Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принятие решений на рынке монополистической конкуренции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А — монополистического конкурента; б — совершенного конкурента Определяя оптимальный объем производства, монополистический конкурент также сопоставляет свои предельные издержки и предельный доход (рис. 4.33). Если в точке равновесия (МС = MR) рыночная цена выше средних издержек (Р > ДГС), то фирма получает положительную экономическую прибыль (на рис. 4.33а — это площадь прямоугольника РЕМЖ). Если… Читать ещё >

Принятие решений на рынке монополистической конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что множество фирм продают неоднородный (дифференцированный) продукт на одном рынке.

Монополистическая конкуренция — тип структуры рынка, состоящего из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующегося достаточно свободным входом на рынок и выходом с него.

Именно дифференциация продукции создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, поскольку многие потребители сохраняют приверженность конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако это влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Данная рыночная структура распространена в производстве предметов потребления, легкой и пищевой промышленности, сфере услуг.

Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон (рис. 4.32а), в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции (рис. 4.32б). Высокоэластичной кривую спроса отдельной фирмы делает наличие большого количества товаров-заменителей.

Дифференциация продукта резко повышает роль неценовой конкуренции, в частности рекламы, которая расширяет спрос и снижает его эластичность по цене. Большое число продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объема выпуска и повышения цен и не позволяет фирмам существенным образом влиять на рыночные цены. Вход на рынок монополистической конкуренции является достаточно свободным, что связано с относительно небольшими размерами бизнеса, не требующего значительных первоначальных инвестиций. Но из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей определенной марке вхождение на рынок осуществить гораздо сложнее, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и иметь возможность привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, что требует дополнительных издержек.

Спрос на продукцию фирмы.

Рис. 4.32. Спрос на продукцию фирмы:

а — монополистического конкурента; б — совершенного конкурента Определяя оптимальный объем производства, монополистический конкурент также сопоставляет свои предельные издержки и предельный доход (рис. 4.33). Если в точке равновесия (МС = MR) рыночная цена выше средних издержек (Р > ДГС), то фирма получает положительную экономическую прибыль (на рис. 4.33а — это площадь прямоугольника РЕМЖ).

Равновесие фирмы — монополистического конкурента.

Рис. 4.33. Равновесие фирмы — монополистического конкурента:

а — в краткосрочном периоде; б — в длительном периоде В условиях низких барьеров для входа на рынок эта прибыль будет стимулировать приток в отрасль новых компаний. Дополнительное рыночное предложение приведет к усилению конкуренции, росту затрат на рекламу и снижению рыночной цены. Рыночная цена устанавливается на уровне средних издержек (Р — АТС). Вследствие этого фирмы — монополистические конкуренты в длительном периоде получают нулевую экономическую прибыль, довольствуясь финансовым результатом на уровне нормальной прибыли (рис. 4.336).

Иллюстративная задача 4.19.

На рынке монополистической конкуренции действует фирма с функцией общих издержек ТС = 100 + 10Q + Q2. Спрос на ее продукцию в краткосрочном периоде описывается равенством Р = 97 — 0,5Q.

Определите:

  • 1) уравнение предельных издержек фирмы;
  • 2) уравнение предельного дохода фирмы;
  • 3) объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна;
  • 4) сумму валового дохода и валовых издержек фирмы;
  • 5) размер прибыли фирмы.

Решение:

  • 1) уравнение предельных издержек фирмы: МС = (ГС) '= 10 + 2Q;
  • 2) уравнение предельного дохода фирмы: MR = (TR)

TR = PQ = 97Q — 0,5Q2;

MR = 97-Q;

  • 3) объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна, достигается при условии МС = MR. Следовательно, 10 + 2Q = 97 — Q, тогда Q = 29 шт.;
  • 4) сумма валового дохода: TR = PQ;

Р = 97 — 0.5Q = 97 — 0,5 • 29 = 82,5 ден. ед.;

TR = PQ = 82,5 • 29 = 2392,5 ден. ед.

Сумма валовых издержек:

ТС = 100 + 10Q + Q2 = 100 + 10 • 29 + 292 = 1231 ден. ед.;

5) размер прибыли фирмы: n = TR-TC= 2392,5 — 1231 = 1161,5 ден. ед.

Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС = АС, то при монополистической конкуренции Р > МС, следовательно, не выполняется критерий эффективного распределения ресурсов, при этом Р > min АТС, следовательно, фирма не до конца использует свои производственные мощности, производя продукции меньше оптимального объема, т. е. не выполняется критерий производственной эффективности.

Иллюстративная задача 4.20.

Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. Функция ее предельной выручки задана уравнением MR = 9−2Q (где Q измеряется в млн ед. продукции), а возрастающая часть кривой долгосрочных предельных издержек — уравнением LRMC = 2Q — 3.

Если минимальное значение долгосрочных средних издержек равно 5 ден. ед., то каким излишком производственных мощностей располагает фирма?

Решение.

Под излишними производственными мощностями понимается разница между объемом выпуска, обеспечивающим минимальные долгосрочные средние издержки, и объемом выпуска, при котором фирма максимизирует прибыль.

Так как значения минимальных средних издержек соответствуют точке пересечения кривых средних и предельных издержек, то минимизирующий средние издержки объем выпуска составит 2Q — 3 = 5, отсюда Q = 4 млн ед.

Максимизирующий прибыль фирмы объем выпуска определяется равенством предельного дохода и предельных издержек: MR = LRMC, 9 — 2Q = 2Q — 3, отсюда Q = 3 млн ед.

Таким образом, фирма, имеет возможность производить продукцию в объемах 4 млн ед. в год, но под влиянием сил монополистической конкуренции производит лишь 3 млн ед. Следовательно, она обладает излишними производственными мощностями, равными 1 млн ед. продукции в год.

Неполная загрузка производственных мощностей является платой за дифференциацию продукции. Однако чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные вкусы потребителей. Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценивать монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей. Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции). Возникающие же при прекращении производства большие безвозвратные издержки выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточного производства. В то же время невозможность постоянного получения фирмами экономической прибыли сдерживает научно-техническое развитие таких отраслей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой