерес общественности к какой-либо проблеме. Жажда сенсаций — неплохой стимул в сфере информационной деятельности. Но при этом не стоит журналисту забывать и о правах других граждан, организаций и учреждений и иных объектов его пристального внимания и яркого творчества. Известная поговорка о том, что «слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», как никогда справедлива в условиях нынешних отечественных медиарилейшиз.

Стоит также отметить еще одну особенность функционирования отечественной системы СМИ. Если на первоначальном этапе ее формирования допускалось участие иностранных граждан и юридических лиц в создании медиа любого типа и вида, то ныне действующее российское законодательство строго указывает на то, что доля иностранного собственника в пакете акций учредителей любого СМИ не должна превышать 20%. Что привело к уходу с отечественного медиарынка ряда СМИ (некоторые закрыли свои представительства еще раньше). А неко торые медиа сочли возможным сменить зарубежных владельцев на отечественных (например, газета «Деловой Петербург»),.

Государство, конечно, присутствует в медиасфере. Прежде всего, выпуская регулирующие акты, а во-вторых — соответствующими структурами, которые напрямую или косвенным образом причастны к сфере циркулирования информации. Федеральные органы власти в медиасфере реформировались кардинально несколько раз. На сегодня схема управления выглядит следующим образом. Главным органом исполнительной власти федерального уровня в медиасфере является Министерство связи и массовых коммуникаций, которое возглавляет с мая 2012 г. министр Николай Анатольевич Никифоров. Непосредственно под его руководством также находятся еще три нижеперечисленные структуры, чья деятельность направлена на поддержку различных аспектов функционирования отечественной системы медиа.

12 мая 2008 г. была создана Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Эту службу с момента ее создания возглавлял Александр Жаров.

Еще в 2004 г. была создана служба, которая в настоящий момент называется Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Ее с момента создания возглавляет Михаил Вениаминович Сеславинский.

В тот же период было создано и Федеральное агентство связи (Россвязь). В апреле 2012 г. его возглавил Олег Геннадьевич Духовицкий.

На вопросы контента СМИ косвенным образом влияет также и Министерство культуры Российской Федерации, во главе которого стоит министр Владимир Ростиславович Мединский.

Что же касается законодательных инициатив и принятия соответствующих законодательных актов, то, как правило, они исходят из соответствующего профильного комитета Государственной Думы VJ созыва Федерального Собрания Российской Федерации. Он именуется Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Председателем комитета является депутат от фракции политической партии «Справедливая Россия» Леонид Леонидович Левин.

Косвенным свидетельством того, что СМИ сегодня играют в отечественной политической системе важную роль, следует считать то обстоятельство, что председателем Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с октября 2010 г. является советник Президента Российской Федерации, видный специалист в области правового обеспечения деятельности СМИ Михаил Александрович Федотов.

Таким образом, исходя из анализа современной системы российских СМИ, мы убедились в том, что она достаточно четко структурирована, функционирует в рамках действующего законодательства, а также тех традиций взаимоотношений журналистов и общества, которые очень важны для плодотворного творчества в информационной сфере.

  • [1] В Приложении 1 дан список наиболее влиятельных нынешних собственников отечественных СМИ. Стоит обратить внимание на соотношение в российской медиасистемечастного и государственного секторов.
  • [2] Глава 47 «Права журналиста» и глава 49 «Обязанности журналиста».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой