Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ведущие государства Европы (1945 год — начало XXI века)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во внешней политике лейбористы провозглашали преемственность политики, проводимой ранее кабинетом У. Черчилля. Великобритания стала основным получателем помощи по «плану Маршалла», что усиливало ее зависимость от США. Развивая военное и политическое сотрудничество в рамках англо-саксонской солидарности, страна сыграла заметную роль в создании НАТО — Организации Североатлантического договора… Читать ещё >

Ведущие государства Европы (1945 год — начало XXI века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великобритания

Во время Второй мировой войны Великобритания понесла значительные людские (400 тыс. человек) и материальные (¼ национального богатства) потери, вырос ее внутренний и внешний долг, она все больше и больше сдавала свои позиции США. Но, с другой стороны, Великобритания закончила войну в числе победителей и была одной из ведущих держав антигитлеровской коалиции. «Триумф и трагедия» — так кратко подвел итоги Второй мировой войны для своей страны лидер партии консерваторов, премьер-министр У. Черчилль.

Весной 1945 г. руководство Лейбористской партии обнародовало свою программу послевоенных преобразований — манифест «Лицом к буд}'- щему». Она предусматривала национализацию ряда отраслей экономики, обещала широкие мероприятия в социальной области, подъем жизненного уровня населения. Консерваторы никакой программы не предложили и, уверенные в популярности своего лидера У. Черчилля, назначили досрочные парламентские выборы на 5 июля 1945 г. Большинство мест в парламенте получили лейбористы, премьер-министром стал их лидер Клемент Эттли. Правительство лейбористов приступило к осуществлению своей программы. В конце 1945 г. был национализированы Английский банк, угледобывающая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и некоторые другие убыточные отрасли. Правительство осуществило ряд мероприятий по усилению государственного регулирования экономики. Лейбористы усилили социальную политику государства, введя в действие новую систему социального страхования, которая предусматривала выплату государственных пособий по безработице, болезни и инвалидности, пенсий по старости. В 1948 г. было введено государственное бесплатное медицинское обслуживание, развернуто строительство дешевого муниципального жилья.

Во внешней политике лейбористы провозглашали преемственность политики, проводимой ранее кабинетом У. Черчилля. Великобритания стала основным получателем помощи по «плану Маршалла», что усиливало ее зависимость от США. Развивая военное и политическое сотрудничество в рамках англо-саксонской солидарности, страна сыграла заметную роль в создании НАТО — Организации Североатлантического договора, призванного «защитить» Европу от влияния СССР. Правительство стремилось укрепить позиции Британской империи ввиду начавшегося в колониях национально-освободительного движения. Независимыми государствами стали Бирма и Индия, некоторые бывшие колонии получили статус доминиона. В 1947 г. в официальных документах термин «Британская империя» был заменен другим — «Британское содружество наций», а вместо слова «доминион» возникает понятие «член Содружества». Британский монарх стал «символом свободной ассоциации независимых наций».

В октябре 1951 г. лейбористы уступили кресло главы правительства лидеру консерваторов У. Черчиллю. Консервативное правительство оставило в силе реформы лейбористов по государственному регулированию экономики, но провело приватизацию нескольких десятков предприятий. В целях экономии бюджетных средств были заморожены некоторые социальные программы. 1950;е гг. были временем относительно медленного, но стабильного роста английской экономики. Британия продолжала удерживать за собой второе после США место в мировой экономике, однако ее догоняли другие страны.

В апреле 1955 г. кресло премьера занял Энтони Иден. С его именем связано участие в англо-франко-израильской агрессии против Египта. Участие в этой авантюре вызвало волну возмущения в стране, что заставило Идена подать в отставку. На смену ему пришел еще один кабинет консерваторов — Гарольда Макмиллана. Во второй половине 1950;х — 1960;е гг. страна развивалась под влиянием научно-технической революции. Появились такие отрасли, как атомная энергетика, космическая, электронная и ряд других. Вместе с тем по темпам экономического развития Великобритания все более отставала в первую очередь от Западной германии (ФРГ) и Франции. В 1961 г. Лондон объявил о своем намерении вступить в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), но прием был заблокирован Францией. Провалы в экономике и внешней политике подорвали авторитет правительства.

На парламентских выборах 1964 г. победу одержали лейбористы. Их лидер Гарольд Вильсон, сумевший удержать партию от раскола, стал премьер-министром. Лейбористское правительство вновь национализировало черную металлургию, повысило пособия и пенсии, заработную плату, усовершенствовало службу здравоохранения, урезало права домовладельцев в пользу квартиросъемщиков. Не удалось правительству одолеть инфляцию, пришлось провести девальвацию фунта, что имело тяжелые последствия для населения.

Во внешней политике был продолжен курс на развитие системы так называемых «особых отношений» с США, активно шло военное сотрудничество. С другой стороны, усилилась ориентация британской внешней политики на Европу, так как Великобритания, не способная уже претендовать на роль ведущей мировой державы, рассчитывала занять место лидера в Европе. В 1967 г. была сделана новая попытка вступления в ЕЭС, но и она была заблокирована. В конце 1960;х гг. особую остроту приобрела ситуация в Северной Ирландии (Ольстер). Пытаясь погасить религиозно-этнический конфликт, правительство в августе 1969 г. ввело в Ольстер английские войска, чем было положено начало новому этапу Ольстерского кризиса.

Неудачи во внутренней и внешней политике привели к падению популярности лейбористов; парламентские выборы 1970 г. выиграли консерваторы, правительство возглавил Эдвард Хит. Консерваторам не удалось добиться стабилизации экономической ситуации в стране, не смогли они найти приемлемого решения ольстерской проблемы. Основным достижением правительства Хита стало вступление Великобритании в ЕЭС с 1 января 1973 г.

По итогам парламентских выборов в феврале 1974 г. обе ведущие партии получили примерно равное количество мест в Палате общин. В октябре прошли вторые в этом году выборы, которые с незначительным перевесом выиграли лейбористы. Попытка Хита создать коалицию с Либеральной партией окончилась неудачей. Лейбористское правительство вновь возглавил Г. Вильсон. Но ни кабинет лейбористов, ни сама партия в условиях падения производства, роста безработицы, инфляции не сумела найти адекватного выхода. Отсутствие реальной стратегии у лейбористов в совокупности с обещаниями консерваторов «покончить с засильем государственной бюрократии» и оказать поддержку мелкому бизнесу, принесли свои плоды.

В то же время значительные изменения произошли в рядах Консервативной партии. В 1975 г. новым лидером старейшей и крупнейшей партии была избрана Маргарет Тэтчер, занимавшая в правительстве Хита пост министра образования и науки. Ей удалось сплотить партийные ряды, изменить имидж партии. Эго привело консерваторов к победе на выборах в мае 1979 г. Впервые в истории Великобритании премьер-министром стала женщина.

Кабинет М. Тэтчер приступил к реформам, основанным на идее возвращения к либеральным ценностям. Главной целью была избрана борьба с инфляцией. Теоретической основой тэтчеризма стала монетаристская доктрина, суть которой — жесткая зависимость размера национального дохода от массы денег в обращении. Управление денежной массой казалось консерваторам идеальным средством для преодоления инфляции. Результатом стало снижение роста цен с 18 в 1980 г. до 5% в 1983 г. Одним из элементов курса консервативного кабинета на усиление действия рыночных факторов в экономике стало сокращение государственного сектора. Сначала уменьшили субсидии и займы, затем началась приватизация госпредприятий и компаний. За девять лет более 2/3 государственных предприятий, в основном убыточных, перешли к частным лицам или коллективам работников. Одновременно было продано более 1 млн муниципальных квартир — 60% жителей страны стали обладателями собственного жилья. Экономическая политика кабинета Тэтчер дала положительные результаты. Высокими темпами возрастал объем производства (4% в год), усилился приток инвестиций в британскую промышленность, укрепилось финансовое положение Великобритании. Все это было достигнуто в силу особой жесткости и неукоснительной последовательности в реализации поставленных целей. Однако экономический подъем сопровождался неоднозначными социальными изменениями. Были урезаны или закрыты многие социальные программы, проходила коммерциализация образования и системы здравоохранения. Усилилась имущественная поляризация населения. Последствиями правления Тэтчер был абсолютный рост долговременной безработицы и реальной бедности, которая выросла до 19% к 1987 г. Стихийные выступления протеста жестко пресекались полицией, была принята серия законов, направленных на ограничение прав профсоюзов на объявление забастовок. Для подавления движения протеста в Северной Ирландии туда был направлен дополнительный военный контингент. Решительные действия Тэтчер во время военного конфликта с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в середине 1982 г. и относительно легкая победа Великобритании повысили популярность премьерминистра. В 1983 г. внеочередные парламентские выборы закончились триумфом консерваторов.

В области международной политики правительство Тэтчер постоянно поддерживало НАТО и расширяло партнерство с США, наращивало военные расходы. До 1985 г. Тэтчер занимала конфронтационную позицию в отношении СССР.

В конце 1980;х гг. в стране ухудшилась экономическая ситуация, возросла инфляция, правительство ввело новый избирательный налог, что явилось крупным просчетом. Обострилась борьба в руководстве партии консерваторов, для многих был неприемлем политический авторитаризм «железной леди». В ноябре 1990 г. Тэтчер подала в отставку с поста лидера партии и премьер-министра.

Главой правительства стал бывший министр финансов Джон Мейджор. Кабинет Мейджора поставил задачу оздоровления экономики, снижения инфляции. Каких-то зримых успехов на этом пути добиться не удалось, правительство избегало радикальных шагов в сфере экономической политики. Более мягкую политику правительство проводило в социальной области, способствовало росту социальных расходов, что импонировало населению. Это позволило консерваторам выиграть выборы в Палату общин 1992 г. Правительство в 1992—1993 гг. подготовило серию документов под общим названием «Хартия граждан», которые закрепляли комплекс базовых прав граждан в той или иной сфере общественной жизни, правила их взаимоотношений с государством. К середине 1990;х гг. экономический спад сменился оживлением, а затем и подъемом. Однако он не привел к росту популярности консервативного правительства.

В то же время существенные изменения коснулись в Лейбористской партии. В 1994 г. произошло обновление руководства, новым лидером партии стал молодой и энергичный Энтони Блэр. Он сосредоточил свои усилия на изменении имиджа лейбористов, формировании их образа как новой партии, исповедующей «новый лейборизм». Блэру удалось разрушить основу основ британского лейборизма — главенство общественной собственности над частной и коллективных ценностей над частными. Концепция «нового лейборизма» ставила целью создание социально ориентированной рыночной экономики при сочетании индивидуальной инициативы с коллективизмом гражданского общества и социальной ответственностью государства. Таким образом, партия порвала с классовым обликом, сместилась к центру и стала подлинно национальной партией.

Парламентские выборы в мае 1997 г. принесли блестящую победу лейбористам. К власти пришел 43-летний Энтони Блэр — самый молодой премьер за последние 200 лет. Ориентирами экономической стратегии Блэра оставались полное преобладание частного сектора, минимальное государственное вмешательство в экономику, всемерное поощрение предпринимательской активности, модернизация технико-технологической базы производства. На рубеже веков экономика Великобритании сохраняла стабильные темпы роста, постепенно снижались уровень инфляции и дефицит государственного бюджета.

Кабинет Блэра инициировал проведение конституционной реформы, предусматривавшей предоставление автономии Шотландии и Уэльсу, изменение избирательного закона, преобразование верхней палаты парламента. В Шотландии конституционная реформа была одобрена большинством голосовавших. Создавался Шотландский парламент со значительными полномочиями, в том числе правом принимать региональные законы, не противоречащие национальному законодательству, устанавливать и взимать налоги. В Уэльсе реформа приобрела ограниченный характер. Лишь частичному реформированию подверглась Палата лордов. Решение вопроса об изменении избирательного закона приняло затяжной характер. Блэру удалось добиться определенных успехов в решении ольстерской проблемы, в частности, восстанавливался политический статус Северной Ирландии, в июне 1998 г. состоялись выборы в Национальную ассамблею.

В 2001 г. Лейбористская партия вновь получила большинство на парламентских выборах, а в 2005 г. Блэру в третий раз подряд удалось привести лейбористов к победе, хотя число мест партии в парламенте в сравнении с предыдущими выборами значительно сократилось. Популярность премьера среди населения постепенно падала. Выборы в муниципальные органы власти в мае 2006 г. лейбористы проиграли, уровень поддержки премьера в стране достиг рекордно низких показателей, росло недовольство лидером в рядах самой партии. В июне 2007 г. в Лейбористской партии прошли выборы лидера партии, им стал Гордон Браун. Блэр официально ушел с поста главы правительства, уступив его Брауну.

Во внешнеполитической стратегии кабинет Блэра сделал ставку на возрождения «особых отношений» с США, продолжая оставаться проводником политики Белого дома в Европе. В 1999 г. Великобритания вместе с США выступила сторонником наиболее жестких действий против Югославии, участвуя как в бомбардировках объектов на югославской территории, так и в наземной операции в Косово. Великобритания активно поддержала процесс «расширения НАТО на Восток», британский военный контингент участвовал в военных операциях в Афганистане и Ираке. Планы Блэра по более глубокой интеграции в ЕС не встретили поддержки ни лейбористов, ни консерваторов. На прежнем уровне отчужденности продолжали оставаться отношения с Россией.

Возглавив правительство, Браун выдвинул ряд инициатив, которые были восприняты позитивно: строительство нового дешевого и экологичного жилья в британской провинции, новый комплекс конституционных мер для обеспечения прозрачности и ответственности властей перед народом, предложения по реформированию международных институтов. Осенью 2008 г., в условиях развития мирового экономического кризиса, кабинет Брауна предпринял решительные действия по спасению банковской системы, стимулированию бизнеса и спроса. Более сдержанные и деловые отношения правительство Брауна поддерживало с Вашингтоном. Вместе с тем, сосредоточившись на преодолении кризиса, правительство недостаточно внимания уделяло другим сферам деятельности. Оставляло желать лучшего состояние государственного образования и здравоохранения, в стране росла преступность, увеличивалось количество иммигрантов, в том числе нелегальных.

На выборах в Палату общин в мае 2010 г. консерваторы опередили своих конкурентов, однако абсолютного большинства не получили. Поэтому впервые в послевоенной истории Великобритании было сформировано коалиционное правительство консерваторов и либерал-демократов. Премьер-министром стал 43-летний лидер консерваторов Дэвид Кэмерон. Возглавив партию в 2005 г., Кэмерон обновил ее руководящий состав, программные установки были смещены с правого фланга ближе к центру, что позволило улучшить имидж партии, привлечь новых сторонников. Внутренняя политика при Кэмероне существенных изменений не претерпела. Острой проблемой остается нелегальная иммиграция в Соединенное Королевство. В 2011 г. Кэмерон официально признал провал политики мультикультурализма в Британии, однако в последующие годы в связи с событиями в Северной Африке и на Ближнем Востоке поток иммигрантов существенно вырос. Проверкой на прочность стал референдум в Шотландии в сентябре 2014 г. за выход из состава Великобритании. Ценой огромных усилий Кэмерону и его сторонникам удалось отстоять целостность страны. Во внешней политике кабинет продолжает оставаться надежным партнером США. Непростые отношения складываются у правительства с Евросоюзом. Критикуя политику Брюсселя, Кэмерон на раз заявлял о возможности выхода Великобритании из ЕС.

По итогам парламентских выборов в мае 2015 г. Консервативная партия добилась абсолютного большинства и сформировала однопартийное правительство.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой