Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рабство и свободный труд в греции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ремесленники—кожевники, горшечники, сапожники и пр. Ремесленные мастерские по большей части были одновременно мастерскими и лавками, в которых торговал и работал хозяин-мастер с несколькими подмастерьями-рабами и свободными. Хозяевами же ремесленных мастерских в Афинах, как и в других греческих торговых центрах, чаще всего являлись метэки. Роль метэков в хозяйственной жизни античных обществ… Читать ещё >

Рабство и свободный труд в греции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Не всегда правильно понимается и соотношение рабского и сво бодного труда в античных обществах.

Рабство в античных обществах не исключало элементов свободного труда ни в ремесле, ни в сельском хозяйстве. Именно сосуществование рабского и свободного труда отличает античные общества от рабовладельческих штатов Северной Америки, где свободный труд был совершенно вытеснен рабством и не играл никакой роли в хозяйственной жизни страны. История же античных обществ представляет историю постоянной борьбы рабского и свободного труда. И, как указывает Маркс, расцвет античных культур приходится на тот период, когда свободный труд окончательно еще не потерял своего значения. Так, например, было в Афинах, в «золотой век» Перикла.

«Как мелкое крестьянское хозяйство, так и независимое ремесленное производство частью составляют базис феодального способа производства, частью же, после его разложения, появляются наряду с капиталистическим производством. В то же время они представляют экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существования, после того как первоначальная восточная общинная собственность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством в скольконибудь значительной степени»1. В другом месте Маркс замечает: «Необходимо… принять во внимание, что даже в эпоху низвержения 30 тиранов не насчитывалось и 5 тысяч афинян без земельной собственности»[1][2]. Структура античного общества была гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Аристотель (в «Политике») различает пять основных групп населения полиса: 1) большинство жителей полиса составляют земледельцы, работающие над производством продуктов питания; 2) затем следует класс ремесленников, занимающихся изготовлением ремесленных изделий, без которых невозможно существование государства; 3) третье место в социальной иерархии занимает класс купцов— оптовиков, закупающих массы товаров, и мелких торговцев, продающих товары в розницу; 4) четвертую категорию составляют феты, выполняющие сезонные работы или работающие по найму в качестве поденщиков; 5) к пятой категории относятся военные, «существование которых столь же необходимо, как и всех других вышеупомянутых сословий, если только государство не желает подпасть во время войны под чужеземное иго»[3]. Рабы выделены в особую категорию, поскольку они не принадлежат к гражданской общине.

Свободные земледельцы и ремесленники—плотники, оружейники, сапожники, кузнецы, ткачи, медники, кирпичники, скульпторы и т. д.—по самым различным поводам постоянно упоминаются в литературных источниках и надписях. Ремесленники и крестьяпе постоянно фигурируют в греческих драмах, трагедиях и комедиях.

Богатейший материал для понимания быта античных ремесленников и крестьян представляют между прочим комедии Аристофана, вводящие нас в самую гущу народной жизни Эллады н, с этой стороны, еще мало использованные.

«…По петушечьей утренней песне Поднимаются все на работу, ткачи, печники, скорняки, мукомолы, Гончары, маляры, столяры, мастера по слесари о-кузнечному делу, Обуваются наспех, впотьмах и бегут*[4].

Большую часть афинской экклесии в V—IV вв., как видно из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, составляли свободные.

Ремесленная мастерская литейщика. Изображение на аттической чате.

Ремесленная мастерская литейщика. Изображение на аттической чате.

Берлин. Государственный музей.

ремесленники—кожевники, горшечники, сапожники и пр. Ремесленные мастерские по большей части были одновременно мастерскими и лавками, в которых торговал и работал хозяин-мастер с несколькими подмастерьями-рабами и свободными. Хозяевами же ремесленных мастерских в Афинах, как и в других греческих торговых центрах, чаще всего являлись метэки. Роль метэков в хозяйственной жизни античных обществ, значительная уже в самом начале, увеличивалась с каждым столетием. В последнее столетие греческой истории среди метэков и вольноотпущенников имелось много богачей, писателей, адвокатов и представителей других интеллигентных профессий. Свободный труд существовал даже в таких сугубо рабовладельческих полисах, как Коринф,. Милет, Сиракузы, Афины и т. и.

Наличие свободного труда в античных обществах, однако, не превращало эти общества в капиталистические. Наоборот, свободный труд, где он применялся в античности, предполагал рабство как основную базу. Ведущая роль в античном производстве всегда принадлежала не свободному, а рабскому труду. Рабский труд наложил свой отпечаток и на свободного мастера. По большей части ремесленники, в особенности в последние столетия полиса, когда рабство пустило глубокие корни в почву эллинских городов, влачили довольно жалкое существование. Презрительное отношение к рабам, как к бесправным существам, и всей их деятельности перешло и на свободных ремесленников. В идеальном государстве Аристотеля рабы и ремесленники исключены из числа полноправных граждан. «Идеальное государство не дает ремесленнику гражданских прав, а если ремесленник—гражданин, то нужно признать, что гражданская добродетель подходит не ко всем, даже и не ко всем свободнорожденным, но только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания»[5].

Мастерские ремесленников, работавших лично или с помощью одного-двух рабов, были мелкими предприятиями, существовавшими при наличии крупного рабского производства. Иногда чисто искусственными мерами поддерживался свободный труд и устанавливалась норма применения рабского труда. Так, например, в Афинах в V в., при Перикле, число рабов, работавших на крупных общественных постройках, было сокращено приблизительно до четверти общего числа работников. При постройке Эрехтейона число рабов не превышало 20—22%. К классу свободных и полусвободных демиургов надо отнести также среднюю и мелкую интеллигенцию, весьма многочисленную в античном обществе, врачей, архитекторов, служащих, торговцев, писцов и многие подобные им категории.

Много свободного гражданства прожинало вне города, в деревне. Наряду с крупными рабскими плантациями во всех греческих полисах существовала масса мелкого и среднего крестьянства, обрабатывавшего свои наделы личным трудом, с участием одногодвух рабов-слуг и лишь в слабой мере затронутого торговым капиталом. В комедии Аристофана «Мир» нарисована сельская идиллия крестьянина, возвращающегося с войны и мечтающего о приятном времяпрепровождении в кругу своих односельчан. Подобные же сцены найдем мы и в другой комедии Аристофана «Ахарняне».

Владения греческих крестьян были весьма скромны. По большей части это были мелкие усадьбы с небольшим виноградником, с огородом в несколько борозд и с соседней общинной рощей, в которой можно было собрать несколько охапок хвороста. Идеалы крестьян, как видно из высказываний аристофановских героев, вполне соответствовали размерам их имений. Греческий крестьянин не люоил войны и города, предпочитая им мирное сельское житье, довольствуясь парой волов, несколькими амфорами вина, несколькими парами овец и праздничным обедом из зябликов и дроздов. В классический период Греции крестьянское население, как показал французский исследователь Поль Гиро в1 «Земельной собственности в древней Греции», было еще довольно густо. Выводы Гиро в отношении устойчивости античного крестьянства вполне совпадают с выводами Маркса и Энгельса. При ведущем рабском производстве Маркс и Энгельс, как мы видели, не отрицали в греческих полисах, в том числе и в Афинах, существования свободных земледельцев, игравших пе последнюю роль в первый период классической демократии, но ослабевших и разорившихся в последующий период, после пелопоннесской войны.

  • [1] Маркс и Энгельс, Соч., т. XVII, стр. 368, прим. 24.
  • [2] Там же, стр. 403, прим. 79.
  • [3] * Аристотель, Политика, IV, 3, И.
  • [4] Аристофан, Птицы, 490—492.
  • [5] Аристотель, Политика, III, 3.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой