Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Признаки государства как основного субъекта международного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Ф. Ф. Мартенс относит к субъектам исключительно «государства европейской цивилизации», которыми он считает только «более сильные, просвещенные и экономически процветающие государства» (см.: Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. 1. С. 177). Международное право как самостоятельная система права возникло в силу наличия в мире государств и объективной… Читать ещё >

Признаки государства как основного субъекта международного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В классической Вестфальской модели миропорядка государство являлось единственным участником международных отношений и основным субъектом международного права. В современной теории международного нрава в целом господствуют такие же подходы, что вполне справедливо, так как государства являются таковыми в силу своего существования, в силу своей господствующей роли в международном общении.

В силу наличия в мире государств и объективной потребности правового регулирования взаимоотношений друг с другом возникло международное право как самостоятельная система нрава. Только государства наделены правом устанавливать формы международного общения, определять принципы и порядок этого общения. Ф. Ф. Мартенс писал, что именно государство как «юридическая личность» выступает «тем деятелем, который, преследуя в общении с другими государствами поставленные задачи, дает направление и охрану международным отношениям», становясь таким образом «непосредственным субъектом» создаваемого ими же международного права. «Ни монархи, ни частные лица, ни общества, участвующие в международных отношениях, не должны быть считаемы субъектами международного права… Они не имеют самостоятельных международных прав» , — писал он[1]. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что государства признаются основными субъектами международного права по следующим причинам:

  • — международное право как самостоятельная система права возникло в силу наличия в мире государств и объективной потребности правового регулирования их взаимоотношений;
  • — нормы современного международного права предполагают регулирование главным образом отношений между государствами;
  • — в отличие от других субъектов международного нрава государство становится таковым исключительно в результате своего существования;
  • — субъектом международного права государство остается на протяжении всего периода своего существования и правосубъектность государства нс ограничена во времени;
  • — правосубъектность других субъектов международного права проявляется прежде всего в их взаимоотношениях между государствами.

Согласно современной доктрине международного права федеративное государство выступает в межгосударственных отношениях как целостный субъект международного права. Субъекты федерации не выступают на международной арене в качестве самостоятельных субъектов международного права, и, следовательно, заключаемые ими договоры не подлежат регулированию международным правом.

Вместе с тем национальные органы власти того или иного федеративного государства вправе наделять свои субъекты определенным объемом международной деятельности. Государства — члены федеративного государства могут обладать правоспособностью заключать международные договоры, если такая правоспособность признается федеральной конституцией.

Примерами применения такого подхода могут служить конституции таких федеративных государств, как Германия, Канада, Бельгия, Швейцария, в которых входящие в них, соответственно, земли, провинции, кантоны наделяются правами вступать под контролем федерации в международные, в том числе, международные договорные отношения.

Законодательством РФ установлено, что субъекты РФ также вправе осуществлять определенные виды внешнеполитической. Однако в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» осуществление субъектами таких связей четко регулируется и контролируется Российской Федерацией. Особо подчеркнуто, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемые органами власти субъекта РФ независимо от формы, наименования и содержания, не являются международными договорами.

  • [1] Ф. Ф. Мартенс относит к субъектам исключительно «государства европейской цивилизации», которыми он считает только «более сильные, просвещенные и экономически процветающие государства» (см.: Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. 1. С. 177).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой