Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Музыка. 
Художественная культура XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В «Дневнике» братьев Гонкуров высказаны эстетические идеи, теоретически обосновывающие возможности импрессионизма не только в изобразительном искусстве («…живопись — это не рисунок. Живопись — это краски…», май 1867), но и в литературном творчестве («Коренное отличие современной литературы состоит в замене общего частным — в этом все ее будущее», март 1865, «…искусство — это увековечение… Читать ещё >

Музыка. Художественная культура XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Импрессионизм проявил себя и в музыке (К. Дебюсси, Ж. М. Равель, А. Скрябин). Французский композитор и пианист Клод Дебюсси (1862−1918) — знаковая и наиболее представительная фигура музыкального импрессионизма. Он писал, характеризуя принципы своего творчества, почти то же, что художники-импрессионисты говорили о живописи: необходима музыка, «специально созданная для открытого воздуха», мечтал о «естественном соединении» в музыкальном произведении «трепета листвы и запаха цветов». «…Я только пытаюсь выразить с наибольшей искренностью ощущения и чувства, которые испытываю: остальное мало для меня значит…» (Debussy С. Monsieur Croche et autres ecrits. Paris, 1971, P. 290).

Музыке другого французского композитора и пианиста Жозефа Мориса Равеля (1875−1937) присущи тонкая чувственность, экзотическая гармоничность и яркие оркестровые эффекты. Эти особенности проявились в музыкальных опусах «Павана усопшей инфанте», «Игра воды», в балетах «Дафнис и Хлоя», в «Болеро для оркестра». Французские импрессионисты создают музыку специально для открытого воздуха, естественно соединяют в музыкальном произведении трепет листвы и запахи цветов.

В русской музыке импрессионизм проявился в творчестве композитора и пианиста А.Н. Скрябина (1871 — 1915), создавшего «Поэму экстаза», «Прометея», 10 сонат, этюды для фортепиано.

Влияние французского импрессионизма проявилось в музыке испанца Манюэля де Фалья. Знаменитый итальянский композитор Джакомо Пуччини находился под влиянием импрессионизма. Для ряда английских музыкантов (Фредерика Делиуса, Сирила Скотта) «импрессионизм был явлением эпизодическим» (см.: Kroher Е. Impressionismus in der Musik. Leipzig, 1937. S. 101).

Литература

В литературе импрессионизм сказался отчасти на творчестве французского романиста и новеллиста Ги де Мопассана (1850−1893) и более полно на творчестве Поля Верлена (1844−1896). Импрессионистичны его «Записки вдовца», «Пейзажи и впечатления». Верлен создал сборники лирических миниатюр, монтажно соединяемых на основе логики впечатлений, раскрывающих пейзаж внутреннего мира. В импрессионистичных произведениях Поля Валери нет сюжетных связей. Произведения Верлена порою отдалялись от импрессионизма и приближались к символизму или даже полностью проникались символистской поэтикой (сборник стихов «Галантные празднества», «Романсы без слов», Мудрость). Автор в этих произведениях выражает определенное настроение, служащее мотивом поэтического или музыкального произведения. В таком произведении нет сюжетных связей, нет вообще «внешней» связности всего материала. Такой тип литературы импрессионистичен.

В «Дневнике» братьев Гонкуров высказаны эстетические идеи, теоретически обосновывающие возможности импрессионизма не только в изобразительном искусстве («…живопись — это не рисунок. Живопись — это краски…», май 1867), но и в литературном творчестве («Коренное отличие современной литературы состоит в замене общего частным — в этом все ее будущее», март 1865, «…искусство — это увековечение в высшей, абсолютной, окончательной форме какого-то момента, какой-то мимолетной человеческой особенности…», август 1866 г., «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство», 1865).

Французский поэт-импрессионист Стефан Малларме (1842- 1898) создал драму «Иродиада» и сборник «Стихотворения». Для Малларме импрессионистическая литература музыкальна и, как музыка, оперирует впечатлениями: «Я нашел свой, особенный способ запечатлевать мимолетные впечатления. Все эти впечатления следуют друг за другом, как в симфонии…» 1. Эти импрессионистские принципы творчества позже будут развиты в символизме. Малларме считал, что в импрессионистской литературе «слова отражаются одно в другом настолько, что кажутся не имеющими своей собственной окраски, кажутся только переходами гаммы» 2.

Импрессионизм отчасти оказал влияние на творчество Кнута Гамсуна (Норвегия), Г. Келлермана (Германия). Повлияли импрессионизм и символизм на австрийского поэта и драматурга Гуго фон Гофмансталя (1874−1929), автора пьесы «Каждый человек», и на австрийского драматурга и прозаика Артура Шницлера (1862−1931) — автора пьесы «Анатоль» и повести «Фрау Беата и ее сын» .

Импрессионистский характер присущ творчеству английских писателей О. Уайльда, А. Саймонса, Дж. Сарджента.

В. Брюсов называл К. Фофанова «поэтом-импрессионистом», его поэтика была родственна импрессионизму. Исследователи считают, что близкой импрессионизму поэзию Фофанова делают лирическая зыбкость образной структуры, мелодичный и легкий стих, любовь к снам, фантазиям, ко всему недосказанному и эта близость отразилась в заглавиях двух его сборников «Тени и тайны» и «Иллюзии» .

В России художественное воздействие импрессионизма испытали поэт И. Ф. Анненский, а позже писатель-эмигрант Борис Зайцев. Одним из наиболее последовательных проводников импрессионизма в литературе стал австрийский писатель П. Альтенберг: его книга «Как я это вижу» — словесные зарисовки мимолетных впечатлений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой