Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цель, задачи и функции управления производством

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт предприятий показывает, что разработка долгосрочных целей снизу вверх является более разумной, так как позволяет усовершенствовать и конкретизировать перечень целей, стоящих перед каждым подразделением. Используется следующий алгоритм: обсуждение руководством предприятия стратегических планов с управляющими подразделениями — учет замечаний и предложений — дополнение и корректировка… Читать ещё >

Цель, задачи и функции управления производством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночные условия ставят перед управлением предприятием более сложные задачи, реализация которых возможна с помощью четко разработанной цели, применения нетрадиционных методов управления, пересмотра всего комплекса системы управления. Процесс производственного менеджмента представляет собой совокупность действий, связанных с выявлением проблем, разработкой целей, обеспечением и распределением ресурсов предприятия для получения конкретного результата (конечного продукта).

В процессе деятельности предприятия возникают определенные несоответствия фактического состояния объекта к желаемому или запланированному. Например, в ходе анализа подтверждается несоответствие качества выпущенной продукции требованиям покупателей и заказчиков. В результате этого данная продукция может быть снята с производства как неконкурентоспособная и начнется разработка новой продукции. Соответственно, необходимо будет изменить общую цель предприятия и подцели во всех его производственных структурах.

Основная цель менеджмента предприятия заключается в выработке и принятии решений, необходимых для эффективного функционирования всех производственных подразделений (цехов), а также в ликвидации сбоя и любого незапланированного отклонения на этапе производственно-сбытового цикла. Для этого необходимо собрать, проанализировать, передать полученную информацию и принять управленческие решения. На предприятии выделяют несколько уровней менеджмента в зависимости от характера и сложности решаемых задач. Высший уровень управления определяет цели, стратегию развития предприятия. На среднем уровне координируются процессы на уровне подразделений. Низший уровень обеспечивает выполнение оперативных планов, графиков выпуска и реализации продукции.

Процесс управления предприятием.

Рис. 1.1. Процесс управления предприятием.

Цель управления производством — это те основные результаты, к которым предприятие стремится в процессе своего функционирования в течение длительного периода. Успех предприятия зависит от правильно выбранной цели, четкости и ясности ее постановки. Если этого не будет, то система управления предприятия неэффективна.

Руководитель с учетом мнения персонала определяет производственные цели организации и отделов, ответственность каждого и ожидаемые результаты. Полученные результаты используются руководителями отделов для оценки отклонений от поставленных целей и принятия решений о корректировке целей. Как правило, методы управления производством посредством цели основаны на обратных связях между руководителем и подчиненными.

Руководство любой деятельностью предприятия зависит от рационального распределения времени руководителя и подчиненных. В связи с этим применяются принцип В. Парето и принцип Д. Эйзенхауэра, широко используемые в различных областях менеджмента. Согласно В. Парето, достижение желаемых результатов зависит от концентрации на важных проблемах — правило 20/80: концентрация 20% времени па жизненно важных проблемах обеспечивает 80% успеха.

Согласно принципу Д. Эйзенхауэра, необходимо распределять задачи по степени важности и срочности:

А — задачи важные и срочные — следует выполнять немедленно;

В — задачи важные, но не срочные — нужно установить сроки выполнения;

С — задачи менее важные — следует делегировать.

В системе управления производством на предприятии цели выполняют следующие функции:

  • 1) отражают философию предприятия и определяют характерные особенности производственного процесса на предприятии;
  • 2) уменьшают неопределенность в производственной деятельности как предприятия, так и отдельного работника;
  • 3) являются ориентирами, помогают приспособиться и сконцентрироваться на достижении поставленных результатов;
  • 4) становятся основой для принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности предприятия.

Актуальность и значимость являются основополагающими при формулировании цели, на которые влияют факторы внешней и внутренней среды. Поэтому цели корректируют и уточняют при изменяющихся условиях. Можно выделить следующие характеристики цели: она должна быть конкретной, выраженной качественными и количественными показателями; реальной, достижимой в данных условиях, в результате совместной деятельности всего персонала; гибкой, способной к коррекции; совместимой с другими целями во времени и в пространстве; измеряемой.

Приведем примеры правильно поставленных целей: снижение затрат на хранение материалов на 4%; повышение прибыли на 8%; повышение рентабельности на 3%; повышение производительности труда на 15%. К примерам неправильно поставленных целей можно отнести: повышение качества продукции; рациональное использование производственного оборудования; улучшение дизайна выпускаемой продукции и т. д.

Измеряемость цели определяет соотношение цели и достигнутых результатов; возможны следующие три варианта.

  • 1. Конечный результат не только близок, но и превосходит поставленную цель (предприятие и его производственная структура выиграют от полученного результата, но в будущем необходимо делать точнее предварительные расчеты).
  • 2. Конечный результат не соответствует поставленной цели (надо проанализировать причины и сделать выводы, так как конечный результат может быть хуже из-за неэффективной системы управления предприятием или неправильного анализа внешней и внутренней среды).
  • 3. Конечный результат противоречит поставленной цели (достигнутые результаты противоречат поставленным целям, например, повышение производительности труда за счет интенсивного использования ресурсов приводит к снижению качества, появлению брака).

Цели делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные в зависимости от временного отрезка. Долгосрочная цель рассчитана на пять лет и более; в ее основе лежит бизнес-план. Среднесрочные (тактические) цели разрабатываются на период от одного до пяти лет. Краткосрочные цели планируются на год и характеризуются детализацией и конкретизацией действий. Они становятся этапами достижения среднесрочных и долгосрочных целей.

Долгосрочное планирование является экстраполяционным и основано на предположении будущих результатов развития предприятия исходя из ситуации прошлых лет и компетентности руководства (совета директоров, топ-менеджеров).

Опыт предприятий показывает, что разработка долгосрочных целей снизу вверх является более разумной, так как позволяет усовершенствовать и конкретизировать перечень целей, стоящих перед каждым подразделением. Используется следующий алгоритм: обсуждение руководством предприятия стратегических планов с управляющими подразделениями — учет замечаний и предложений — дополнение и корректировка первоначальных планов. В производственной деятельности предприятия регулярно возникают внештатные ситуации, которые необходимо оперативно решить, и часто от их правильного решения зависит конечный результат.

Метод построения целевой модели в виде дерева целей часто применяется на предприятиях. Посредством дерева целей описывается иерархия целей в следующей последовательности:

  • • общая цель находится на вершине графа и содержит описание итогового результата;
  • • общая цель состоит из структуры подцелей;
  • • описываются подцели разного уровня;
  • • подцели каждого уровня независимы друг от друга;
  • • основание дерева целей составляют задачи в виде работ, которые выполняются разными способами и средствами в установленные сроки.

На рис. 1.2 представлено дерево целей, связанное с управлением производством на предприятии.

Для реализации поставленных целей они должны соответствовать следующим требованиям: приспособляемости к изменяющимся условиям производственного цикла; оперативности принятия решения; рациональному использованию производственных площадей; улучшению качества продукции; оценке издержек; улучшению процесса сбыта продукции и др.

Дерево целей .

Рис. 1.2. Дерево целей «Производство» .

Успех предприятия независимо от масштабов и сферы деятельности зависит от организации управления производством. Основными функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.

Функция организации заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, в определении порядка и условий функционирования предприятия с целью обеспечения процесса производства продукции. Организация производства связана непрерывным процессом внедрения инновационной техники и технологий, повышением уровня автоматизации управления. Данная функция реализуется путем административно-организационного и оперативного управления.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры предприятия, установление и распределение взаимосвязей между всеми подразделениями, предоставление прав и разграничение ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление характеризуется принятием управленческих решений в реально складывающихся производственных условиях и тесно связано с текущим планированием. Процедуры оперативного управления переплетаются с технологией и регулированием производства.

Функция нормирования — это процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, которые используются в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его эффективность. Календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий, заделов деталей и др.) служат основой планирования, определяют продолжительность и порядок движения предметов труда в процессе производства.

Вместе с тем на предприятиях, в цехах создаются и действуют нормативы, определяющие технический уровень выпускаемой продукции (стандарты и технические условия), нормативные документы, характеризующие права и обязанности различных звеньев управления, формулирующие правила поведения (инструкции, методики) и др. В этом понимании нормирование относится к функции организации. Функция нормирования реализуется с помощью нормативных документов, инструкций при создании системы, а разработанные календарно-плановые нормативы используются при планировании производственной деятельности.

Функция планирования занимает важное место в системе управления производством, так как регламентирует деятельность предприятия в процессе реализации поставленных целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ. Разрабатываемые на основе календарно-плановых нормативов движения производства программы выпуска деталей и изделий предусматривают использование инновационной техники и технологии, производственной мощности предприятия, материальных и моральных стимулов повышения производительности труда. В этом аспекте планирование приобретает важное экономическое значение, так как при формировании производственных программ необходимо учитывать все виды наличных ресурсов, их стоимость, поставку, распределение и рациональное использование.

Функция координации состоит в обеспечении согласованной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия и цехов, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив предприятия и связана с эффективностью труда, коллективными и личными поощрительными мерами. Эти формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления производством.

Функция контроля проявляется в форме воздействия на производственные процессы посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей подразделений и служб управления с целью подготовки и принятия управленческих решений. Эта функция реализуется на основе информации о ходе выполнения плановых заданий (данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета), выявления отклонений от установленных показателей работы (контроля исполнения заданий) и анализа причин отклонений.

Функция регулирования непосредственно связана с функциями координации и контроля. Влияние на персонал, занятый в производстве, осуществляется путем принятия оперативных мер по устранению выявленных отклонений и сбоев в ходе производства. Одновременно с этим осуществляется координация текущей работы взаимосвязанных звеньев производства в целях обеспечения ритмичного хода производства.

Функции контроля и регулирования в процессе управления производством являются гибкими инструментами, с помощью которых идет четкий производственный процесс, предусмотренный стратегическим планом. Все функции управления производством взаимосвязаны и дополняют друг друга.

На предприятиях, осуществляющих в больших масштабах производственную деятельность, разрабатывают конкретные специализированные функции. Эти функции могут устанавливаться по конкретным факторам производства или по содержанию задач обеспечения управления.

Итак, организация управления производством — это совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи с управляемым объектом. Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение целей производства и поддержание процессов в заданных направлениях. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в подсистемах системы управления предприятием.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой