Классификации подходов к организации и работе
Второй координатой в классификации подходов к теории организации может быть избрана мера близости подхода к конкретным практическим действиям в организации, если можно так выразиться, мера позитивизма. В соответствии с этой координатой часть подходов носит скорее теоретический, описательный характер и необходима разработка конкретных методик воплощения в жизнь результатов этих подходов. Так… Читать ещё >
Классификации подходов к организации и работе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начало исследований в области организационной теории было положено переводом на английский язык работ Макса Вебера в 1947 г. В 1956 г. стали издаваться журналы Administrative Sciences Quarterly и Academy of Management Journal ставшие местами проведения общеамериканских дискуссий в этой области.
В 1958 г. вышел первый учебник Г. Ливитта Managerial Psychology (Leavitt, 1969).
В 1972 г. в Лондоне вышла в свет книга С. Арджириса The Applicability of Organizational Sociology, ставшая заметной вехой на пути объединения теории с практикой и потребностями пользователей. Автор писал: «Приложимость и полезность являются критериями знаний, которые должны быть объединены. Им необходимо дать равный потенциал как при развитии теории поведенческих наук, так и при выполнении эмпирического исследования» (Argyris, 1972, с. 83).
В настоящее время сложилось поле разнообразных теорий и методов, охватывающих проблематику организаций с разных сторон. Для того чтобы разобраться в этих направлениях теории и практики, необходима работающая их классификация.
Просматривается возможность выделить как минимум два уровня анализа организации. На первом уровне организация представляется как множество подсистем — отдельных индивидов и коалиций. На втором уровне организация рассматривается как нечто единое и неделимое. Уровень анализа организации должен соответствовать уровню теоретических механизмов, которые, как предполагается, оказывают влияние на зависимые переменные организации: ее продуктивность, успешность и живучесть.
В конце 1970;х — начале 1980;х гг. Дж. Фримен и Дж. Линкольн (Freman, 1978) выступили с программными предложениями, углубляющими эту точку зрения.
Второй координатой в классификации подходов к теории организации может быть избрана мера близости подхода к конкретным практическим действиям в организации, если можно так выразиться, мера позитивизма. В соответствии с этой координатой часть подходов носит скорее теоретический, описательный характер и необходима разработка конкретных методик воплощения в жизнь результатов этих подходов. Так, например, в конце 1970;х гг. известный исследователь Г. Саймон (Simon, 1978) предложил модель максимизации рационального выбора, с его точки зрения, облегчающую менеджеру принятие правильного решения.
Однако в адрес этой модели поступило множество замечаний, сводившихся, в частности, к тому, что она хороша в теории, но не учитывает конкретных ограничений, присущих отдельному человеку и даже организации в целом. Модель оказалась скорее нормативной, чем ситуативной и потребовалась значительная работа, чтобы превратить ее в пригодную для практического использования.
Основываясь на двух выделенных выше координатах в анализе имеющихся концепций, авторы упомянутого учебника по социальной психологии разработали классификацию подходов к теории организации, которую мы здесь и приводим (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Классификация подходов к теории организации
Уровень анализа. | Перспективы действия. | ||
Направленный на цели. | Ограниченный внешней средой. | Рациональный или ретроспективный. | |
Индивиды, коалиции. | Теория потребностей Организация труда I Остановка целей Теория ожиданий Теории лидерства Политическая теория. | Оперантиое обусловливание Теория ролей Переработка информации о социуме и социальном влиянии. | Когнитивные теории организации Теория институциализации Язык организации Этнометодология Символический интеракционизм. |
Организация как целое. | Теория вероятности Рынки и иерархии Марксистская перспектива. | Зависимость от ресурсов Популяционная экология. | Теории процесса принятия решений. |
Как и любая другая, эта классификация лишь отчасти отражает действительное положение вещей. Так, теории принятия решений на основании не совсем удачного опыта Г. Саймона попали в одну из клеток. Однако, если бы в основание анализа попала другая теория, например, теория Врума — Яго — Йеттона, ей нашлось бы другое место, более близкое к функции практического использования.