Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нигилистический подход. 
История отечественной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нигилистическая позиция отразилась в идеологии Пролеткульта. Это была организация пролетарских писателей, возникшая в октябре 1917 г. Почти во всех городах страны существовали отделения Пролеткульта, имевшие свои печатные органы. В Петрограде и Москве они издавали ряд журналов: «Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки», «Твори!», «Кузница» и др. По итогам 1920 г., Пролеткульт охватывал… Читать ещё >

Нигилистический подход. История отечественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика культурной революции определялась отношением к «старой культуре». Поначалу в большевизме выявились два подхода: нигишстическии и прагматический.

Нигилистическая позиция отразилась в идеологии Пролеткульта. Это была организация пролетарских писателей, возникшая в октябре 1917 г. Почти во всех городах страны существовали отделения Пролеткульта, имевшие свои печатные органы. В Петрограде и Москве они издавали ряд журналов: «Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн», «Гудки», «Твори!», «Кузница» и др. По итогам 1920 г., Пролеткульт охватывал более 400 тыс. участников движения, из которых 80 тыс. были активными студийцами.

С поддержкой Пролеткульта выступили А. М. Горький, В. В. Маяковский, В. Я. Брюсов.

Идейным вождем пролеткультовцев был А. А. Богданов (1874−1928). Создатель «всеобщей организационной науки» ратовал за безусловную «автономию» пролетарской культуры, ее независимость от буржуазной духовно-интеллектуальной традиции, которая, на его взгляд, лишь «унижает» рабочий класс, укрепляет в нем «авторитарный дух повиновения и слепой веры"-. Даже наука неприемлема в ее прежней форме, ибо она тоже «буржуазна — не в смысле простой защиты интересов буржуазии… а по своему миропониманию

и мироотношению, по своему способу мышления"'. Поэтому все усилия победившего пролетариата должны быть направлены на создание собственной культуры. «Социализм осуществится тогда, — заявлял Богданов, — когда старому культурному миру, с его опытом тысячелетий и вполне сложившимися методами, будут противопоставлены не только политическая сила и „хозяйственный план“, а новый мир культуры, с новыми высшими методами»[1][2].

Идеи Богданова быстро стали знаменем лево-радикальной интеллигенции, выступившей на стороне большевиков. Пролеткультовцы выбрасывали «за борт» все то, чему «вчера учили нас Толстые да Канты»[3][4][5], восторженно приветствуя «алого всадника», дробящего «тяжелым копытом обветшалые стены веков»1. Маяковский в стихотворении «Радоваться рано!», повторяя лозунги дореволюционных футуристических манифестов, заявлял, что мало поставить к стенке белогвардейца: «А Рафаэля забыли?.. Время пулям по стенке музеев тренькать… А почему не атакован Пушкин?»[3]

Подобные «гунновские» призывы охотно подхватывались «пролетарскими» писателями, настраивая их «не учиться, а творить», создавать невиданную доселе социалистическую культуру.

  • [1] Богданов А. А. Завтра ли? // Там же. С. 308.
  • [2] -1 Богданов А. А. Программа культуры. С. 334.
  • [3] * Каменский В. В. Декрет//Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966.С. 111.
  • [4] Брюсов В. Я. К русской революции // Стихотворения. М., 1990.С.280.
  • [5] Маяковский В В Радоваться рано! // Цит. по кн.: Благой Л Д. От Кантемира до наших дней. В 2 тт. Т. 1. М. 1979. С. 233.
  • [6] * Каменский В. В. Декрет//Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966.С. 111.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой