Антропологический материализм Людвига Фейербаха
Теория познания Фейербаха призывает изучать природу как вещественную, материальную и чувственную основу человека. У человека как раз столько чувств, сколько необходимо, чтобы принимать мир. Всякие сомнения, споры людей кончаются там, где начинается чувственное знание. Людвиг Фейербах (1804—1872) изучал в Берлинском университете богословие, увлекался гегелевской философией. Но уже в первом… Читать ещё >
Антропологический материализм Людвига Фейербаха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Людвиг Фейербах (1804—1872) изучал в Берлинском университете богословие, увлекался гегелевской философией. Но уже в первом сочинении «Мысли о смерти и о бессмертии» он критикует теологию и поворачивается к материализму.
Не получив признания в официальных университетских кругах, Фейербах поселился в деревенской глуши, где и занялся литературной деятельностью в области философии. В 1840 г. в «Сущности христианства» Фейербах дает развернутую критику Гегеля. Философия не может достичь положительных результатов, замыкаясь в рамках чистой мысли, она сама не может создать жизнь. Лишь изучая природу, философ приобретает новые знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы природы и человека, бессмысленна. «Абсолютный дух» Гегеля есть обыкновенное человеческое сознание, но оторванное от человека.
Существо идей Фейербаха:
- — природа существует независимо от философии, мышления и сознания человека;
- — природа — это основание, на котором вырастают люди — продукт природы;
- — высшее существо Бог, созданный религиозной фантазией, — это фантастическое отражение человеком своей собственной сущности;
- — природа — источник всех знаний, с нее начинается и философия — мать всех наук;
- — «Дух следует после чувства, а не чувство после духа. Мысль человека — это конец, а не начало вещей».
Вся философия Фейербаха складывается из отношения человека и природы, где человек — часть природы. Но природа активна, а человек пассивен. Человек Фейербаха — абстрактное, биологическое существо, рассматриваемое вне зависимости от социальной среды и практической деятельности.
Теория познания Фейербаха призывает изучать природу как вещественную, материальную и чувственную основу человека. У человека как раз столько чувств, сколько необходимо, чтобы принимать мир. Всякие сомнения, споры людей кончаются там, где начинается чувственное знание.
Две ступени познания:
- — деятельность сердца, оно полно чувственной энергии;
- — деятельность головы, она нацелена на общее.
Чувства отражают, рассудок обобщает. Чувства дают представления о предмете, рассудок — название ему. Но название — это только представитель предмета, часто порождающий заблуждения. Критерий истины — согласие людей во мнениях. Фейербах атеист. В «Лекциях о сущности религии» он доказывает, что человек создал разные религии, т. е. сам создает Бога, а не Бог создал человека. Вместо старой религии Фейербах предлагает новую — религию любви. Любовь — религия, а Бог — достижение любви. Поскольку без религии нет нравственности, — нет и добродетели, а значит, нет и счастья, поскольку счастье человека в нравственном совершенствовании. Человек должен открыть Бога в себе, в высших своих побуждениях, в любви, в том числе и в отношениях мужчины и женщины.
Человек с его чувствами — предмет и философии (антропологии) и религии. Общество — естественная родовая связь, где главное — это стремление к счастью и любви. Человек человеку — Бог. Личное счастье возможно только в связи со счастьем других. Человеческий род продолжается благодаря действию этих чувств.
Фейербах, критикуя Гегеля за его идеализм, перечеркнул и идею развития. Счастье человека не исторично. А стремление к счастью — главное для человека.
Человек не ступень развития духа (Гегель), он сам себе Бог. Сущность человека индивидуальна и универсальна. Она проявляется лучше всего в общении людей.