Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Показатели напряженности трудовою процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классом 3.1 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями. Под сигналами в том числе могут пониматься промежуточные или конечные производственные показатели, которые сравниваются с эталонными или плановыми. Коррекция (сравнение с эталоном) производится здесь по типу процесса… Читать ещё >

Показатели напряженности трудовою процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хропометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Оценка напряженности трудового процесса проводится на основе учета всех 23 показателей. При этом сначала устанавливают класс по каждому оцененному показателю, а окончательная оценка напряженности труда устанавливается, но наиболее чувствительному показателю, получившему наиболее высокую степень напряженности:

  • класс 1 (оптимальный) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку класса 1, а остальные относятся к классу 2. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к классу 3 (вредному);
  • класс 2 (допустимый) устанавливается в следующих случаях: когда шесть и более показателей отнесены к классу 2, а оставшиеся —

к классу 1,.

  • — когда от одного до пяти показателей отнесены к степеням вредности 3.1 и (или) 3.2, а остальные показатели имеют оценку классов 1 и (или) 2;
  • класс 3 (вредный) устанавливается в случаях, когда шесть или более показателей отнесены к классу 3 — условие обязательное.

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1) устанавливается:

  • • когда шесть показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к классам 1 и (или) 2;
  • • когда от трех до пяти показателей относятся к классу 3.1, от одного до трех показателей отнесены к классу 3.2, а оставшиеся показатели относятся к классам 1 и (или) 2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается:

  • • когда шесть показателей отнесены к классу 3.2;
  • • когда более шести показателей отнесены классу 3.1;
  • • когда от одного до пяти показателей отнесены к классу 3.1, а от четырех до пяти показателей — к классу 3.2;
  • • когда шесть показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от одного до пяти показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше — класс 3.3.

Показатели напряженности трудового процесса оцениваются последовательно.

В группу показателей «нагрузки интеллектуального характера» входят следующие показатели: содержание работы, распределение функций по степени сложности заданий, работа по инструкции — работа по серии инструкций, восприятие сигналов (информации) и их оценка, характер выполняемой работы.

Показатель «содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «при выполнении задания отсутствует необходимость принятия решения» — класс 1 (оптимальный), «решение простых задач по инструкции» — класс 2 (допустимый), «решение сложных задач с выбором, но известным алгоритмам (работа по серии инструкций)» — класс 3.1 (вредный 1-й степени), «эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения по неизвестному алгоритму, единоличное руководство в сложных ситуациях» — класс 3.2 (вредный 2-й степени).

На практике при оценке показателя «содержание работы» можно пользоваться некоторыми достаточно простыми оценочными критериями — для разделения на классы 2 и 3.1 можно использовать оценочный критерий «решение простых (класс 2) или сложных задач с выбором по известным алгоритмам (класс 3.1)» или оценочный критерий «решение задач по инструкции (класс 2) или работа по серии инструкций (класс 3.1)».

В случае применения оценочного критерия «распределение функций по степени сложности задач» можно воспользоваться некоторыми характерными признаками простых задач (не требуют рассуждений, имеют ясно сформулированную цель, отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях, план решения содержится в инструкции (инструкциях), может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий, последовательность действий известна либо она не имеет значения) и сложных задач (требуют рассуждений, цель сформулирована только в общем, необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях, решение необходимо полностью планировать, включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи, последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи).

Так как любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками, то чем больше функциональных обязанностей возложено на работника, тем выше напряженность его труда.

Распределение показателя «распределение функций по степени сложности заданий» по классам напряженности труда следующее: «обработка и выполнение задания» — класс 1 (оптимальный), «обработка, выполнение задания и проверка результата» — класс 2 (допустимый), «обработка, проверка и контроль за выполнением задания» — класс 3.1 (вредный 1-й степени), «контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам» — класс 3.2 (вредный 2-й степени).

При оценке данного показателя следует учитывать, что трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные только на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Поэтому такая деятельность оценивается классом 1.

Напряженность возрастает, когда осуществляются не только обработка и выполнение задания, но и последующая проверка выполнения задания. В этом случае показателю присваивается класс 2.

При этом по данному показателю класс 2 (допустимый) и класс 3 (напряженный труд) различаются, но двум характеристикам — наличию или отсутствию функции контроля и работы по распределению заданий другим лицам.

Классом 3.1 оценивается работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения задания другими лицами. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывают на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда.

Классом 3.2 оценивается по данному показателю такая работа, которая включает не только контроль, но и предварительную работу по распределению заданий другим лицам, поскольку предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам — это наиболее сложная функция.

При применении оценочного критерия «работа по инструкции — работа по серии инструкций» следует иметь в виду, что иногда число инструкций, характеризующих содержание работы, не всегда является достаточно надежной характеристикой интеллектуальных нагрузок. Поэтому следует обращать внимание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единственной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оценивать деятельность необходимо как работу по серии инструкций.

При разделении на классы 3.1 и 3.2 используется лишь один оценочный критерий — решаются задачи по известным (класс 3.1) либо по неизвестным (эвристические приемы) (класс 3.2) алгоритмам. Основной признак при этом — наличие или отсутствие гарантии получения правильного результата. Дополнительным признаком класса 3.2 может быть «единоличное руководство в сложных ситуациях». При этом необходимо рассматривать лишь те ситуации, которые могут возникнуть внезапно, а также в тех случаях, когда руководство действиями других лиц в таких ситуациях обусловлено должностной инструкцией.

Основным признаком показателя «восприятие сигналов (информации) и их оценка» с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса по этому показателю является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для успешного хода рабочего процесса. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «не требуется коррекция действий» — класс 1 (оптимальный), «с последующей коррекцией действий и операций» — класс 2 (допустимый), «с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями и заключительная оценка фактических значений параметров» — класс 3.1 (вредный 1-й степени), «с последующей комплексной оценкой связанных параметров и комплексная оценка всей производственной деятельности» — класс 3.2 (вредный 2-й степени).

При оценке показателя «восприятие сигналов (информации) и их оценка» различие между классами 1 и 2 заключается в отсутствии или наличии необходимости коррекции действий и операций. При этом под действием понимается элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель, а под операцией — законченное действие (или сумма действий), в результате которого достигается элементарная технологическая цель.

Классом 3.1 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями. Под сигналами в том числе могут пониматься промежуточные или конечные производственные показатели, которые сравниваются с эталонными или плановыми. Коррекция (сравнение с эталоном) производится здесь по типу процесса опознавания, включая процессы декодирования, информационного поиска и информационной подготовки решения на основе мышления с обязательным использованием интеллекта, т. е. умственных способностей исполнителя.

Классом 3.2 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой всей производственной деятельности.

Основными характеристиками для оценки показателя «характер выполняемой работы» являются дефицит времени и информации и повышенная ответственность за конечный результат. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «работа по индивидуальному плану» — класс 1 (оптимальный), «работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности» — класс 2 (допустимый), «работа в условиях дефицита времени» — класс 3.1 (вредный 1-й степени), «работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат» — класс 3.2 (вредный 2-й степени).

Критериями для отнесения работ по данному показателю к классу 3.1 является работа в условиях дефицита времени. При этом оценку условий труда следует выполнять при проведении технологических процессов в соответствии с технологическим регламентом. Поэтому классом 3.1 по показателю «характер выполняемой работы» должна оцениваться лишь такая работа, при которой дефицит времени является ее постоянной и неотъемлемой характеристикой, и при этом успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита.

Напряженный труд класса 3.2 характеризует такую работу, которая происходит в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. Понятие дефицита времени было определено выше. Дефицит информации в дополнительных пояснениях не нуждается. А повышенная ответственность за конечный результат должна быть не только субъективно осознаваемой, поскольку на любом рабочем месте исполнитель такую ответственность должен осознавать и нести, но и возлагаемой на исполнителя должностной инструкцией. Степень ответственности должна быть высокой — это ответственность за нормальный ход технологического процесса, за сохранность уникального, сложного и дорогостоящего оборудования и (или) за безопасность людей.

Характеристики нагрузок интеллектуального характера представлены в табл. 8.7.

Характеристики нагрузок интеллектуального характера.

Таблица 8.7

Определение характеристики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой