Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип налогового резидептства (домицилия) и принцип территориальности — принципы, призванные разграничивать объем налоговых прав и обязанностей по субъективному (резидентство) и по объективному (территориальность) критериям. Необходимость подобного разграничения вытекает из доктрины «экономической привязанности» немецкого финансиста Г. Шанца, который сформулировал правила справедливого… Читать ещё >

Принципы межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из основных принципов налогообложения является принцип законности. Существование налогов вне правового поля невозможно. Соответственно и межгосударственное сотрудничество в налоговой сфере в равной степени должно быть урегулировано нормами права. Поэтому понятия «принципы межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере» и «принципы международного налогового права» в рамках данного учебника мы будем считать синонимичными.

Названные принципы нормативно не закреплены и сформулированы на доктринальном уровне. Принципы эти производны от общих принципов международного права и учитывают налоговую специфику регулируемых отношений.

В российской экономической и юридической науке принципы международного налогового права формулировались в работах И. И. Кучерова[1], А. И. Погорлецкого[2], А. А. Шахмаметьева[3]. В целом, мнения всех названных авторов о принципах межгосударственного налогового сотрудничества идентичны, ученые сформулировали следующие принципы.

Принцип налогового суверенитета государства и его налоговой юрисдикции. Уважение к налоговому суверенитету государства, однако, не означает абсолютной независимости государства в его фискальной политике. Государство должно реализовывать свой финансовый суверенитет и осуществлять налоговую юрисдикцию, избегая причинения вреда иным субъектам международного права и уважая их фискальный суверенитет и фискальные интересы.

Принцип налогового резидептства (домицилия) и принцип территориальности — принципы, призванные разграничивать объем налоговых прав и обязанностей по субъективному (резидентство) и по объективному (территориальность) критериям. Необходимость подобного разграничения вытекает из доктрины «экономической привязанности» немецкого финансиста Г. Шанца, который сформулировал правила справедливого распределения (аллокации) налогового суверенитета в зависимости от территории расположения объектов налогообложения и связи потенциальных плательщиков с данной территорией[4].

Принцип сотрудничества и взаимности заимствован в арсенале международного права. Государства должны решать все возникающие проблемы в области налогообложения мирным путем на основании поиска компромиссных взаимовыгодных решений.

Принцип налоговой недискриминации, равенства перед законом резидентов и нерезидентов и недопустимости недобросовестной налоговой конкуренции. Данный принцип означает, что все инструменты международного налогового права не должны применяться исключительно для ущемления прав и во вред как частным лицам-налогоплателыцикам, так и иным государствам.

Принцип справедливос? пи и нейтральности налогообложения действует как в национальном, так и в международном праве равным образом.

До настоящего момента спорным в науке международного налогового права остается такой принцип межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере, как «принцип предотвращения ущерба налогоплательщику вследствие применения международного соглашения«*. Этот принцип понимается как гарантия невозможности увеличения налогового бремени конкретного налогоплательщика в результате применения норм соглашения об избежании двойного налогообложения.

Однако, как отмечают российские авторы, в России данное правило не подтверждено ни нормативными правовыми актами, ни судебной практикой[5][6]. Зарубежные авторы также утверждают, что вопрос о невозможности создания новых (дополнительных) налоговых обязательств в результате применения солашений об избежании двойного налогообложения является спорным. Легальных оснований для такого утверждения нет, а в практике часто случается обратное[7].

В качестве примера того, что применение норм соглашения об избежании двойного налогообложения может ухудшить положение налогоплательщика, М. Ланг приводит ситуацию, когда расходы, направленные на получение доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с международным договором, не могут уменьшать налоговую базу налогоплательщика. Если бы соответствующего международного договора не было, то расходы могли бы быть отнесены на себестоимость, т. е. уменьшили бы налоговую базу. Таким образом, применение международного договора не позволяет налогоплательщику получить налоговый вычет в части расходов и в какой-то степени ухудшает положение данного налогоплательщика. Разумеется, положения соглашений об избежании двойного налогообложения можно толковать так, что они касаются только освобождения от налогообложения некоторых видов доходов, но не касаются режима расходов. Такого толкования придерживаются суды Австрии, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии. Суды Германии, наоборот, полагают, что освобождение от налогообложения в Германии зарубежного дохода автоматически означает невозможность принятия к вычету расходов, направленных на получение данных доходов.

Вышесказанное еще раз подтверждает гот факт, что недопустимость причинения ущерба налогоплательщику вследствие применения международного соглашения в настоящий момент не может быть признана бесспорным принципом международного сотрудничества в налоговой сфере.

  • [1] Кучеров И. И. Международное налоговое право. С. 66.
  • [2] Погорлецкий А. И. Принципы международного налогообложения и международногоналогового планирования. С 35.
  • [3] Шахмаметьев А. А. Международное налоговое право. С. 189.
  • [4] См.: Погорлецкий А. И. Конвергенция национальных налоговых систем // ВестникСПбГУ. Сер. 5. 2005. Вып. 2; Van der Tempel A. Relief from Double Taxation. Amsterdam, 1967.P.31.
  • [5] Шахмаметъев А. А. Международное налоговое право. С. 191.
  • [6] Налоговое право / под ред. С. Г. Пепеляева. М.: ФБК-Пресс, 2000. С. 349.
  • [7] Lang М. Introduction to the law of double taxation conventions. P. 32.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой