• Понятия о первой и второй сигнальных системах, введенные в науку И. П. Павловым, описывают разные способы отражения действительности мозгом человека и животных. Как считается, вторая сигнальная система есть только у человека. В первую очередь она связана с речью и речемыслительной деятельностью.
• У речи выделяют три основные функции: коммуникативная, регулирующая и программирующая.
• В головном мозге большинства людей за речь отвечают структуры левого полушария. Принято выделять две основные речевые зоны: центр Вернике (в височной доле) и центр Брока (в лобной доле). Первый отвечает за понимание речи (сенсорный центр), а второй — за произнесение речи (моторный центр).
• Критическим в отношении развития речи считается возраст до 5—7 лет.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое первая сигнальная система?
2. Что такое вторая сигнальная система?
3. В чем заключается программирующая функция речи?
4. В чем заключается регулирующая функция речи?
5. Назовите основные этапы развития речи у ребенка.
6. Какие существуют нарушения речи и с чем они связаны?
Практические задания
1. На рисунке латеральной поверхности больших полушарий, представленном на с. 273, заштрихуйте центры Брока и Вернике и кратко опишите, за что отвечает каждый из них.
2. Схематично изобразите последовательность участия мозговых структур в назывании увиденного предмета.