Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инвентаризация готовой продукции и товаров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, инвентаризация продукции, товаров и тары проводится в местах расположения ценностей посредством их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания. При явной нецелесообразности перевешивания или пересчета продукции, товаров и тары, находящихся в неповрежденных и пронумерованных кипах, ящиках, бочках, допускается их внесение в описи по спецификации или маркировке, имеющейся… Читать ещё >

Инвентаризация готовой продукции и товаров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В целях проверки наличия и состояния готовой продукции, товаров и тары на складах производственных и торговых организаций, а также установления соответствия их фактического наличия на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета, проводится инвентаризация.

Кроме обеспечения сохранности ценностей, проверки правильности организации материальной ответственности и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей, инвентаризация призвана решать также задачи контроля учетных данных по готовой продукции, товарам и таре, их реального отражения на счетах и в балансе, выявления неиспользуемых, неликвидных и устаревших продукции, товаров и тары.

Порядок проведения инвентаризации готовой продукции, товаров и тары и документального оформления ее результатов определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, которые устанавливают в том числе основные этапы инвентаризации, включающие, в частности:

  • • проверку фактического наличия готовой продукции, товаров и тары на складе и в других местах хранения и использования;
  • • документальное оформление и учет результатов инвентаризации;
  • • принятие управленческих решений по результатам инвентаризации.

По периодичности инвентаризация непродовольственных товаров на складах и мяса в холодильниках проводится не менее одного раза в год, как правило, на 1-е число месяца и не ранее 1 октября, остальных продовольственных товаров — не менее двух раз в году.

Инвентаризация готовой продукции осуществляется по аналогии с инвентаризацией материалов, процедуры проведения которой были достаточно детально описаны в параграфе 6.7. Кроме общепринятых правил, существуют и особенности проведения инвентаризации, например, товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, по которым устанавливается обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Кроме того, на счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации под ответственностью материально ответственных лиц (в пути, отгруженные товары и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути — расчетными документами поставщиков или другими заменяющими их документами; по отгруженным — копиями предъявленных покупателям документов; по просроченным оплатой документам — обязательное подтверждение кредитными организациями; по находящимся на складах сторонних организаций — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

До начала проведения общей инвентаризации предварительно должна быть произведена сверка счетов, на которых учитываются перечисленные товарно-материальные ценности, с другими корреспондирующими счетами. В частности, по счету 45 «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на нем суммы, оплата которых отражена на других счетах, или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся на дату проведения инвентаризации в пути.

Согласно общим правилам проведения инвентаризации при обязательном участии материально ответственных лиц инвентаризационная комиссия проверяет фактическое наличие готовой продукции, товаров и тары по каждому месту хранения ценностей в отдельности. Находящиеся в разных изолированных помещениях товарно-материальные ценности, числящиеся за одним и тем же материально ответственным лицом, проверяются и оформляются описями-актами отдельно, после чего вход в помещение пломбируется и комиссия переходит в следующее помещение.

Таким образом, инвентаризация продукции, товаров и тары проводится в местах расположения ценностей посредством их обязательного пересчета, перевешивания, перемеривания. При явной нецелесообразности перевешивания или пересчета продукции, товаров и тары, находящихся в неповрежденных и пронумерованных кипах, ящиках, бочках, допускается их внесение в описи по спецификации или маркировке, имеющейся на таре, но это должно быть обязательно оговорено в описи. При этом не менее 10% таких ценностей, за исключением тех, которые при распаковке могут испортиться, должно быть подвергнуто обязательной выборочной проверке. Если в результате такой проверки будут установлены расхождения со спецификацией или маркировкой, то комиссия обязана полностью вскрыть все товарные места и проверить фактические ценности.

Для ускорения проведения инвентаризации продукции, товаров и тары на складах и заполнения инвентаризационных описей с помощью компьютерной техники, целесообразно использовать ярлыки (кипные карты) и штрих-коды, в которых содержится информация о наименованиях ценностей, единицах измерения, артикулах, размерах, ростах, сортах и других признаках, цене и количестве конкретного вида продукции, товара или тары. Ярлыки (кипные карты) помещают на видном месте или прикрепляют к кипе. Информация с них считывается в компьютер автоматически с помощью специальных оптических сканеров.

Кроме фактического наличия продукции, товаров и тары, члены комиссии проверяют правильность наименования и количества ценностей, указанных в ярлыках, после чего в них проставляют регистрационный (порядковый) номер. Ярлыки (кипные карты) подписывают работник, подобравший товар, материально ответственное лицо и председатель комиссии. Сведения о них заносят в инвентаризационную опись. Ярлыки, партионные и кипные карты хранят до выведения окончательных результатов инвентаризации, а затем уничтожают. Для оформления результатов инвентаризации готовой продукции и товаров применяются традиционные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88:

  • • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей формы № ИНВ-3;
  • • Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных формы № ИНВ-4;
  • • Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение формы № ИНВ-5;
  • • Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарноматериальных ценностей формы № ИНВ-19.

Инвентаризационные описи составляют отдельно по товарно-материальным ценностям, находящимся в пути, отгруженным, не оплаченным в срок покупателями и находящимся на складах других организаций.

В частности, в описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отгрузке записывают наименование, количество, стоимость, дату отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отгрузке записывают наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, их стоимость, дату отгрузки, дату выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи на основании документов, подтверждающих их сдачу на ответственное хранение. В инвентаризационных описях, заполняемых по указанным ценностям, указывают наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. Вносить в опись данные об остатках товаров без проверки их наличия, по данным учета или со слов материально ответственного лица, запрещается. При подготовке к инвентаризации большого количества весовых товаров специальные документы (отвесы) регистрируют в специальных ведомостях или книгах. После подсчета и сверки итогов с ответственным за ценности лицом данные о качестве товара вносят в инвентаризационную опись. Массу товаров, хранящихся навалом, допускается определять путем обмеров и технических расчетов. Ведомости отвесов и акты обмеров прилагаются к инвентаризационным описям.

Инвентаризационную опись товаров, материалов и тары составляют обычно в двух, а при приеме-передаче — в трех экземплярах. Заполняют опись либо вручную чернилами или шариковой ручкой, либо на компьютере. На каждой странице описи указывается общее количество натуральных единиц (шт., кг, м и т. п.), подписи и расшифровки подписей председателя и членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц. Исправления в описях должны быть оговорены и также подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускаются пропуски незаполненных строк. В последних листах описей пустые строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.

В конце каждой описи материально ответственные лица оформляют расписку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи № _ по № комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении». В случае смены материально ответственного лица в описи расписываются работник, принявший ценности, и работник, сдавший их.

Товары, поступившие во время инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов комиссии и принимают к учету после инвентаризации. Они оформляются отдельной описью «Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации», в которой указываются поставщик, дата и номер приходного документа, на котором делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату инвентаризационной описи.

По товарно-материальным ценностям, находящимся в пути, составляется отдельный акт, в котором по каждой отгрузке указываются наименование и количество товара, по данным бухгалтерского учета, дата отгрузки, перечень и номера отгрузочных документов.

Отдельными описями оформляют наличие неликвидных, залежалых и неполноценных, пришедших в негодность продукции, товаров и тары, которые должны храниться отдельно.

Окончательные результаты инвентаризации должны быть определены в 5—10-дневный срок бухгалтерией организации на основе проверки документов, цен и таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары и их представлении в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием продукции, товаров и тары по описям. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в которой указываются наименования, номенклатурные номера, количество, учетные цены, недостачи или излишки. Такая же сличительная ведомость составляется и по таре.

По каждому случаю недостач, излишков, пересортицы товаров и тары материально ответственные лица представляют письменные объяснения, которые вместе со сличительной ведомостью рассматриваются постоянно действующей центральной инвентаризационной комиссией и руководителем организации.

Инвентаризационная комиссия устанавливает характер недостач и (или) излишков и способ их устранения, возможность зачета пересортицы одноименных товаров, списания суммовых разниц и естественной убыли, при наличии соответствующих норм. Недостачи товаров естественной убыли в пределах норм списываются за счет расходов на производство или продажу, а при их отсутствии — за счет прочих доходов. В свою очередь, излишки принимаются к учету и включаются в состав прочих доходов организации. Суммовые разницы, возникшие при зачете пересортицы от завышения цен, подлежат возврату покупателям, а при невозможности их установления принимаются к учету и включаются в состав прочих доходов организации. Суммовые разницы от занижения цен на продукцию, товары и тару, по которым при инвентаризации были обнаружены недостачи и потери от порчи ценностей, подлежат взысканию с виновных лиц или, в случае отсутствия таковых лиц, относятся на расходы на продажу или прочие расходы.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности.

Выявленные излишки готовой продукции, товаров и тары оценивают по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включают в состав прочих доходов по дебету счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 91−1 «Прочие доходы».

Излишки по пересортице принимаются к учету в дебет счетов 41 или 43 с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Выявленные недостачи, потери, хищения готовой продукции, товаров и тары списываются по учетным ценам в дебет счета 94 с кредита счетов 41 и 43.

Недостачи могут быть списаны в дальнейшем за счет различных источников. Например, недостачи в пределах норм естественной убыли, при их наличии, относятся за счет начисленного ранее резерва, если он создается, что оформляется записью:

ДЕБЕТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Сверхнормативная убыль относится за счет виновных лиц и оформляется записью:

ДЕБЕТ 73−2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

На сумму разницы между рыночной и учетной стоимостью недостающих и испорченных товарно-материальных ценностей составляется бухгалтерская запись:

ДЕБЕТ 73−2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 98 «Доходы будущих периодов».

При отсутствии виновных лиц недостачи сверх норм оформляется записью:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Согласно п. 20 ст. 250 НК РФ излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в результате инвентаризации, признаются прочими доходами для целей налогообложения прибыли. С учетом требований п. 5, 6 ст. 274 НК РФ прочие доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, исходя из рыночной цены выявленных излишков без включения НДС.

Датой получения прочих доходов в виде стоимости излишков продукции, товаров и тары, выявленных при инвентаризации, при признании доходов и расходов методом начисления, считается дата принятия указанных излишков к бухгалтерскому учету.

Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств, списываются на счет 99 «Прибыли и убытки» без предварительного отражения на счете 94.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой