Методика проведения анализа инновационной деятельности
Инновационная деятельность реализуется в рамках инновационного процесса, который характеризуется этапами жизненного цикла инноваций, и инвестирования новых разработок. Поэтому инновационный процесс связан с получением и коммерциализацией технических, технологических, экономических и социальных инноваций. Инновационный процесс и сопутствующая ему инновационная деятельность охватывают временной… Читать ещё >
Методика проведения анализа инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновационная деятельность носит системный характер и включает в себя интеллектуальную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, которые в дальнейшем используются в опытно-конструкторских разработках для получения инновационного продукта. Практическое использование интеллектуального, научного и научно-технического результатов является сущностью инновационной деятельности, компоненты которой — новации, инвестиции, затраты и время, необходимые для преобразования новшеств в нововведения и инновации.
Поэтому анализ инновационной деятельности тоже должен носить системный характер. Следует отметить, что в настоящее время не существует нормативных документов по методике проведения анализа инновационной деятельности. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что внешние и внутренние условия проведения этой деятельности для каждой организации различны. Поэтому существуют разные подходы к проведению такого анализа. Одни методики анализа большее внимание уделяют оценке внутренних экономических параметров, способствующих или не способствующих реализации инноваций. Другие рассматривают анализ инновационной деятельности с позиции потребительского рынка; третьи — с позиции инвестирования; четвертые — с позиции затрат; пятые — с позиции рисков.
На наш взгляд, все эти подходы имеют равноправное значение для анализа инновационной деятельности. Речь может идти лишь о выборе алгоритма (последовательности) действий в методике проведения анализа инновационной деятельности.
Авторы считают, что, прежде всего, любая организация должна хорошо представлять и оценивать внешние условия реализации инновационной деятельности, т. е. определить так называемые специальные показатели инновационной деятельности, которые включают: инновационный потенциал, инновационный климат и инновационную позицию организации.
Оценка этих специальных показателей позволяет выбрать соответствующую стратегию инновационного развития организации (предприятия), модель инновационной деятельности и наиболее выгодный инновационный проект для реализации инновационных целей.
Инновационная деятельность реализуется в рамках инновационного процесса, который характеризуется этапами жизненного цикла инноваций, и инвестирования новых разработок. Поэтому инновационный процесс связан с получением и коммерциализацией технических, технологических, экономических и социальных инноваций. Инновационный процесс и сопутствующая ему инновационная деятельность охватывают временной период от 3 до 5 лет и более, поэтому нуждаются в среднеи долгосрочных инвестициях. Необходимо анализировать не только все основные этапы инновационного процесса, но и результаты деятельности тех организаций, которые обеспечивают его определенными ресурсами и требуют постоянного инвестирования.
Первый этап — фундаментальные исследования, которые проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях, отраслевых институтах и лабораториях и финансируются из государственного бюджета[1].
Второй этап — прикладные исследования, которые проводят различные научные учреждения и финансируются как государством (из государственного бюджета), так и другими инвесторами. На данном этапе возникает вероятность получения отрицательного результата и инвестиционных рисков.
Третий этап — опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они осуществляются за счет государственных средств, средств заказчиков и собственных средств организации. Исполнителями таких разработок могут быть как сами организации, так и научно-исследовательские подразделения других предприятий.
Четвертый этап — коммерциализация инновационных разработок, т. е. запуск в серийное производство и выход на потребительский рынок. На этом этапе требуются весьма существенные инвестиции для развития производства, повышение квалификации работников, рекламу и т. д. Инвестиции остаются рискованными.
Анализ организаций, занимающихся инновационной деятельностью, проводится в такой последовательности[2]:
- 1) определяется количество академических институтов, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских подразделений крупных предприятий, лабораторий и т. д., занимающихся инновационной деятельностью;
- 2) количество организаций дается по годам и рассчитывается их абсолютное и относительное изменение;
- 3) определяется количество занятых научной, научно-технической деятельностью, опытно-конструкторскими разработками отдельно по каждому виду указанных выше учреждений;
- 4) вычисляются по годам абсолютное изменение и темпы роста занятых инновационной деятельностью;
- 5) анализируется общий объем затрат на инновационную деятельность, в том числе по отдельным источникам и в динамике по годам.
При анализе инноваций выделяют четыре группы показателей.
Первая группа. В нее входят показатели общей оценки инноваций. Их, в свою очередь, подразделяют на традиционные, дисконтные и рейтинговые. Показатели этой группы (NPV, IRR, MIRR, PI, DPP) помогают оценить эффективность инноваций, учитывая ликвидность и ограниченные объемы финансирования.
Вторая группа. В нее входят частные оценочные показатели, такие как финансовые коэффициенты оценки ликвидности, коэффициенты оценки структуры капитала и финансовой устойчивости предприятия.
Третья группа. В нее входят частные показатели, помогающие оценить рентабельность, оборачиваемость, как используются фонды времени. Цель их применения — оценить некоторые стадии инновационного процесса, выявить причины дисперсии итоговых показателей. Такие частные показатели по количеству превышают все остальные, но при этом обеспечивают лишь дополнительные функции при анализе инноваций.
Четвертая группа. В нее входят показатели для оценки инновационных рисков. Они разделяются на подгруппы на основе дисперсии или среднеквадратического отклонения, ?-коэффициентов, а также аналитических коэффициентов оценки риска. Показатели оценки риска занимают промежуточное место между частными и обобщающими критериями.
Обобщенные показатели анализа инновационной деятельности организации, но данным формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». Начиная с отчета за 2011 г., в отчете информация представляется следующим образом:
- 1) инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %;
- 2) удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %;
- 3) отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами, млн руб., в том числе инновационные товары, работы, услуги;
- 4) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %;
- 5) затраты на технологические инновации, млн руб., в фактических ценах;
- 6) удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %;
- 7) удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %;
- 8) удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %;
- 9) удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %.
Выводы
- 1. Инновационная деятельность и как процесс, и как результат всегда обладает свойствами коммуникативности — она не может существовать и реализоваться без организации системных связей между этапами ее реализации. В этой связи анализ инновационной деятельности в качестве системы должен производиться в рамках системного анализа или, как принято говорить, с позиций системного подхода.
- 2. Системный анализ основывается на множестве принципов, которые определяют его основное содержание и отличие от других видов анализа. Существует большое количество методов системного анализа, достаточных для использования при решении сложных социально-экономических задач в процессе декомпозиции проблемы.
- 3. Комплексный экономический анализ инновационной деятельности представляет собой взаимосвязанную систему всех видов анализа внешних факторов и внутреннего инновационного потенциала организации для реализации стратегии инновационной и инвестиционной деятельности.
- 4. Единой принятой методики проведения анализа инновационной деятельности ни в научном сообществе, ни в рамках нормативно-правовых актов не существует. Все используемые методики зависят от поставленных целей и задач анализа. Целесообразно учитывать и использовать при проведении анализа инновационной деятельности определенные последовательности и подходы, тем самым создавая собственные методики под конкретные задачи.