Принятие решения о специальном заказе
Пусть производственные мощности ограничены 2000 машино-ч, причем за 1 ч можно произвести 8 ед. изделия Л или 2 ед. изделия В. Продолжим анализ с учетом информации о лимитирующем факторе (табл. 6.10). Организации предложен специальный заказ на производство 40 000 ед. продукции по цене 6 руб. за одну единицу. Определено, что объем продаж при рассматриваемом заказе остается постоянным. Далее… Читать ещё >
Принятие решения о специальном заказе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Достаточно часто руководству предприятия приходится решать вопрос о специальном дополнительном заказе. Проблема заключается в том, что такой заказ предлагается по цене ниже нормальной рыночной и иногда даже ниже себестоимости. Так как эти заказы являются случайными одноразовыми событиями, они не могут быть включены в прогнозы доходов и расходов.
Заключение
относительно принятия или непринятия такого заказа нужно принимать исходя из процента использования производственных мощностей. В случае если производственные мощности предприятия используются не полностью, решение о принятии специального заказа может быть положительным.
При анализе соответствующей информации с целью принятия решения о специальном заказе используется маржинальный подход. Все переменные затраты являются, как правило, релевантными, а постоянные производственные затраты и все коммерческие и общие и административные расходы — нерелевантными.
Пример 6.12.
Организации предложен специальный заказ на производство 40 000 ед. продукции по цене 6 руб. за одну единицу. Определено, что объем продаж при рассматриваемом заказе остается постоянным.
На текущий год запланирован объем производства в объеме 600 000 ед., предельная производственная мощность организации — 640 000 ед. продукции, т. е. есть резервы для наращивания объемов производства.
Данные о затратах на единицу продукции приведены в табл. 6.7.
Таблица 6.7
Затраты на единицу продукции
Показатель. | Сумма, руб. |
Прямые материальные затраты. | 1,80. |
Прямые трудовые затраты. | 1,20. |
Общепроизводственные расходы, в том числе: | 1,00. |
переменные. | 0,60. |
постоянные. | 0,40. |
Затраты на упаковку единицы продукции. | 0,30. |
Прочие постоянные коммерческие и административные расходы. | 1,00. |
Итого. | 6,30. |
Цена продажи за единицу продукции. | 8,00. |
Принимать ли предложение о специальном заказе?
Так как предлагаемая цена 6,00 руб. за единицу меньше не только цены, установленной компанией (8,00 руб.), но и полной себестоимости (6,30 руб.), то складывается впечатление, что компании не следует принимать этот заказ. Проведем сравнительный анализ специального заказа и отразим его в табл. 6.8.
Таблица 6.8
Данные сравнительного анализа, руб.
Показатель. | Без специального заказа (600 000 ед.). | Со специальным заказом (640 000 ед.). |
Выручка от реализации. | 4 800 000. | 5 040 000. |
Минус | ||
Переменные затраты. | ||
Прямые материальные затраты. | 1 080 000. | 1 152 000. |
Прямые трудовые затраты. | 720 000. | 768 000. |
І Іерсменньїе общепроизводственные расходы. | 240 000. | 264 000. |
Окончание табл. 6.8
Показатель. | Без специального заказа (600 000 ед.). | Со специальным заказом (640 000 ед.). |
Упаковка. | 180 000. | 181 200. |
Итого переменные затраты. | 2 200 000. | 2 365 200. |
= Маржинальная прибыль. | 2 600 000. | 2 674 800. |
Минус | ||
Постоянные затраты. | ||
І Іостоянньїе общепроизводственные расходы. | 240 000. | 240 000. |
Коммерческие и административные затраты. | 600 000. | 600 000. |
Итого постоянные затраты. | 840 000. | 840 000. |
= Операционная прибыль. | 1 760 000. | 1 834 800. |
Получаем увеличение маржинальной прибыли и операционной прибыли на 74 800 руб. Следовательно, специальный заказ может быть принят.
Определение структуры продукции (ассортимента) с учетом лимитирующего фактора
Мри формировании производственной программы в условиях ограниченных производственных мощностей (например, человеко-часов или машино-часов) следует выбирать набор продуктов (услуг, работ), который принесет предприятию наибольшую прибыль. Использование маржинального подхода в этом случае дает необходимые результаты.
Рассмотрим пример анализа при наличии лимитирующего фактора.
Пример 6.13.
Данные для анализа представлены в табл. 6.9.
Таблица 6.9
Исходные данные
Показатель. | Изделие А | Изделие В |
Цена за единицу, ден. ед. | ||
Переменные затраты на единицу, ден. ед. | ||
Маржинальный доход на единицу, ден. ед. | ||
Уровень маржинальной прибыли, % |
Показатель уровня маржинальной прибыли рассчитывается по формуле Уровень маржинальной прибыли (%) = Маржинальный доход на единицу: Цена за единицу•100%.
Так как изделие В приносит наибольший удельный маржинальный доход, то можно сделать вывод, что следует производить это изделие в объеме, соответствующем спросу, а оставшиеся мощности использовать для производства изделия Л. Но при таком решении не учитывается доход на единицу ограниченного ресурса.
Пусть производственные мощности ограничены 2000 машино-ч, причем за 1 ч можно произвести 8 ед. изделия Л или 2 ед. изделия В. Продолжим анализ с учетом информации о лимитирующем факторе (табл. 6.10).
Таблица в. 10
Данные для продолжения анализа
Показатель. | Изделие Л | Изделие В |
Количество единиц продукции, производимое за 1 ч. | ||
Маржинальная прибыль на единицу, ден. ед. | ||
Маржинальная прибыль за 1 ч, ден. ед. | ||
Маржинальная прибыль за 2000 ч, ден. ед. | 96 000. | 64 000. |
При полном задействовании оборудования можно получить больший маржинальный доход при производстве изделия /1, значит, и большую прибыль.
Следовательно, выбор продукта для производства в таких условиях должен основываться на расчете маржинальной прибыли на единицу ограниченного фактора.
Пример 6.14.
Проведем планирование производственной программы при наличии ограничивающего фактора с использованием системы direct costing.
Пусть в цехе производятся четыре изделия с сопоставимыми характеристиками.
Рассмотрим последовательность аналитических расчетов в ходе планирования. Допустим, в цехе могут производиться пять близких по технологическим характеристикам изделий. В табл. 6.11 приведены значения маржинального дохода на единицу каждого изделия, время на обработку каждого изделия и максимально возможные величины сбыта в месяц. Ограниченный фактор — фонд рабочего времени цеха — составляет 1000 ч в месяц.
Таблица 6.11
Планирование производственной программы, этап 1
Изделие. | Маржинальная прибыль, руб/ед. | Время обработки, ч/ ед. | Максимальный сбыт, ед. | Относительное маржинальное покрытие. | Очередность выбора. |
Л | |||||
В | |||||
С | |||||
D |
На основании показателей маржи пального дохода и времени обработки для каждого изделия рассчитывается показатель маржинального дохода на единицу ограниченного фактора (относительное маржинальное покрытие, см. гр. 5 табл. 6.11).
Полученные значения ранжируются по мере убывания, и в первую очередь в план производства попадают изделия с более высоким относительным маржинальным покрытием (гр. 6).
Далее формируется производственная программа на основе данных об очередности выбора, времени на обработку изделия и максимально возможного сбыта данного вида изделия (табл. 6.12).
Таблица 6.12
Планирование производственной программы, этап 2
Изделие и ранг. | Количество, ед. | Время на производство, ч. | Остаток фонда рабочего времени, ч. |
А (2) | 80 — 2 = 160. | 800 — 160 = 640. | |
В ( 3). | 50 • 8 = 400. | 640 — 400 = 240. | |
С (1). | 60 ¦ 4 = 240. | 1040 — 240 = 800. | |
D (4). | 240: 6 = 40. | 40 • 6 = 240. | 240 — 240 = 0. |
Итак, система direct costing позволила сформировать производственную программу, которая обеспечит получение предприятием максимальный маржинальный доход.