Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема общения в психологической науке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве примера первой позиции Е. П. Ильин приводит понимание общения в работах М. С. Кагана, который, рассматривая общение как отношение между субъектами, взаимодействие, состоящее в управлении одним человеком другими, не считает общением, поскольку, как он полагает, здесь имеют место отношения между субъектом и объектом. Если исходить из этих представлений М. С. Кагана, нельзя говорить… Читать ещё >

Проблема общения в психологической науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие общения

Что такое общение? Вопрос, на первый взгляд кажущийся простым, на самом деле невероятно сложен. Каждый из нас на основе личного опыта знает, о чем идет речь. Говорит человек по телефону, беседует с клиентом об условиях оформления кредита в банке, объясняет сокурснику, как решить задачу по математике, выступает на конференции — все это общение. Но с определением понятия общения дело, по-видимому, обстоит так же, как и с определением понятия времени. Еще Блаженный Августин остроумно заметил, что когда его не спрашивают что такое время, то он знает, что это такое, но, как только его спрашивают об этом, он сразу убеждается, что почти ничего не может сказать.

При рассмотрении сущности общения наблюдаются, как констатирует Е. П. Ильин,[1][2] две ошибочные позиции:

  • 1) понятие общения суживается таким образом, что не причисляют к категории общения акты взаимодействия людей, которые, по сути, являются общением;
  • 2) дается расширительная трактовка понятия общения, на основе которой считают общением такие ситуации, когда истинного взаимодействия и общения нет и быть не может.

В качестве примера первой позиции Е. П. Ильин приводит понимание общения в работах М. С. Кагана, который, рассматривая общение как отношение между субъектами, взаимодействие, состоящее в управлении одним человеком другими, не считает общением, поскольку, как он полагает, здесь имеют место отношения между субъектом и объектом. Если исходить из этих представлений М. С. Кагана, нельзя говорить об общении начальника с подчиненными, когда он отдает им распоряжения, об общении педагога с учащимися и т. д.

Понимание общения как наличия психологического контакта только между людьми тоже значительно суживает рамки реального общения. Почему общение относится только к людям? Разве не может быть общения человека с животным? Или общения между животными?

При расширительном понимании общения наряду с реальным общением выделяют также и виртуальное общение с иллюзорными и воображаемыми партнерами (общение с образом отсутствующего реального человека, мысленный разговор с ним; общение с мифологическими и художественными образами). По сути дела, виртуальное общение с психологической точки зрения представляет собой псевдообщение, поскольку здесь нет обязательных для процесса общения элементов (личного контакта, непосредственного взаимодействия людей, постоянной и активной обратной связи).

Итак, виртуальное общение или псевдообщение не соответствуют критериям, выделенным для общения между реальными людьми, а именно: обмен информацией, обмен эмоциями и взаимодействие.

В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения[1].

В данном определении акцент делается на том, что в процессе общения происходит процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, эмоциями.

Общение людей — это специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию. Психический контакт, возникающий при общении, характеризует взаимодействие между конкретными людьми, существующими в одно и то же время. Психический контакт предполагает обмен информацией, эмоциями и т. п. между партнерами по общению.

В более широком плане общение можно определить как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человекаК

Наиболее простая модель общения может быть представлена схемой:

Проблема общения в психологической науке.

Заметим, что в качестве субъектов общения могут выступать как индивидуумы, так и группа.

Общение — специфически русское понятие, которому очень сложно дать строгое определение и точно перевести на другие языки. В зарубежной литературе по психологии не существует адекватного перевода русского слова «общение», в ней в качестве аналога употребляется термин «коммуникация».

В отечественной психологии коммуникация рассматривается в качестве одного из аспектов общения. Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементами взаимопонимания. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений. Учитывая сложность самого процесса общения и трудность его определения, можно выделить самые существенные характеристики общения:

  • • общение включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность людей;
  • • общение всегда связано с обменом информацией, социальным опытом, чувствами, настроением, духовными смыслами;
  • • общение лежит в основе формирования межличностных отношений.

Содержание категории общения многообразно: это не только определенная сторона человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя:

  • • формирование определенных образцов и моделей поведения;
  • • взаимодействие людей;
  • • взаимное влияние людей друг на друга;
  • • обмен информацией;[4]
  • • формирование отношений между людьми;
  • • взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
  • • формирование образа внутреннего «Я» человека.

Наличие множества различных определений понятия «общение» обусловлено различными подходами к пониманию самого феномена общения.

  • [1] См.: Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.
  • [2] Психологический словарь. М.: Педогогика-Пресс, 1999. С. 232.
  • [3] См.: Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.
  • [4] Зельдович Б. 3. Деловое общение. М.: Альфа-Пресс, 2007. С. 6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой